9 июня 1855 года на подходах к Кронштадту на русских минах системы Нобеля подорвались два паровых британских судна — «Merlin» и «Firefly». Это было первое в мире применение морских мин.
Русские и советские моряки успешно использовали мины во всех войнах: 1877−1878, 1904−1905, 1914−1918, 1918−1920 и 1941−1945 годов на всех морских театрах от Балтики до Тихого океана и от Норвежского моря до Чёрного. Западные специалисты не без оснований утверждали, что наши мины — самые страшные в мире.
Днепро-Бугский лиман и Одесский залив являются наиболее подходящими местами для постановки мин во всём бассейне Чёрного моря.
Впервые в Днепро-Бугском лимане русские выставили мины в 1855 году, а в Одесском заливе выставили свыше тысячи мин в 1877, 1914 и 1941 годах. На них погибли не менее 40 кораблей и судов.
В ночь на 18 апреля 1877 года русские паровые катера выставили у Рени на Дунае 21 мину, а затем ещё не менее сотни. Русские мины блокировали турецкую флотилию, имевшую в своём составе 10 броненосных судов, и позволили русской армии без потерь форсировать Дунай.
В 1914—1915 и в 1941 годах наши моряки вновь выставили сотни мин на реке Дунай.
После окончания Второй мировой войны мины советского образца успешно использовались почти во всех локальных войнах — Корейской, Вьетнамской, в Персидском заливе
Но вдруг в феврале 2022 года наши адмиралы забыли о применении минного оружия. А может, для него целей пока нет?
С начала XXI века для безопасности мореплавания на судах мирового морского флота начали повсеместно устанавливать аппаратуру (транспондеры) AIS — Automated Identification System.
После прекращения «зерновой сделки» суда, идущие на Украину, начали использовать детскую уловку, выключая транспондеры и вроде бы становясь невидимками. Понятно, что их заметность для РЛС и космических аппаратов осталась прежней.
Кроме того, вместо прежнего прямого маршрута Босфор-Одесса суда стали использовать обходной путь через территориальные воды Турции, Болгарии и Румынии, где исключено воздействие ВС РФ.
Но на самом деле суда держатся в 50−60 км от берегов и в конце концов собираются на внешнем рейде румынского порта Сулина.
В отечественных СМИ приведены сведения о пребывании на 28 ноября 2023 года 12 судов на рейде Сулина. Причём, указаны их координаты и названия. А далее с рейда Сулина суда, выключив транспондеры, «идут на прорыв» в украинские порты Одессу, Южный, Черноморск (бывший Ильичевск).
Большинство этих судов — контейнеровозы с водоизмещением 20 тыс. тонн и более. Понятно, что в контейнерах зерно не возят, а что возят, нашим адмиралам неинтересно.
Большинство судов в 2023 году пробыло в украинских портах 5−7 суток, некоторые больше, то есть грузовые работы там ведутся довольно интенсивно. Хотя есть исключения, например, DSM «London» дедвейтом 35 тыс. тонн простоял в Одессе 10 суток.
Далее, чтобы не быть предвзятым, процитирую западные источники:
«Украина активно наращивает экспортные поставки по временному морскому коридору в Чёрном море. С августа 2023 года этим маршрутом из портов Большой Одессы — Одесса, Черноморск и Южный — было вывезено 20 млн. тонн грузов, в том числе 14,3 млн. тонн сельхозпродукции».
Об этом со ссылкой на данные украинского вице-премьера Александра Кубракова пишет Bloomberg.
По словам чиновника, поставки осуществлялись в 32 страны более чем 660 судами под разными флагами. Только за январь они составили 6,3 млн. тонн, что «свидетельствует о стабильном росте экспортных объёмов» и приближении их к уровню до февраля 2022 года.
Сообщается, что ещё более сотни торговых судов направляются в эти дни в украинские морские порты, чтобы вывезти около трёх миллионов тонн законтрактованных товаров.
Ранее глава украинского кабмина Денис Шмыгаль на заседании правительства заявил, что в денежном эквиваленте объём морского экспорта за последние шесть месяцев составил 1,9 млрд. долларов. И указал на значимость этих показателей, с учётом того, что «каждая гривна, поступающая в бюджет от экспорта, направляется на обеспечение обороны страны».
А, судя по данным GMK Center, поступления морских грузов всё более возрастают, поскольку все украинские порты активно наращивают перевалку грузов.
В прошлом 2023 году она выросла до 62 млн. тонн. Это на 5% больше, чем в 2022 году, когда портовый грузооборот рухнул в 2,6 раза по сравнению с 2021 годом.
Самое динамичное увеличение перевалки наблюдается в дунайских портах Измаил, Рени и Усть-Дунайск, где совокупный оборот грузов вырос почти в два раза — до 32 млн. тонн. По номенклатуре традиционно лидируют зерновые, а также продукция горно-металлургического комплекса.
Везут ли «нейтральные» суда оружие ВСУ? Об этом у нас вроде бы знают.
«Особый цинизм киевский режим проявил при реализации черноморской зерновой инициативы. Используя её в качестве прикрытия от ракетных ударов со стороны России, в Одессе и других черноморских портах Киев создал существенные запасы вооружений и боеприпасов, которые систематически поставляются на фронт», — заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу, выступая в августе 2023 года на XI Московской конференции по международной безопасности.
Более того, по его словам, «вблизи зернохранилищ были развернуты производство БПЛА и морских управляемых аппаратов, которыми наносятся удары по инфраструктурным объектам в Крыму».
Тем не менее, ничего не делается для блокады украинских портов. Почти. «После разрыва зерновой сделки российские ракеты не один раз наносили удары по украинской портовой инфраструктуре. Ряд ударов затем сопровождался сообщениями о попадании в цеха сборки беспилотников, военные склады, места базирования иностранных наёмников
Но при этом грузооборот морских и речных (на Дунае) украинских портов не уменьшился, а возрос. Большевики понастроили в УССР портовых сооружений на куда больший товарооборот. Портовое оборудование легко ремонтируется, да и Запад оперативно поставляет вышедшие из строя механизмы.
А что делать? Ставить морские мины. Это на порядок или более эффективнее ракетных ударов по портовой инфраструктуре.
Линия Одесса-Тендра (где находятся российские войска) всего 234 км. На этой 234-километровой линии максимальная глубина — 25 м, а средняя — 10 м. Понятно, что на многочисленных песчаных банках мины можно вообще не ставить — там и катера не пройдут.
Кстати, в ходе Первой мировой войны выяснилось, что лучший способ борьбы с подводными лодками (а сейчас с дронами) — блокирование мест их базирования. Вторая мировая война это подтвердила. Наиболее эффективный и самый дешёвый вид блокады мест базирования подводных лодок (дронов) — массированная постановка больших и малых морских мин.
И вот в конце июня 2024 года американское издание The Wall Street Journal сообщило, что украинские морские беспилотники сменили тактику и теперь занимаются активной постановкой донных мин у российских портов. По данным западных СМИ, для минирования использовались итальянские мины Manta, которые были переданы ВСУ.
Вот что по этому поводу сообщал телеграм-канал «Рыбарь»: «Несмотря на то, что в последнее время The Wall Street Journal превратилась в бульварную прессу, в этом вопросе они не обманули. Действительно, факты использования БЭК для установки мин были. Шесть случаев было зафиксировано при участии беспилотника Sea Baby, который установил более десяти мин в 2−5 км от входа в Севастопольскую бухту в сентябре-октябре 2023 года».
Наши официальные источники ничего конкретного, к сожалению, не сообщали. Зато американские адмиралы поздравили Киев с первой в истории постановкой мин с помощью дронов.
Риторический вопрос: почему Черноморский флот не ставит мины в Одесском заливе?