В Соединенных Штатах все громче звучат сравнения просто катастрофической для их страны ситуации в Красном море со «вторым Вьетнамом». То есть — с самой долгой, позорной, дорогостоящей, бесперспективной и кровопролитной в истории США войны после Второй мировой.
А глава Центрального командования военно-морских сил США вице-адмирал Брэд Купер не так давно пошел еще дальше. В интервью программе CBS «60 минут» он заявил, что в абсолютно бесперспективной битве с хуситами за свободу судоходства в районе Баб-эль-Мандебского пролива американцам приходится сражаться не менее интенсивно, чем в годы борьбы с нацисткой Германией.
Поскольку впервые с той поры не только корабли ВМС США наносят удары по объектам врага. Но и по американским кораблям очень энергично стреляют в ответ.
«Я думаю, вам придется вернуться во Вторую мировую войну, где есть корабли, участвующие в боевых действиях. Когда я говорю „участвуют в боевых действиях“, то это бой, где в них стреляют, в нас стреляют, а мы стреляем в ответ», — несколько косноязычно, но, в общем, понятно пояснил свою мысль адмирал Купер.
Добавив, что общая численность только американских экипажей в регионе до недавнего времени составляла более семи тысяч матросов, старшин и офицеров.
А между тем рядом с посланцами США противостоять хуситам сегодня в рамках многонациональной операции EUNAVFOR Aspides пытаются еще и боевые корабли под флагами Франции, Бельгии, Греции и Италии. Под общим командованием греческого контр-адмирала Василиоса Грипариса. Который уже тоже откровенно паникует. Заявляя на весь мир, что добиться хоть какого-то успеха он мог бы лишь в случае, если бы численность его корабельной группировки была увеличена как минимум вдвое. Чего, как понимает сам контр-адмирал, скорее всего, точно не будет.
Собственного «бензинчику» во все более жаркий костер военно-морских страстей вокруг ситуации в Красном море только что плеснуло и британское издание Navy Lookout. По его подсчетам, только на отражение бесконечных воздушных и морских атак БПЛА и безэкипажными катерами со стороны отрядов йеменского движения «Ансар Алла» (хуситы) с ноября 2023 по май 2024 года кораблям стран НАТО пришлось (в основном — на самооборону!) израсходовать различных боеприпасов на общую сумму, превышающую один миллиард долларов США.
Результаты — околонулевые. По информации Navy Lookout, за тот же период «Ансар Алла» исхитрилась нанести удары «примерно по 30 торговым судам», так или иначе связанным с компаниями США, Британии и Израиля. Два из них затонули.
Промежуточный итог: объем торговых перевозок через Баб-эль-Мандебский пролив в сторону Суэцкого канала и обратно сократился примерно на 60−70%. А цены на нефть и нефтепродукты, а также на некоторые иные виды сырья, которые теперь приходится в Европу возить вокруг всего Африканского континента, на мировых рынках как ползли, та и ползут вверх.
При этом в патовой для американцев и НАТО в целом военно-политической ситуации в Красном море ни единого просвета. Наоборот, она вот-вот раскалится докрасна.
Потому что в конце минувшей недели из региона восвояси в сопровождении эсминца УРО «Грэйвли» отправился единственный участвовавший в операции против хуситов с конца 2023 года американский атомный авианосец «Дуайт Эйзенхауэр». Вопреки известной практике командования ВМС США, впервые на достаточно продолжительное время оставив стратегически важный для Вашингтона морской район вообще без авианосного прикрытия.
В Пентагоне утверждают, что на смену «Айку» (как принято там называть «Дуайта Эйзенхауэра»), на передовую борьбы с хуситами скоро примчится тоже атомный «Теодор Рузвельт». Но он сейчас в порту Пусан (Южная Корея). Куда спешно и с явно демонстрационными целями внепланово завернул из Тихого океана сразу после недавнего сенсационного визита президента России Владимира Путина в КНДР. В ходе которого наш лидер, как известно, подписал с Ким Чен Ыном не на шутку встревожившее многих на Западе, в Японии, Австралии и Южной Корее соглашение о масштабном военном сотрудничестве.
Теперь, стало быть, с угрожающими жестами посредством «Теодора Рузвельта» Вашингтон решил вынужденно заканчивать. Поскольку в Красном море у него «подгорает» еще сильней, чем в тихоокеанском регионе. А других боеготовых авианосцев, которые можно было бы экстренно снарядить к берегам Йемена, в распоряжении ВМС США просто нет.
«Эти перемещения являются не признаком поражения, как изображают некоторые. А скорее представляют собой обычную ротацию кораблей после длительного развертывания. Однако нет сомнений в том, что ВМС в Красном море в настоящее время растянуты. Поскольку у США попросту нет достаточного количества доступных авианосцев, а их европейские партнеры еще более истощены», — старается навести собственную тень на явно пораженческий для НАТО плетень Navy Lookout.
«У нас нет желания вводить войска (сухопутные — авт.) в Йемен. Поэтому и нет простых решений для кризиса, которому не видно очевидного конца. Это патовая ситуация», — делает в заключение неутешительный для Запада вывод британский автор.
Словом, в достаточно долгой уже войне против босоногих, казалось бы, хуситов объединенные военно-морские силы Североатлантического альянса наглядно демонстрируют все более и более возрастающую боевую импотенцию. И поэтому тень унизительного «вьетнамского» поражения полувековой давности чем дальше — тем явственней реет над мачтами суперсовременных кораблей, участвующих в операции EUNAVFOR Aspides в Красном море.
Согласитесь: явное цивилизационное и военно-техническое несоответствие противоборствующих сторон и достигнутых ими промежуточных результатов в этом сражении требуют хоть сколько-нибудь внятных объяснений от западных лидеров. Они, как и следовало ожидать, давно озвучены.
Основное из них: «Ансар Алла» не сама по себе внезапно предстала перед миром столь могучей, что смогла бросить серьезный вызов целому блоку НАТО. За ее спиной китайцы, иранцы и русские. Которые оказывают, как минимум, серьезную военно-техническую помощь хуситам. А также снабжают их важнейшей разведывательной информацией. В том числе — в виде информации от космических спутников.
Во всяком случае, так утверждает, например, польское интернет-издание Defence24 в статье под заголовком «США столкнулись с „морским Вьетнамом“ на Ближнем Востоке». И надо признать, что для подобных суждений оснований в самом деле достаточно. В том числе, например, такое.
В марте нынешнего года «Ансар Алла» сенсационно объявила, что уже провела испытания собственного гиперзвукового ракетного оружия. Якобы новая и якобы арабская ракета способна развивать скорость до восьми Махов (около 10 тысяч км/ч) и работает на твердом топливе.
Источник РИА «Новости» сообщил, будто в Йемене намерены вскоре приступить к серийному производству нового оружия для использования в атаках на натовские корабли в Красном, Аравийском морях и Аденском заливе. А также для численно нарастающих ударов по целям в Израиле. В частности, по военно-морской базе Эйлат еврейского государства.
Является ли новость про «хуситский гиперзвук» обычным на любой войне блефом йеменцев? На первый взгляд, это так. Потому что откуда у «Ансар Алла» супероружие, над которым до сих пор без особого успеха бьются конструкторы даже в Соединенных Штатах? В Йемене нет ни соответствующих научно-исследовательских институтов, ни современных ракетных полигонов, ни развитой промышленной базы. Тогда откуда это все?
Про то, что нечто подобное у хуситов, скорее всего, действительно появилось (или скоро появится), говорит тот факт, что сразу после новости про «йеменское гиперзвуковое оружие» тогдашний флагман натовской корабельной группировки атомный авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» немедленно снялся с якоря.
И с эсминцами сопровождения отвалил подальше от все более опасных берегов — в северную часть Красного моря. Встал там на якоря где-то в районе Эйлата. И больше, насколько известно, в сторону Баб-эль-Мандебского пролива не одолел ни мили. А на прошлой неделе, как уже сказано, и вовсе отправился подальше от опасных вод — домой в США.
Если оба эти события взаимосвязаны, стало быть, американцы реально опасаются, что хуситы не столь уж и блефуют. Однако откуда у них в таком случае недоступный для большинства куда более, чем Йемен, развитых стран «гиперзвук»?
Большинство и наших, и зарубежных экспертов уверены, что ничего подобного сам Йемен создать точно не мог. А вот тайно получить от кого-то из своих могущественных союзников: почему бы и нет?
Тогда перечень «подозреваемых» стран становится достаточно узким. Россия, Китай, Иран и Северная Корея. Только эти государства, по открытым данным, достаточно далеко продвинулись в соответствующих научно-исследовательских работах. А Россия — единственная в мире страна, которая уже не раз успешно применила гиперзвуковые ракеты под названием «Кинжал» в ходе реальных боевых действий на Украине.
Все указанные государства, как на подбор, не слишком, мягко говоря, дружны с Западом. Поэтому передать хотя бы часть своих достижений в области ракетостроения тем, кто реально на «море боя» противостоит нынче США — разве это было бы для них не логично?
Из всего перечня претендентов в предполагаемые «спонсоры» гиперзвукового оружия «Ансар Алла» польское Defence24 выделяет именно Россию. Утверждая, что «ничто в настоящее время не вдохновляет противников США больше, чем возможность потопить их большой надводный корабль».
Defence24 продолжает рассуждать о том, к чему это Москве: «Представим себе успешную атаку на корабль ВМС США, которая даже не потопила бы надводное судно, но вызвала бы значительные потери (раненые, убитые) среди экипажа. Эмоциональный отклик в США после чего-то подобного может подтолкнуть американцев к действиям, что приблизят их к так называемому еще одному «Вьетнаму».
Да, для хуситов это может привести к значительным потерям. Но также и к возможности использовать то, в чем они очень хорошо себя чувствуют. А именно — партизанскую борьбу в труднопроходимой местности (в случае высадки штатовских сухопутных войск и морской пехоты войск на территории Йемена — авт.)".
А дальше — дополнительная дестабилизация всего Ближнего Востока, новые внешнеполитические, военные и экономические вызовы для США и их союзников. Как следствие — в нарастающем хаосе НАТО становится не до поддержки Украины.
«Вопрос в том, как далеко зайдут россияне, ищущие формы мести на Западе за военную помощь, предоставленную Украине?», — резонно рассуждает польский эксперт. Мы, полагаю, в состоянии продолжить эту цепь рассуждений.
Кремль не раз заявлял, что в ответ, скажем, на действия американцев в Черном море мы способны ответить ассиметрично и достаточно больно. Обнаружить болевые точки Штатов в других регионах мира и мощно надавить на них.
Разве Красное море сегодня не такой регион для Запада и Израиля? Выходит, здесь и придавим?
А почему бы и нет? Вы только представьте такую ситуацию. Вдруг бы выяснилось, что против кораблей западной коалиции в Красном море хуситы применили бы весьма совершенную высокоточную сверхзвуковую противокорабельную ракету П-800 «Яхонт» (экспортный аналог 3М55 «Оникс») российского производства. Дальность стрельбы — до 300 километров. Скорость полета — до 750 м/с. Стартовая масса — около 3 тонн.
Это, естественно, не хуситский «гиперзвук», который пока в бою никто не видел. Но угроза для американских кораблей более, чем очевидная. Поскольку тактико-технические характеристики позволяют с йеменского берега насквозь простреливать Красное море.
И ведь никто и никогда не доказал бы, что «Яхонты» хуситам поставила «злокозненная Россия». А почему, допустим, не союзная иранцам Сирия?
Ведь еще в 2007 году Москва и Дамаск подписали контракт на поставку партии «Яхонтов». В 2010 году занимавший на тот момент пост министра обороны Анатолий Сердюков подтвердил, что контракт находится на стадии реализации.
А затем в ноябре 2023 года агентство Reuters проинформировало, что располагает сведениями о появлении «Яхонтов» в распоряжении движения «Хезболла». Москва в ответ предпочла сделать вид, что ничего про это не знает. Спрашивайте, дескать, у сирийцев.
Пока в реальных боевых действиях на Ближнем Востоке этот просто отличный ракетный комплекс нигде себя не проявил. Но если бы это случилось в Красном море в зоне противостояния хуситов и НАТО — кто бы и в чем мог обвинить Россию? При давно существующих в мире «черных» и «серых» схем торговлей оружием установить истинных поставщиков гибельных для американцев и их союзников противокорабельных ракет было бы практически невозможно. Только знаменитое и туманное британское: «Хайли лайкли». Которое, как известно, ни к одному делу не подошьешь.
И в свете этих очень логичных, как представляется, рассуждений лично я не понимаю, почему ни единого «Яхонта» так пока и не стартовало в сторону штатовских кораблей в этих слишком медленно, на мой взгляд, закипающих водах? Допустим, в острастку за Севастополь.
Ну, чтобы «второй Вьетнам» для Штатов в Красном море наступил поскорей. Или возникла почва для взаимных компромиссов с Россией.