Главарь киевского режима Владимир Зеленский заявил, что часть вопросов с Российской Федерацией может быть урегулирована в формате диалога, и такой документ может быть подготовлен довольно быстро.
Невозможно сделать так, чтобы конфликт закончился, а на следующий день все были счастливы, но можно подготовить документ, в котором часть вопросов будет решена не пулями, а тем или иным форматом диалога, отметил он в интервью The Philadelphia Inquirer ["Филадельфийский Обозреватель"], добавив, что необходимо сделать все для проведения второго саммита мира в 2024 году.
Естественно, он не избежал избитых фраз о необходимости к моменту переговоров «максимально ослабить противника», но это, скорее, по привычке и по инерции. Куда важнее то, что он вообще допускает вероятность обсуждения с Россией мирных условий.
В связи с этим «СП» задала представителям экспертного сообщества три вопроса.
«СП»: Неужели кто-то собирается говорить от России о мире с Зеленским? Он же больше нелегитимен.
— Разговаривать о мире с Украиной будет, конечно, наш президент, но, понятно, не с Зеленским, а с теми людьми, которые будут уполномочены на это Верховной Радой Украины. Но это, конечно, только чисто в теории, — уверен политолог Андрей Суздальцев.
— На практике же, естественно, Россия будет вести настоящие переговоры не с украинскими марионетками, а с их хозяевами из Вашингтона. Вот с Вашингтоном Москва будет разговаривать, что называется, по полной программе. И не только о судьбе Украины, но и о проблемах обеспечения мировой безопасности, о возвращении всеобщего мирового контроля над ядерным оружием и так далее.
— Владимир Путин как раз накануне «мирной конференции» в Швейцарии очень подробно высказался на эту тему, этой же позиции придерживается и глава МИД РФ Сергей Лавров, — напомнил историк и политолог Владимир Корнилов.
А позиция наша состоит в том, что мы давно готовы к мирным переговорам и всегда открыты для такого диалога. Наши условия озвучены и всем известны, и даже четко по полочкам разложено, на что мы готовы пойти ради мира, а что из озвученного останется неизменным при любых раскладах.
Проблема легитимности украинской власти в наших глазах, конечно, есть, но, в конце концов, наш президент ответил — пусть уже на Украине сами разберутся, кто там у них легитимен.
Если же дело дойдет до подписания каких-то соглашений, тогда, конечно, мы будем ставить вопрос о легитимности перед Киевом, чтобы впоследствии ни у кого не возникало ни малейших сомнений в правомочности этих договоров. Но поскольку на данный момент какие-либо переговоры с Россией официально на Украине по-прежнему запрещены президентским указом, нас все эти вопросы, в общем-то, волновать не должны.
«СП»: Почему вообще главарь киевского режима сменил пластинку и превращается в «голубя мира»?
— Сначала надо отметить, что, говоря о диалоге с Россией, Зеленский одновременно озвучил в этом интервью и новые «условия мира», — подчеркивает Андрей Суздальцев.
— Это говорит о том, что надежды Киева на достижение мирового консенсуса против России, на предъявление Москве всемирного ультиматума, на что и была направлена конференция в Швейцарии, потерпели полное фиаско.
Вдобавок к этому в Бюргенштоке Зеленский, видимо, получил серьезные порции критики в свой адрес, после чего стал допускать участие России в переговорном процессе. А в интервью «Филадельфийскому Осведомителю» он пошел еще дальше и озвучил только три условия из своей «формулы мира».
Первое условие — сохранение Украины. Это, понятно, подразумевает сохранение его самого у власти.
Второе условие — вступление Украины в ЕС и НАТО. Только этот вопрос уже не к России, а к Западу. Впрочем, на Западе прекрасно понимают, что если Евросоюз ищет себе быстрой и легкой смерти, то это как раз через вступление Киева в ЕС. Потому что Украина обладает уникальнейшим свойством — быстро разваливать до основания любые объединения, в которых она оказывается.
Третье условие — оно, опять же, обращено к Западу. Украина должна получить ресурсы, а главное — деньги, за счет России. То есть речь о замороженных на западе суверенных активов России в 300 миллиардов долларов. Обратите внимание, Киев рассуждает не о людских потерях, а именно о деньгах. Это типично украинский подход - что бы ни случилось, какими бы не были жертвы, «деньги вперед».
Такая риторика, надо отметить, вызвала большое недоумение среди украинских политиков «верхнего эшелона», где привыкли говорить только о том, что Киев обязательно победит, нужно только еще поднапрячься, что российская экономика на грани взрыва и так далее. То, что заявляет Зеленский, никак не вписывается в этот настрой. Думаю, это означает, что он находится сейчас в какой-то точке перелома.
По моему собственному мнению, нам торопиться идти навстречу Киеву в вопросе мирных переговоров сейчас не следует. Надо продолжать методично бить врага, чтобы риторика Зеленского становилась все более и более мирной.
— Рассуждения о мирных переговорах с Россией начались на Украине и на Западе практически одновременно, — обращает внимание Владимир Корнилов.
— Это говорит о том, что до всех наших противников вдруг одновременно дошло — победить Россию на поле боя не удастся. Даже те деятели, которые еще вчера с пеной у рта доказывали, что поставят Россию на колени, сегодня вдруг говорят о мире. И даже Зеленский резко позабыл о своей «формуле мира». Не в последнюю очередь здесь сыграл роль абсолютный провал «саммита мира» в Бюргенштоке, когда стало ясно, что глобальный Юг целиком не поддерживает эту бредятину.
Я думаю, «мирный настрой» Киева и Запад вообще будет еще больше меняться в лучшую для нас сторону в зависимости от успехов наших бойцов на поле боя. Только я бы посоветовал не забывать о словах нашего президента о том, что по мере развития ситуации в зоне СВО условия Москвы по мирным переговорам также будут меняться.
«СП»: Нет ли связи между неожиданным «мирным настроем» Зеленского и провалом Джо Байдена на дебатах с Трампом?
— Я думаю, это вариант имеет право на существование, — полагает Андрей Суздальцев.
— Киевские политики на Банковой изрядно волнуются — если к власти в США придет Трамп, он, без сомнения, будет пытаться «закрыть украинский вопрос», даже не спрашивая мнение самого Киева.
Ведь период президентства Трампа — это единственный период, в течение которого Вашингтон не участвовал ни в каких вооруженных конфликтах. И Украина боится, что Трамп захочет повторить это достижение, которым очень гордится, тем более что сейчас демократы вроде бы надломлены и готовы уступить лидерство республиканцам, хотя, по моему глубокому личному убеждению, просто так они не сдадутся и из власти не уйдут.
— Заметьте, из уст Зеленского о том, что Украина не может ждать долго, и до конца текущего года надо бы начать мирные переговоры с Россией, впервые прозвучали еще до того, как в США состоялись катастрофические для Джо Байдена предвыборные дебаты с Трампом, — заостряет внимание Владимир Корнилов.
— Это значит, что отнюдь не фиаско Байдена в дебатах повлияло на позицию Зеленского. Однако нет никаких сомнений в том, что Запад торопит его с мирными инициативами, пугая возможной победой Трампа на грядущих президентский выборах в США. Это уже открыто признаю европейские политические деятели.