Для начала — очень важное, на мой взгляд, наблюдение от популярного украинского интернет-издания. Оказывается, с начала июля резко снизилось количество ракетных ударов по Крыму со стороны ВСУ. Единственная в текущем месяце, но, к счастью для нас, неудачная попытка обстрела полуострова высокоточными крылатыми ракетами типа Storm Shadow британского производства врагом была предпринята только 5 июля.
Между тем, боевая активность противника на этом направлении еще месяц назад выглядела куда более грозной для России. «Только за 20-е числа июня было как минимум три удара», — констатирует издание. И продолжает: «Два из них были нанесены 23 июня ракетами ATACMS по Севастополю (там, где обломки ракеты упали на пляж Учкуевка, в результате чего погибло пять человек) и по району Евпатории. Ещё одна атака была 29 июня (двумя такими же ракетами по Балаклавскому району Севастополя — „СП“)».
По мнению украинского издания, причина временного, скорее всего, затишья в атаках Тавриды кроется вовсе не в высоколобых тактических соображениях киевского Генштаба. Или в его желании поднакопить Storm Shadow и ATACMS ради, допустим, давно запланированного Киевом и его западными союзниками разрушения Крымского моста. Все проще и куда суровее для врага. Стрелять по полуострову ему становится просто нечем и неоткуда. Или рискованно до такой степени, что лучше пока воздержаться от подобных попыток.
Суть: как известно, любые пуски ракет Storm Shadow противник осуществляет со считанных оставшихся в его распоряжении фронтовых бомбардировщиков Су-24М и тяжелых истребителей Су-27. Но, во-первых, для подъема любых самолетов нужны исправные аэродромы. А географически самые близкие из них к Крыму едва ли не в ежедневном режиме обстреливаются нашими «Геранями-2», «Искандерами» и Х-101. И неизвестно: в каком состоянии там хотя бы взлетно-посадочные полосы? Не говоря уже о самолетных стоянках, пунктах управления полетами, РЛС, складах и прочем.
А что касается конкретно украинских Су-27, то, как мы помним, пару недель назад, 1 июля, пять из них были уничтожены, а еще два — сильно повреждены нашими кассетными боеприпасами на аэродроме Миргород (Полтавская область). И остались ли в распоряжении ВСУ хоть сколько-то подобных и переоборудованных в носители Storm Shadow истребителей, способных подняться в воздух, — эту тайну Киев бережет пуще глаза. Но ясно, что если таковые и есть, то в ничтожно малом количестве.
Наконец — о тех самых штатовских ATACMS, которые уже наряду с Storm Shadow тоже успели натворить бед в российском Крыму. Судя по недавним сводкам Минобороны РФ, с недавних пор за ними, как и за украинскими боевыми самолетами началась настоящая охота.
Так, во фронтовой сводке российского военного ведомства за минувшую неделю констатирован просто невиданный доселе успех. Всего за это время в различных районах Украины нашей оперативно-тактической авиацией, беспилотными летательными аппаратами, ракетными войсками и артиллерией уничтожено сразу семь (!) пусковых установок M142 HIMARS производства США. Подготовленных, как подчеркивают российские военные «для нанесения ударов по территории Крыма».
А это, между прочим, те самые ПУ M142 HIMARS, с которых ВСУ осуществляют и пуски ракет типа ATACMS. Причем, минимум три из них были уничтожены нами 8 июля в районе села Клапая Белозерского района Херсонской области. То есть — вблизи черноморского побережья «страны 404». Что лишний раз свидетельствует: именно для атаки Крыма те установки почти наверняка и были там развернуты.
Откуда у нашей группировки в зоне проведения СВО столь весомые успехи в срыве давно ставших систематическими ракетных нападений на Крым? Ведь этой беде уже скоро два года. Потому что первый удар по зданию штаба Черноморского флота в Севастополе ВСУ нанесли ракетами Storm Shadow еще в августе 2022 года.
С того дня мы только с разным успехом и главным образом — пассивно оборонялись в Крыму от этой все время нарастающей и нарастающей в едином ритме с натовскими оружейными поставками Киеву угрозы. И только буквально месяц-два назад сумели, наконец, перейти в настоящее и комплексное наступление.
Ключевую роль в этом сыграла недавно завершенная важная модернизация российской фирмой «Специальный технологический центр» российских комплексов беспилотного воздушного наблюдения и разведки семейства «Орлан». Отечественные конструкторы сумели «научить» эти БПЛА успешно преодолевать почти любую украинскую систему РЭБ.
Каким образом? Напрочь отказавшись от прежней спутниковой навигации, которая легко заглушалась противником. Вместо сигналов от спутника модернизированные «Орланы» в полете отныне сверяются лишь с радиомаяками и оцифрованными снимками местности с референтными точками, заранее загруженными в их систему управления перед стартом.
Иными словами — примерно с минувшего мая эти дроны-разведчики больше никак не зависят от управляющих сигналов с земли. И продолжают упрямо лететь на выполнение боевой задачи наперекор любым усилиям вражеской РЭБ.
Что это уже дало нам? Очень многое!
Мы уже упомянули о на редкость успешной атаке 1 июля «Искандерами» с кассетными боезарядами аэродрома ВСУ в Миргороде. Это когда как в тире в примерно в сотне километров от линии фронта прямо на самолетных стоянках были расстреляны сразу семь украинских Су-27.
Ракетчики, принимавшие участие в операции, естественно, большие молодцы. Однако без преувеличения: главная роль в том боевом успехе принадлежала создателям и операторам одного из «Орланов». Который едва ли не несколько часов беспрепятственно барражировал над украинской авиабазой. Беспрерывно (что особо взбесило в тот день Киев!) транслируя видеоизображение всего, что под ним происходит, на свой командный пункт. И помогая, таким образом, выбирать оптимальный момент для удара «Искандерами».
Учтем при этом, что «окно возможностей» для такого удара для нас под Миргородом в тот день сложилось предельно «узким». Потому что в действительности целая эскадрилья Су-27 на тот аэродром подскока 1 июля села лишь на дозаправку.
Вот как описывает этот технический процесс авторитетный в сфере боевой авиации, но анонимный автор российского тг/канала «Взгляд человека в лампасах»: «Важно понимать, как происходит дозаправка.
У машин, которые остались у ВВС Украины — Су-27, МиГ-29 — заправка невелика. Плеснуть в каждый заруливший истребитель 5−6 тонн топлива — дело не более 5−10 минут. Если их ждали и поставлена задача срочной заправки. Максимум — полчаса, если никуда не торопиться…
Следовательно, висящий над аэродромом БПЛА должен выдать целеуказание немедленно после заруливания самолетов на места стоянок. Потому что подлетное время ракет — несколько минут! — соизмеримо со временем дозаправки. Если хоть немного задержаться с ударом, самолеты начнут руление к месту взлета. И удар будет нанесен по пустому месту".
Есть основания полагать, что примерно таким же образом с помощью разведывательных «Орланов» были организованы удары по тому же аэродрому Миргород и в последующие дни: 2-го, 3-го, 5-го и 9-го июля.
Всякий раз украинские военные в полном бессилии наблюдали, как над ними долгое время совершенно безнаказанно кружит российский беспилотник. А затем следовала новая атака авиабазы.
Правда, не с таким сокрушительным успехом, как 1 июля. Но лишь потому, что командование ВСУ сделало спасительные для себя выводы.
И больше свои боевые самолеты на дозаправку на этот самый близкий к Крыму аэродром подскока не сажало. Что, собственно, нам и следовало доказать Киеву.
Уверен, что точно по той же схеме на минувшей неделе была организована и первая по-настоящему обезоруживающая воздушная атака по всей Украине на почти неуловимые прежде HIMARS. Которые, благодаря своей высокой мобильности, долго успевали вовремя уносить ноги от русского оружия.
Теперь, судя по всему, с этим покончено. Снова, как и над Миргородом, «Орланы» и «Искандеры» сработали по HIMARS в единой и на удивление скоординированной связке. И у Киева нет никаких причин надеяться, что это хоть когда-нибудь прекратится.
Закономерен вопрос: а где же во время этих атак была украинская система ПВО, которую в последние месяцы НАТО всемерно укрепляет?
Где эти самые Patriot, SAMP/T и прочее чудо-оружие Запада? Почему оно не сбивает тихоходные (скорость от 90 до 150 км/ч, продолжительность полета — до 8 часов) российские «Орланы»?
На это исчерпывающие, на мой взгляд пояснения 10 июля дал тоже до крайности озадаченный американский журнал Forbes: «Переводить на 15-килограммовый беспилотник „Орлан-10“ всего за сто тысяч долларов большие и эффективные ракеты ПВО ВСУ (уже переданные Украине Западом — „СП“) не по карману. Их вес доходит до нескольких сот килограммов. А стоимость — до миллионов долларов за штуку».
Что же остается Киеву? Тамошняя голь на выдумку хитра.
Как рассказывает тот же Forbes в статье «Первая мировая вернулась: ВСУ поднимает в воздух против российских беспилотников винтовые самолеты», «ВСУ совсем отчаялись из-за нехватки оружия и решили сражаться с нашествием российских дронов старым дедовским способом: солдаты просто обстреливают вражеские БПЛА из автомата с заднего сиденья самолета».
По данным американских экспертов, с прошлой недели небо над наиболее уязвимыми с воздуха украинскими городами и военными базами начали патрулировать двухместные легкомоторные спортивные самолеты «Аэропракт А-22» местного производства. Его крейсерская скорость примерно равна той, что у «Орлана» — около 150 км/ч.
При этом Киевом уже опубликовано первое видео такого «воздушного боя». На нем видно, как член экипажа, сидящий на левом (инструкторском) сидении А-22, откинув фонарь кабины, ведет огонь по дрону-разведчику из обычного автомата.
Насколько успешна такая вот организация «легкомоторной системы ПВО»? Пока это сложно сказать. Слишком невелик у украинцев опыт на сей счет.
Стоит лишь, полагаю, упомянуть, что чем-то подобным наши враги где-то с середины апреля от отчаяния уже пытались заниматься над Одессой. Правда, в качестве «истребителей-перехватчиков» там пошли в ход тоже легкомоторные Як-52 местного аэроклуба.
Результативность их полетов тоже пока в открытом доступе не обнародована. Но есть основания предполагать, что она невелика.
Во всяком случае американский журнал делает справедливый, на мой взгляд, вывод относительно «зенитных» экспериментов Киева: «Честно говоря, воздушные бои на спортивном самолете — едва ли лучший вариант для защиты действующего аэродрома. К тому же это может стать угрозой для военных самолетов во время взлета и посадки… Но даже такой убийца дронов всяко лучше, чем вообще никакого».
Можно добавить: с помощью Як-52 и А-22 еще можно хоть как-то попытаться прикрыть от нашей воздушной разведки некий стационарный объект. Вроде военного аэродрома. Но как то же самое проделать с мобильными пусковыми установками HIMARS, выдвигающимися на стартовые позиции или мчащиеся с них в тыл после стрельбы по тому же Крыму?
Правильный ответ: «Никак».
С учетом этого обстоятельства снова обратимся к подсчетам украинской газеты. Ее эксперты рассуждают так: «Чтобы применять ракеты ATACMS по тому же Севастополю, нужно подводить HIMARS куда-то в район Николаева. Откуда до цели будет порядка 270 километров. При этом и над Николаевом российские дроны-разведчики также летают.
Если же говорить об ударе по Крымскому мосту, то, чтобы его «достать» на хотя бы предельных для ATACMS трехстах километрах, пусковую установку нужно подогнать в 11-километровую зону около линии фронта на правом берегу Днепра.
Но уже где-то в районе Новой Каховки. Это создает чрезвычайно высокий риск для установок HIMARS, поскольку российские разведдроны крайне активно работают на десятки километров от линии фронта".
Как в интересах Киева решить эту тактическую загадку — командование ВСУ, видимо, еще не придумало. Отсюда и некая оперативная пауза, возникшая в ракетных нападениях врага на наш Крым.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».