ВСУ потеряли уже как минимум 18 канадских бронемашин с противоминной защитой Roshel Senator (данные нидерландского проекта Oryx). Большинство из них были подбиты или подорвались на поле боя, но как минимум 2 машины были взяты еще в мае в качестве трофея.
Судя по опубликованным в соцсетях фотографиях, трофейные Roshel Senator в отличном состоянии. Видимо, боевики ВСУ даже не пытались отстреливаться, а просто бросили дорогую технику (каждая бронемашина стоит почти полмиллиона долларов).
Сами производители называли их «броневиками апокалипсиса», рекламируя как крайне надежную бронетехнику. На поверку же оказалось, что Roshel Senator ничем не выделяются на фоне других натовских машин. Более того, сами украинцы жалуются в многочисленных интервью западным изданиям на то, что канадская техника крайне прихотливая и непригодная для реальных боевых действий.
Производит броневики канадская оборонная фирма Roshel Inc., они предназначены для разных боевых миссий: разведки, тактической поддержки, доставки личного состава на передовую. Противоминные автомобили закупило правительство Канады специально для нужд ВСУ. И вот почему: компания Roshel была основана бизнесменом Романом Шимоновым, семья которого имеет украинское происхождение. Шимонов набрал на инженерные и производственные должности членов украинской диаспоры.
В прошлом году вокруг Roshel разразился грандиозный коррупционный скандал. Издание National Post выяснило, что компания давала взятки высокопоставленным сотрудникам Минобороны Украины, ответственным на гособоронзаказ. Взятки давали за то, чтобы украинское Минобороны надавило на федеральное правительство Канады и выбило контракт на 92 млн канадских долларов (почти $67 млн) на поставку 200 бронемашин Roshel Senator.
В итоге закупка была проведена без конкурса, якобы из-за форс-мажорных обстоятельств. Причем запрос на покупку именно этой модели канадской техники поступил… лично от экс-министра обороны Алексея Резникова. Как известно, ныне уволенного с грандиозным позором именно из-за многочисленных коррупционных скандалов.
«Канадская коммерческая корпорация» (CCC), которая занимается экспортными поставками (в том числе и военной техники) начала внутренний аудит и потребовала от Roshel прекратить производство, пока все обвинения в коррупции не будут расследованы. Но потом вдруг запрет был снят: якобы ВСУ так срочно нужны канадские бронемашины, что ни о каком перерыве в производстве и речи быть не может.
Вскрылась вся эта история благодаря Антону Сестрицыну — еще одному украинцу, который был вице-президентом компании по развитию бизнеса. Однако Шимонов уволил Сестрицына как раз вскоре после скандальной сделки на поставку Roshel Senator.
Может, не поделили прибыль? Однако для Шимонова такое увольнение вышло боком: никогда не стоит избавляться от деловых партнеров, знающих все твои грязные тайны.
Уволенный и обиженный Сестрицын и рассказал всем, что у компании Roshel был «общак», откуда выплачивали деньги на «незаконные цели», которые нарушают международные и канадские антикоррупционные законы.
Проще говоря, на взятки чиновникам. Видимо, и лично Резникову, который теперь тоже строит из себя «брошенку», которого Владимир Зеленский уволил не за коррупцию, а по политическим мотивам.
Фигурирует в этом деле еще один украинский коррупционер — Павел Барбул. National Post со ссылкой на документы дела пишет, что именно через Барбула передавались «откаты» от канадской украинской стороне. Согласно отчету Госдепартамента США, Барбулу еще в 2019 году были предъявлены обвинения в крупномасштабной растрате. Он заключал фиктивные контракты на закупки техники для ВСУ во время его пребывания на посту главы украинской государственной оборонной компании «Спецтехноэкспорт».
Еще одна фигура в схеме — Александр Лиев, бывший начальник отдела закупок военной техники Минобороны Украины. Именно он подписал контракт на поставку Roshel Senator. А вскоре после этой сделки Лиев подал в отставку: Украинский антикоррупционный центр обвинил его в пророссийских взглядах.
Очень на то похоже. Roshel Senator — настолько отвратительная бронетехника, что закупить ее для ВСУ мог только человек, искренне желающий Украине военного проигрыша. Издание Bulgarian Military еще в прошлом году рассказывало, что канадские бронемашины просто убиваются на украинском бездорожье: судя по видео в соцсетях, колесные узлы выворачивает наизнанку даже после небольшого износа.
Кстати, компания Roshel закупает шасси и двигатель от знаменитой модели пикапа Ford F-550. Затем они оснащаются специально разработанным кузовом из баллистической стали, противоминными сиденьями и другими элементами безопасности производства Roshel.
Канадское издание CBS News пишет, что Roshel Senator — крайне неудачный пример «интеграции» гражданских и военных узлов.
— Он [бронированный автомобиль] не предназначен для боевых действий на передовой, — говорится в статье CBS News.
Канадские журналисты пишут, что подвеска и колесный узел автомобиля значительно уступают специальным автомобилям военного назначения, таким как американские HUMVEE и Oshkosh или российский «Тигр». Именно с этим и связаны такие огромные потери канадских бронемашин на передовой.