Украинские предприятия ВПК пожаловались на произвол сотрудников Территориальных центров комплектования (ТЦК, аналог российского военкомата), которые мобилизуют их работников, срывая, тем самым, оборонные заказы для армии. Обращение на имя председателя правительства Шмыгаля, министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Камышина, главы военного ведомства Умерова и главкома ВСУ Сырского подписали руководители более 40 предприятий.
Среди них, как отмечает украинское издание «Страна», производители снарядов, артиллерии, ракетного оружия, минометов, беспилотников, средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Авторы обращения напоминают, что предприятия ВПК по закону имеют право бронировать до 100% персонала, несмотря на это ТЦК, явно превышая свои полномочия, мобилизуют их сотрудников.
Дело в том, что после достижения работником 25-летнего возраста, предприятие обязано сверять его военно-учетные данные с военкоматом, а сам работник — пройти военно-врачебную комиссию. Однако — утверждают представители оборонных предприятий — не редки случаи, когда сразу после прохождения военно-врачебной комиссии их сотрудникам вручается мобилизационное распоряжение «без возможности осуществить бронирование».
Такая ситуация чревата срывом государственных оборонных контрактов и негативно влияет на обороноспособность государства, подчеркивается в обращении.
В том, что военкомы-полицаи Зеленского на законы давно плюют, на самом деле, нет ничего нового. У них свой план, и они будут стараться его выполнять, используя любые методы, учитывая, что за чинимый беспредел их никто не наказывает. Более того, делается это по прямому указанию тех, кого авторы обращения призывают помочь.
Впрочем, для нас в данной ситуации важнее другое. А именно, те самые сорок с лишним заводов, которые, как выясняется, не познакомились еще с нашими высокоточными ракетами и продолжают работать на военную машину нацистского киевского режима.
То есть, задача демилитаризации Украины на данный момент все еще актуальна. Поэтому такие объекты должны оставаться в зоне нашей досягаемости даже если находятся под землей.
Напомним, в минувшем месяце испанская El Mundo сообщила, что «незалежная» создаёт сеть секретных подземных оборонных предприятий.
Проектом якобы руководит Александр Камышин, бывший директор компании-оператора железных дорог «Укрзализныця», а ныне министр стратегических отраслей. Соответствующее поручение, по сведениям источника издания, ему дал лично Зеленский.
На секретных заводах (некоторые из них, как уточняет El Mundo, находятся под землей, некоторые — на поверхности, но «замаскированы огромными декорациями») выпускаются боеприпасы, все виды беспилотников, БТР «Козак», противокорабельные ракеты «Нептун» и ПТРК «Стугна». Местонахождение предприятий держится в строжайшем секрете.
Ранее о том, что украинские власти, опасаясь российский ударов, перевели часть военного производства под землю, информировал и глава запорожского общественного движения «Мы — вместе с Россией» Владимир Рогов.
По его данным, такие заводы уже действуют в Одесской, Николаевской, Киевской областях и в ряде других регионов, подконтрольных режиму Зеленского. На них, по словам Рогова, осуществляется, в том числе сборка дронов камикадзе украинского варианта с реактивными двигателями.
Как так получилось, что более четырех десятков предприятий ВПК Украины о сих пор не демилитаризированы?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила военного эксперта, руководителя фонда исторических и научных исследований «Основание» Алексея Анпилогова:
— Для того, чтобы не впасть в грех уныния по поводу того, что эти предприятия все еще работают, мы должны понять одну редко упоминаемую истину — де-факто военный тыл и военное производство Украины вносят достаточно скромный вклад в общее снабжение ВСУ.
После того как были исчерпаны достаточно большие, можно сказать, колоссальные запасы советского оружия, украинское руководство просто перешло на военное снабжение из-за рубежа. Вместо того, чтобы начать развивать свою собственную военную экономику.
То, что мобилизация промышленности особо не проводилась, наглядно видно по целому ряду экономических показателей. Все упоминавшиеся в СМИ проекты — например, строительство завода по производству турецких беспилотников Bayraktar или завода Rheinmetall, где собирались производить бронетехнику — оказались не более чем пиар-акциями. Предприятия не были созданы.
Плюс ко всему, те украинские предприятия, которые специализировались на производстве военной продукции — тот же «Южмаш» в Днепропетровске или КБ «Луч» в Киеве, они на какие-то серьезные объемы производства так и не вышли.
По-прежнему основной системой РЗСО у ВСУ является американская HIMARS. По Белгороду украинские боевики били из системы RM-70 Vampire — это чешские аналоги «Градов». А крылатые ракеты, которые летят в нашу сторону, это в основном франко-британские SCALP и Storm Shadow. Опять же, мы все чаще слышим о применении американских оперативно-тактических ракет ATACMS, и почти ничего — о ракетах «Гром» производства «Южмаш».
«СП»: Что это значит?
— Это значит, что предприятия украинского ВПК, которые действительно что-то производили, безусловно, демилитаризованы. Их потенциал во многом был, если не уничтожен, то максимально сокращен. А вот то, что там осталось, это скорее остатки былого величия.
Главное сейчас для режима, это западные поставки вооружений, боеприпасов и военного снабжения. Именно поэтому Зеленский так ныл последние полгода, когда американцы временно перестали передавать оружие Киеву.
В общем, это была большая ошибка украинской власти, что они не развернули свое собственное производство. И сейчас это бьет по Украине бумерангом, потому что вести в нынешних условиях военные действия на истощение она не может.
«СП»: Будет ли какая-то реакция на обращение?
— Однозначно, оно будет проигнорировано. Зеленский и его шайка не ставят на украинскую военную промышленность. Скорее, они готовы свое собственно население полностью утилизировать. Потому что интересы у них — на Западе. А все эти декларативные мантры о вольной и независимой Украине легко нивелируются тем, что они делают.
Сейчас обороты набирает скандальная история с казино, которое Зеленский приобрел недавно — не где-то в Карпатах, тем более, не в родном города, а на Северном Кипре. То есть, смотрите на дела, не обращайте внимание на декларации.
«СП»: Недавно прошла информация, что Украина начала прятать свои военные производства под землю, чтобы их не достали наши беспилотники и ракеты. Что вы думаете об этом?
— Наверное, это можно было себе представить в условиях Первой мировой войны, когда зона поражения была фактически возле линии соприкосновения сторон. Уже во время Второй мировой с этим было гораздо сложнее. В конце войны, напомню, Германия начала прятать стратегические производства именно в подземных выработках. Но это не спасло в итоге гитлеровскую военную машину от уничтожения.
А теперь, учитывая, что еще в марте 2022 года с помощью гиперзвуковой ракеты «Кинжал» в Карпатах был поражен подземный склад боеприпасов ВСУ (этот объект построили в СССР на случай ядерной войны), я вообще крайне сомневаюсь, что можно какое-то достаточно крупное предприятие спрятать под землей и, тем самым, обеспечить его неуязвимость. Есть космическая разведка, и есть «гиперзвук», который пробивает любые, самые углубленные военные бункеры.
Последний пример — уничтожение ВСК России секретного натовского подземного мини-города на Яворовском полигоне под Львовом, где готовили персонал для истребителей F-16 И таких примеров — масса. Поэтому всерьез рассчитывать на то, что на территории Украины можно развернуть масштабное и долго работающее военное производство, это не более чем фата-моргана.
Второй момент. Нужно учитывать, что нынешнее состояние электроэнергетики Украины близко к катастрофическому. А подобные предприятия без регулярного достаточного электроснабжения работать не могут.