Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Первым на штурм пойдет «Вепрь»

В новейшей машине разминирования экипаж может жить 2−3 дня, не выходя

8323
На фото: БМР-3М «Вепрь»
На фото: БМР-3М «Вепрь» (Фото: Владимир Гердо/ТАСС)

Как выглядит идеальная штурмовая машина ВС России? Ее внешний вид до мельчайших подробностей совпадает с обликом боевой машины разминирования, созданной на базе ОБТ Т-90А — БМР-3МА «Вепрь». К тому же свой уникальный боевой потенциал этот образец, позиционируемый специалистами в качестве одного из вариантов эволюции инженерной техники, неоднократно и наглядно продемонстрировал в зоне специальной военной операции.

Ключевой конструктивной особенностью разработки машин семейства БМР-3 является использование в качестве платформы шасси российских основных боевых танков в сочетании с применением проверенных технических решений и совершенствованием специального оборудования и оснащения.

Новейшая в линейке семейства БМР-3 машина разминирования БМР-3МА («Объект 197А») создана на платформе ОБТ Т-90А, вследствие чего серьезные изменения коснулись не только силовой установки, но и некоторых основных систем. Кроме того, при создании этой перспективной версии было внедрено несколько передовых (в том числе и принципиально новых) конструкторских идей и технических решений.

Читайте также
Операция “Тоннель”: Наши бойцы ворвались в Кирово/Пивничное из-под земли Операция «Тоннель»: Наши бойцы ворвались в Кирово/Пивничное из-под земли Бандеровские эксперты в панике — на Торецком направлении ситуация для ВСУ резко ухудшилась

НИОКР проекта «Объект 197А» выполнены в КБ и производственных цехах АО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф. Э. Дзержинского». И тот факт, что в основу образца легли наработки, компоненты и готовые узлы/агрегаты от Т-90А и БМР-3М значительно упростили и ускорили процесс его создания, испытаний, передачи в серийное производство и принятие на вооружение Инженерных войск ВС России (2017 год).

Функциональное предназначение перспективной БМР-3МА заключается в разведке минных полей и организации в них проходов для личного состава и техники. При помощи комплекта навесного оборудования (тралов) «Вепрь» формирует сплошные или колейные проходы, нейтрализуя взрывные устройства (мины) различных типов и назначений.

Примечательно, что конструкторами на самом высоком уровне решен вопрос физической защиты экипажа, саперного десанта, узлов и агрегатов машины. В конструкции БМР-3МА используется доработанный с учетом повышенных требований броневой корпус танка Т-90А. Вместо башни на шасси устанавливается броневая рубка, а корпус подвергается перекомпоновке внутренних объемов. Существенно увеличена эффективность противоминной защиты.

Лобовая комбинированная броня корпуса танка Т-90А и бортовые экраны усилены блоками динамической защиты, что значительно повышает уровень защиты экипажа, десанта и агрегатов «Вепря» от поражения противотанковыми боеприпасами. Обитаемый отсек получил своего рода аналог бронекапсулы, образованной отдельными броневыми плитами, смонтированными внутри корпуса.

Пространство между внутренней и внешней броней заполняется специальным наполнителем. По утверждению производителя, такая защита способна выдержать подрыв под днищем машины взрывного устройства мощностью до 7,5 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Кроме того, оснащение боевой машины разминирования «Вепрь» защитными экранами типа «супермангал», по мнению профильных экспертов, превращают БМР-3МА в труднопоражаемую и, следовательно, идеальную штурмовую машину.

Ее экипаж состоит из командира и водителя-механика. Причем, и командир (при помощи перископов) и водитель-механик (посредством лобового смотрового прибора) могут вести наблюдение за местностью во время траления.

Их рабочие места оборудованы средствами комфортной работы на протяжении продолжительного периода времени. Даже аварийную отцепку навесного оборудования (трала) экипаж может выполнить без выхода из машины. Мало того, экипаж и десант имеют возможность не покидать без острой на то необходимости БМР-3МА «Вепрь» в течение двух-трех суток.

Читайте также
«99% военных ненавидят его»: Опозоренные украинские генералы сдают Волчанск «99% военных ненавидят его»: Опозоренные украинские генералы сдают Волчанск Российская армия готовится к наступлению на Золочевском участке

Машина оборудована средствами для кипячения воды и разогрева пищи, на ее борту имеется пятисуточный запас воды и продовольствия, предусмотрены компактный биотуалет и индивидуальные санитарно-гигиенические наборы. Соблюдение чистоты и температурного режима воздуха обеспечивают фильтровентиляционная установка и кондиционер.

В обитаемом отсеке предусмотрены места для саперного десанта в составе трех человек, который в случае необходимости может самостоятельно обезвреживать обнаруженные ВУ. Связь внутри машины обеспечивается танковым переговорным устройством, а для коммуникаций с внешними источниками используется радиостанция Р-123М.

«Вепрь» оснащен достаточно широкой номенклатурой средств самообороны:

— по обе стороны бортов установлены блоки унифицированной системы запуска 81-миллиметровых дымовых гранат АЕК-902 «Туча» с сектором обстрела, составляющим всю переднюю полусферу;

— на крыше бронированной рубки расположена крупнокалиберная (12,7 мм) пулеметная установка — «Корд» или НСВТ «Утес»;

— в бортовых укладках имеются автоматы АКС-74У (с боекомплектом), ручные гранаты и два ПЗРК.

Свои основные боевые задачи бронированная машина разминирования «Вепрь» решает при помощи набора самого разнообразного оборудования, как навесного, так и встроенного. Например, подавление радиоканалов управления ВУ осуществляется посредством собственной станции широкополосных помех. При работе саперного десанта вне машины предусмотрено использование аналогичного устройства, но в носимом исполнении.

Доступные в открытых источниках технические и эксплуатационные характеристики БМР-3МА выглядят следующим образом:

— габаритные размеры (ДхШхВ), м — 7,0×3,8×2,93;

— боевая масса (в зависимости от типа трала), т — 50−51;

— ширина сплошного прохода, м:

— при обезвреживании мин с контактными взрывателями — 3,2;

— при обезвреживании мин с магнитными взрывателями — 6−7.

— максимальная скорость, км/ч:

— по шоссе — 60;

— в процессе траления — 15.

— мощность силового агрегата, л. с. — 1000;

— запас хода, км — 550.

Примечательно, что на базе БМР-3МА в рамках проекта «Прорыв-1» была создана перспективная робототехническая платформа разминирования. В ее оснащении предлагается использовать комплекс средств дистанционного и автоматизированного управления по помехозащищенному каналу, что обеспечивает уверенную работу изделия в сложных условиях.

Ну, и в качестве резюме. На примере БМР-3МА мы можем наглядно отслеживать планомерное развитие инженерных бронемашин и даже говорить о некоем прорыве в этом направлении. Самые новые образцы не просто повторяют предшественников с незначительными изменениями на технологическом уровне или с использованием иной базы. Они приобретают принципиально новые функции, а их боевой потенциал позволяет успешно решать недоступные ранее задачи. И уникальная бронированная машина разминирования «Вепрь» — это идеальная штурмовая машина, в разы увеличивающая боевые возможности Инженерных войск ВС Российской Федерации.

Последние новости
Цитаты
Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня