24 июня подписан меморандум между российскими Сухопутными войсками и Королевской армией Камбоджи о взаимопонимании «с целью укрепления и расширения связей».
Военные аналитики оценивают это событие по-разному. Глава Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич предполагает, что в перспективе в этом государстве юго-восточной Азии может появиться российская база.
Действительно, королю Камбоджи российские войска могли бы принести пользу. У кхмеров есть территориальные претензии к соседям: Вьетнаму, Лаосу и Таиланду.
Однако политолог и военный эксперт Александр Храмчихин высказал «Свободной Прессе» мнение: ни о каких военных базах России в Камбодже в обозримой перспективе речи быть не может.
— Меморандум — это не документ, а декларация о намерениях, которые могут быть реализованы или нет. Ничего не означающая вещь.
Эксперты обратили внимание на то, что бумага стала первым в истории военным меморандумом между двумя странами. Больше комментировать нечего.
«СП»: Но военным двух стран зачем-то понадобилось составить бумагу и подписать ее. Для чего это нужно России и Камбодже?
— Кхмерам такой мощный и грозный союзник, как Россия, не помешал бы, конечно. И военная помощь была бы кстати. Но до тех пор, пока не будет подписано какое-то реальное соглашение, — говорить не о чем.
А Россия расширяет свое присутствие во всех тех странах, где это возможно.
«СП»: Прозвучали предположения, что мы там разместим военные базы.
— Это всё — фантазии. На основании меморандума не делается вообще ничего.
Сухопутные военные базы в Камбодже для России не нужны абсолютно точно. Что касается военно-морских и военно-воздушных баз — теоретически всё возможно, но это вопрос длительного времени.
И я считаю, что нам было бы лучше восстановить военное сотрудничество с Вьетнамом, чем заниматься Камбоджей. Это было бы намного эффективнее.
Вьетнам гораздо сильнее в военном плане, и он сам способен быть полезным союзником. И традиционно он с нами гораздо теснее связан.
«СП»: А у нас военное сотрудничество в Вьетнамом сейчас прекращено?
— Существует только обслуживание вооружений, которое Россия продала в прошлом. И, может быть, — мелкая торговля какими-то новыми вооружениями.
А раньше во Вьетнаме существовала крупнейшая база нашей страны за пределами Варшавского договора.
«СП»: Сейчас её возможно воссоздать?
— Сомневаюсь
«СП»: Туда уже американцы пришли?
— Нет, американцы никуда не пришли. Вьетнам — себе на уме. Там очень сложная и многоплановая политика. И американцев они не хотят злить, в том числе. Маневрируют, хотя считать Вьетнам проамериканским — смешно.
Но главный враг Вьетнама — это Китай, и исходя из этого Ханой сближается с противниками, а не с союзниками Пекина.
«СП» Одновременно с подписанием меморандума глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что Россия может поставлять оружие своим друзьям.
— Мы можем поставлять оружие всем, кто этого хочет. Для этого меморандумы не нужны, для этого — контракты.
— Россия имеет право продавать вооружения любому государству и покупать вооружения у любого государства.
Это делается на основании соглашений о военно-техническом сотрудничестве согласно статье ООН № 51 «О праве на оборону», — уточнил в комментарии для «Свободной Прессы» генерал-полковник Леонид Ивашов.