Казалось бы — весьма ободряющая, но одновременно и достаточно тревожная, как представляется, новость: в минувшую среду агентство ТАСС сообщило, что 28 июля в Санкт-Петербурге и Кронштадте в честь Дня ВМФ России состоится очередной Главный военно-морской парад (ГВМП). Почему тревожная? Постараюсь объяснить.
Полный состав парадного расчета наших боевых кораблей и катеров, которых планируется привлечь к празднику на рейдах обоих городов, пока не сообщается. Но уже известно, что, в отличие, скажем, от прошлого года, вместе с российскими военными моряками перед зрителями предстанут и иностранцы.
Замкнут кильватерный строй в торжественном прохождении вдоль берегов Кронштадта почетные гости из Алжира. А именно — их крупный (полным водоизмещением в 5740 тонн) учебный корабль «Ля Суммам», спущенный на воду в 2005 году на верфях Шанхая.
Однако самое интересное дальше. Всего в параде в Финском заливе, как стало известно, Москва планирует задействовать сразу семь атомных и дизель-электрических субмарин и 21 надводный корабль.
Нельзя не обратить самое пристальное внимания, считаю, на такие строки из информационного сообщения ТАСС: «На предстоящем ГВМП от Северного флота примут участие шесть боевых единиц — три надводных корабля (в их числе большой противолодочный корабль «Североморск» и большой десантный корабль «Иван Грен» — «СП) и три подлодки. В частности, на Большом Кронштадтском рейде встанут многоцелевая атомная подлодка К-561 «Казань» и торпедная атомная подлодка Б-448 «Тамбов».
Вот на «Казани» и «Тамбове» и сосредоточимся. Почему это важно? Потому, что год назад главная интрига ГВМП-2023 как раз и состояла в том: придут ли для участия в точно таких же торжествах североморские атомные подводные лодки на Балтику? Или Москва в отблесках тревожных фронтовых событий вокруг Украины не решится отдать приказ на их проход сначала вокруг всей Скандинавии, а затем — исключительно в надводном положении мелководными Датскими проливами?
Тогда складывалось впечатление, что на самом российском верху по этому поводу было сломано немало дискуссионных копий. Очень похоже, что некто очень влиятельный и большой поклонник всевозможных оркестровых литавр, барабанного боя, салютных громов и прочих парадных атрибутов настаивал, что нам все возможные опасности подобного межфлотского перехода совершенно нипочем. А во имя грядущего флотского блеска, наплевав на все риски, атомоходы из Заполярья надо срочно отправлять в предпраздничный поход. И тем в очередной раз продемонстрировать всему мире хотя бы часть носителей отечественной ракетно-ядерной «кузькиной матери».
Другие (исходя из контекста — тоже лица с серьезными политическими полномочиями), вероятно, придерживались противоположной точки зрения. И до последнего взывали к благоразумию.
В чем суть осторожных, но резонных, как представляется, сомнений? В навигационном плане выполнение первоначального замысла ГВМП-2023 означало, что два очень мощных и достаточно современных многоцелевых атомохода согласно датскому королевскому указу от 25 июля 1951 года «О допуске иностранных военных кораблей и военных самолетов в пределы датской территории в мирное время» обязаны будут с предварительным уведомлением Копенгагена форсировать проливы непременно на виду у всех, обязательно в надводном положении и под Андреевским флагом. И не самым спешным ходом пройти таким образом не менее 200 морских миль.
На этом пути их могло бы вероятно, подстерегать всякое. Скажем, украинские или союзные им диверсанты из Сил специальных операций на обычной яхте, рыболовецком сейнере или прогулочном катере, которых не счесть в здешних водах.
Они в состоянии, допустим, подойти к любому из атомоходов почти вплотную и врезать по нему из обычного, предположим, пехотного гранатомета. Если не стоит задача устроить ядерную катастрофу в Европе — целить куда-нибудь подальше от реакторного отсека. Например — в рубку или куда-то под нее.
Любая современная субмарина, следующая в надводном положении, от такого определенно не пошла бы сразу ко дну. И не взорвалась бы. Но получила бы тяжкие повреждения. А ее фото с большой дырой в обрезиненном корпусе в секунду облетели бы все средства массовой информации мира. И тут уж России стало бы точно не до парадов.
Могли бы даже чисто теоретически наши подводники собственными силами предотвратить столь злодейское и неожиданное нападение? Как? Чем?
В отличие от многих наших надводных кораблей, в последние месяцы с разными степенями успеха и различным оружием атакованных украинцами в Черном море, ни «Вепрю», ни «Казани» отбиваться от надводной опасности было бы совершенно нечем. Скорострельные пулеметы, по опыту боевых событий вокруг Украины на них не установишь. А что еще придумать?
Надежда в таком случае легла бы только на надводные боевые корабли Северного флота, тоже назначенные к участию в ГВМП-2023. И поэтому просто обреченные следовать в едином строю с атомоходами и общим курсом.
В тот раз, напомню, это были большой десантный корабль «Иван Грен» и большой противолодочный корабль «Североморск». Которым, в таком случае, предстояло послужить кораблями охранения следующего на парад конвоя.
На «Североморске» и «Иване Грене», конечно, всевозможных пулеметных и артиллерийских стволов достаточно. Однако как уловить тот момент, когда враг в совершенно мирном обличье, предположим, выберет конкретную секунду для диверсионной атаки? Как решиться без санкции Москвы открыть огонь по диверсантам в территориальных водах чужого государства? К тому же — активного члена НАТО?
Словом, это могла бы просто гигантская провокация в проливной зоне с совершенно неясными военно-политическими последствиями и перспективами.
Скажете: абсолютно невозможный сценарий в самом центре Европы? А кто в свое время в трезвом уме и здравой памяти мог хотя бы на мгновение допустить подрывы ниток «Северных потоков» почти в том же районе Балтики? Но ведь рванули же! И совершенно по сей день безнаказанно.
Уверен, что и год назад, и сегодня подобные мысли грозовыми тучами бродили под многими адмиральскими фуражками в России. Отсюда и годичной давности плохо скрытые от народа сомнения: идти или не идти атомоходам на ГВМП-2023?
В публичном пространстве эти, безусловно, напряженные споры российских политиков и флотоводцев год назад отзывались так. Сначала казалось бы — ни с того, ни с сего 5 мая 2023-го уже упомянутое информационное агентство ТАСС вдруг известило, что «решение о проведении Главного военно-морского парада пока не принято». Однако, мол, поскольку организационной работы впереди очень много, а время не ждет, военные моряки и оборонная промышленность все же по собственному почину и на собственный страх и риск все же начали подготовку к ГВМП.
Все пока, дескать, «на этапе планирования и определения сценария». «Решение о проведении парада будут принимать соответствующие должностные лица», — зачем-то и кому-то очень туманно пояснил ТАСС неназванный собеседник агентства.
Которого внешне никто, кстати, не тянул за язык. Но которого лично я понял так: «Принципиальное решение на уровне Кремля насчет ГВМП принимается непозволительно долго. Отступать нам дальше некуда. Поэтому начинаем тратить деньги на собственный страх и риск. Но предупреждаем — к прокурору за это не хотим».
Спустя чуть менее месяца, 1 июня того же года, родилось новое, куда более конкретное, чем прежнее, сообщение ТАСС про ГВМП-2023: «Пять кораблей и атомных подводных лодок Северного флота задействуют в Главном военно-морском параде, который состоится в Санкт-Петербурге и Кронштадте в День ВМФ России… Предполагается участие… атомоходов „Казань“ и „Вепрь“, который встанет в парадный строй уже в третий раз».
Таким образом могло показаться, что все страхи, связанные с проходом атомными подлодками балтийской проливной зоны, верховной российской властью были сочтены излишними. Следовательно, экипажи «Казани» и «Вепря» с самого верху получили приказ: «Корабль к бою и походу приготовить!».
Только не тут-то было. Прошла еще всего пара недель и 13 июля тот же ТАСС выдал такую новость: «Атомные подводные лодки Северного флота (СФ) не будут участвовать в Главном военно-морском параде (ГВМП). Об этом ТАСС сообщили несколько источников, близких к Военно-морскому флоту (ВМФ) и оборонно-промышленному комплексу.
И далее: «В ГВМП-2023 атомные подводные лодки СФ не будут принимать участие, в отличие от предыдущих парадов», — отметил один из собеседников агентства. Другой подтвердил эту информацию, уточнив, что «атомные субмарины впервые не будут задействованы в военно-морском параде».
В итоге ровно так и случилось. «Казань» и «Вепрь» в тот День ВМФ на Балтику не пришли, а их экипажи свой профессиональный праздник отметили в собственных заполярных базах.
То есть — разумная осторожность в 2023 году взяла в Москве верх. И вот теперь настал 2024-й. И снова тот же вопрос: отправят ли атомоходы Северного флота в Финский залив на этот раз?
Если следить только за официальными сообщениями — ныне ни в чем на сей счет сомнений нет, решение заблаговременно принято. Атомные подводные крейсера, назначенные в парадный расчет, названы поименно и, наверное, уже принялись наводить соответствующий лоск в отсеках. Это означает, что «беда прошла — мужик поднялся»?
С чего бы такой благодушный вывод? В смысле международной политики по берегам Балтийского моря дела обстоят нынче даже намного грозней, чем год назад.
Если конкретней: около шести месяцев назад, в ноябре 2023-го, с подачи британской газеты Financial Times пошли разговоры, что Дания в рамках разрабатываемого Брюсселем нового пакета антироссийских санкций вероломно готовится заблокировать для наших танкеров те самые Датские проливы, о которых мы и ведем речь. Утверждалось, что нацелены эти меры и на фрахтовые компании, продающие РФ свои старые нефтеналивные суда, которые впоследствии якобы входят в состав российского танкерного флота.
Месяц назад, 5 мая, ВМС США в ходе учений при помощи Boeing C-17 Globemaster III доставили на датский остров Борнхольм контейнерный ракетный комплекс Mk70, способный стрелять как многоцелевыми ракетами Raytheon Standard SM-3 и SM-6, так и высокоточными оперативно-тактическими крылатыми ракетами типа Tomahawk.
Дальность полета последних позволяет держать под прицелом любые объекты не только нашего Балтийского флота, но и даже Северного. О чем на днях публично предупредил заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Касатонов.
Наконец, в конце мая Швеция под предлогом «растущей российской угрозы» принялась спешно усиливать свое военное присутствие на острове Готланд. Выяснилось, что главнокомандующий вооруженными силами Швеции Микаэль Бюден считает, будто Россия намерена получить полный контроль над Балтийским морем. А, по его словам, без захвата Готланда ей в этом деле не обойтись.
«Я уверен, что Путин даже смотрит на Готланд обоими глазами. Цель Путина — получить контроль над Балтийским морем. Вероятно, он также положил глаз на Аландские острова. Россияне внимательно следят за происходящим на входах и выходах в Балтийское море», — сказал военачальник в интервью RND. По словам шведского главкома, «кто контролирует Готланд, тот контролирует Балтийское море».
То есть в Балтийском море только что еще не закипает. Но очень близко к этому. И на таком практически предвоенном фоне мы намерены презреть все риски и отправить-таки свои атомные подводные лодки в Датские проливы? Ради чего? Ради одного только парада?
Все-таки гулять по старым граблям это, видимо, действительно старая русская национальная забава. Особенно по праздникам.