Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Как Су-57 до Индии не долетел, лишив индусов самолета 5-го поколения

У Пакистана новейший истребитель появится раньше — Китай своего не упустил

20082
На фото: истребитель Су-57
На фото: истребитель Су-57 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Сначала небольшой экскурс в историю российско-индийских отношений в сфере военно-технического сотрудничества. А точнее в области авиастроения.

В ноябре 1996, после двухлетних раздумий, оценок и переговоров, Министерство обороны Индии заключило с российским АО «Опытно-конструкторское бюро П. О. Сухого» контракт стоимостью $1,462 млрд, предусматривающий поставки высокоманевренных истребителей Су-30МКИ.

А уже в ноябре 2004 года на вооружение индийских ВВС поступили первые боевые машины, собранные на производственных площадях национальной аэрокосмической оборонной компании «Hindustan Aeronautics Limited». В общем, как говорится, все получилось, все срослось.

Поэтому вполне логичной представляется и предпринятая в 2007 году вторая (и опять удачная) попытка организации аналогичного по структуре военно-технического сотрудничества Нью-Дели с ОКБ «Сухого». На этот раз целью проекта, получившего название «Fifth Generation Fighter Aircraft», был назван двухместный многофункциональный истребитель пятого поколения.

Читайте также
Пандемический скандал: За американским ученым, который вывел Covid-19, стояли политики США и большой бизнес Пандемический скандал: За американским ученым, который вывел Covid-19, стояли политики США и большой бизнес Противоковидные меры странным образом не спасли 20 миллионов человек, но в России опять готовы следовать смертельным рекомендациям ВОЗ

Однако такой сценарий абсолютно не устраивал тогда еще почти непуганного «властелина глобуса», пустившего в ход весь свой гнусный арсенал: угрозы, шантаж, обещания и деньги. Очень большие деньги.

Янки не могли не иметь видов на активно растущий индийский рынок, а квинтэссенцией их интересов стало создание в сентябре 2017-го американского лобби, возглавляемого экс-маршалом индийских ВВС Анилом Чопра, ключевой задачей которого стала ликвидация проекта «FGFA». В деньгах у них недостатка не было, поэтому «убеждение» нужных людей в нереальности создания «самолета будущего» на базе Су-57 ввиду эффективности коллективно-западных санкций, прошло быстро и без особых усилий.

В итоге в апреле 2018-го Индия покинула базировавшийся на платформе российского первенца «пятого поколения» истребителя Су-57 проект «FGFA». И это несмотря на то, что всего за девять месяцев до этого события сторонами активно подтверждалось взаимное участие и увеличение финансирования, специалистами ОКБ «Сухого» совместно с представителями «Hindustan Aeronautics Limited» разрабатывалось и принималось порядка пяти десятков усовершенствований и дополнений к базовой модели и т. д.

Проще говоря, индийцы должны были получить самолет, мало чем уступающий российскому Су-57, что даже в стратегическом плане достаточно спорно. Однако, напомним, вторая половина двадцатых — время плодотворной работы сразу трех российско-индийских корпораций, выдававших на «гора» вооружения в промышленных масштабах: Су-30МКИ (г. Насик, штат Махараштра), Т-90С/Т-90СМ (г. Ченнаи, штат Тамилнад) и сверхзвуковые крылатые ракеты «Брамос» (г. Нью-Дели).

Справедливости ради следует отметить, что имелись у проекта «Fifth Generation Fighter Aircraft» и достаточно авторитетные защитники. Такие, например, как генерал Пракаш Катош — военный советник премьер-министра Нарендры Моди и экс-командир группы Para (SF) — Сил специального назначения. Он предупреждал, что самостоятельные разработки самолета пятого поколения традиционно трансформируются в столь привычный для индийцев долгострой, а итогом станет «нечто маловразумительное».

Пракаш Катош приводил в пример быструю и успешную реализацию совместных с Россией проектов, но слова боевого генерала не нашли отклика в сердцах чиновников, ослепленных золотым тельцом, хотя и полностью подтвердились спустя небольшой промежуток времени.

Как бы то ни было, пожелания столь влиятельного «военно-политического партнера» как США, сулившего фантастические преференции от будущего сотрудничества, были поспешно учтены, а датой первого полета своего собственного «стелса», созданного в рамках программы «АМСА», был назначен 2025 год. Правда, еще тогда большинство профильных экспертов назвали это сказкой, и, как оказалось, были они правы.

За прошедшие с момента выхода из совместного проекта шесть лет индийцы создали лишь несколько нелетающих выставочных макетов, к тому же разительно отличающихся друг от друга. Результатом десятилетнего существования национальной индийской программы «АМСА» стало отсутствие прототипа, способного участвовать хотя бы в наземных статических испытаниях.

Срок первого полета индийского «самолета будущего» ожидаемо сместился на 2028 год, и это, по мнению экспертов, далеко не последний сдвиг вправо.

Многие из них приводят в качестве примера первый (и, кстати, единственный) чисто индийский истребитель «Tejas» («Сияющий»), полетевший лишь в апреле 2001 года, на годы серьезно отстав от своих «коллег» по классу — от российского Су-30 более чем на одиннадцать, а от американского F-16 Fighting Falcon вообще на двадцать семь (!) лет. Устаревшим оказалось все — от планера до основных летных и технических характеристик.

Честно говоря, непонимание индийцев масштабности имеющихся в их распоряжении проблем: колоссальном количестве инновационных технологий, без которых невозможно создание самолета пятого поколения, отсутствие собственной силовой установки и многое-многое другое, не может не удивлять.

Пример F-35 Lightning II, проблемы с безопасностью полетов которого растут как снежный ком, индийцам почему-то впрок не пошел. Кстати, китайский прототип самолета пятого поколения Шэньян FC-31 («Кречет»), поднявшийся в воздух еще в октябре 2012-го, не только летает, но и производится мелкосерийно.

Мы не случайно вспомнили о китайском «Кречете». Основной региональный противник Индии — Пакистан намерен в самой ближайшей перспективе решить проблему с самолетом пятого поколения для своих Военно-воздушных сил. Мало того, представители военно-промышленного комплекса Поднебесной даже не считают нужным скрывать, что Исламабад позиционируется ими в качестве главного потенциального покупателя их новейшего истребителя-стелса.

На фото: Shenyang FC-31 (F60)
На фото: Shenyang FC-31 (F60) (Фото: airliners.net)

В январе текущего года главный маршал авиации и командующий ВВС Пакистана Захир Хафизи анонсировал принятие на вооружение первой эскадрильи Шэньян FC-31 уже к концу 2024 года.

В течение четырех следующих лет пакистанский авиапарк китайских истребителей пятого поколения, на сегодняшний день завершившего цикл испытаний, должен вырасти до шестидесяти машин.

Читайте также
GMRLS, ATACMS... Мы не сбивали только «Томагавки» – но, видимо, придется GMRLS, ATACMS… Мы не сбивали только «Томагавки» — но, видимо, придется Американцы решили поугрожать России с Балтики, а Китаю — с Филиппин, разместив пусковые установки «Тифон»

Таким образом, учитывая темпы строительства боевых самолетов в Китае, можно с большой долей уверенностью предполагать, что Исламабад сформирует минимум два полка истребителей «Кречет» еще до того, как индийский «АМСА» в первый раз поднимется в воздух.

Американские «друзья» предлагают Индии решить данную проблему, купив проблемные F-35 Lightning II и модернизированную версию F-16 — «Viper» («Гадюка»). В настоящее время единственным эксплуатантом последних является только Тайвань.

Очевидно, что, клюнув на удочку «гегемона», Индия моментально попадает в технологическую и военную зависимость от Дядюшки Сэма. Как тут не вспомнить предсказание Пракаша Катоша. Вспомнили о нем и сотрудники ANI (индийское информационное агентство), предложив боевому генералу прокомментировать создавшуюся ситуацию.

«Повторяю, отказ от программы «FGFA» был ошибкой, приведшей сегодня к абсолютно абсурдной ситуации. Мы в тупике, в который сами же себя и загнали. Региональные враги Индии ведут счет «стелсов» уже на сотни. В ближайшее время и Пакистан станет обладателем нескольких десятков истребителей пятого поколения.

Несмотря на то, что даже тогда наш отказ от сотрудничества с русскими выглядел безрассудно, мы сделали это. Теперь пришло время исправлять свои ошибки. Мне думается, что окно возможностей в отношении Су-57 полностью еще не закрыто.

ОКБ «Сухого» запатентовало свой «Felon» (по кодификации НАТО «Преступник») с учетом рынка Индии. На сегодня это единственная наша возможность в относительно короткие сроки получить «невидимки» пятого поколения", — резюмировал индийский генерал.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Михаил Матвеев

Депутат Госдумы РФ, заместитель председателя парламентского комитета по региональной политике и местному самоуправлению

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня