Россияне, подписавшие годичный контракт на военную службу в зоне СВО, с 1 августа по 31 декабря будут получать от государства единовременно по 400 тысяч рублей. Указ об этом подписал Владимир Путин. Таким образом федеральная выплата увеличится более чем вдвое (с февраля 2022-го было 195 тысяч рублей).
Кроме того, президент РФ в своём указе «рекомендовал» российским регионам дополнительно выплачивать контрактникам минимум по 400 тысяч рублей из местного бюджета. «Это связано с непрекращающимися шагами и мерами поддержки участников СВО и их семей», — пояснил Дмитрий Песков мотивы центра.
Глас народа звучит в комментариях к сообщениям СМИ. «В глубинке страны зарплаты 15−20 тысяч. И это не выдумки, это реальность. И когда человек видит в подписании контракта способ решить все свои финансовые проблемы — то это его выбор. Страна лишь дает ему это возможность. Но и риски все понимают», — разложил по полочкам один из комментаторов.
Но есть и скептики, считающие, что потенциальные контрактники теперь могут ожидать дальнейшего роста выплат: «Такими действиями только снижают поток добровольцев. Надо зафиксировать повсеместно — 3 млн сразу за подписание и 1,2 млн — аванс за первые 6 месяцев службы. Итого 4,2 сразу! И больше не менять. Воин должен быть спокоен за дом».
Не прошло и суток с момента публикации указа главы государства, как в Красноярском и Пермском краях, а также на Белгородчине объявили об увеличении региональной выплаты до обозначенного президентом минимального порога — 400 тысяч рублей. А в Тульской области местный бюджет и вовсе будет платить по 600 тысяч.
Таким образом Путин своими действиями, пусть и в мягкой форме — через рекомендацию, убеждение, заставил «отстающие» регионы шевелиться, изыскивать средства и хотя бы немного приблизиться по выплатам к обеим столицам и территориям-лидерам, где эти суммы повысили, не дожидаясь животворящего «пинка» президента.
В настоящее время, по данным СМИ, в Москве за заключение контракта выплачивают 1,9 млн рублей, в Петербурге — 1,8 млн, в Ленобласти — 1,5 млн, в Татарстане — 1 млн, в Краснодарском крае — 1 млн, в Ставропольском крае — 700 тысяч, в Ростовской области — 1,2 млн, в Калужской — почти 500 тысяч, в Свердловской — 400 тысяч рублей
Чем вызвана неожиданная щедрость государства при заключении контракта? Видимо, это попытка сбалансировать «спрос» и «предложение» на военном «рынке труда». Большинство из тех, кто был готов сражаться за меньшие деньги, уже давно на фронте. Чтобы привлечь новых — подняли ставки.
Выбор рекрутинга «по-хорошему» — за деньги, пока вполне себя оправдывает. В типовой Владимирской области в июне 2024-го набрали 210 контрактников против 187 в июне 2023-го, в мае — 130 против 137, в апреле — 164 против 54
Набор желающих идёт настолько хорошо, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает», с лёгким сердцем заявил Дмитрий Песков. Во время частичной мобилизации военные своей неготовностью к процессу так сильно истрепали нервы Кремлю, что там готовы «откупаться» и дальше, лишь бы организационный кошмар не повторился вновь?
Складывается впечатление, что власти готовы набирать контрактников-добровольцев за большие деньги как минимум до весны следующего года. Когда станет ясно, какую политику по отношению к Украине поведёт вновь избранный президент США. Если стороны смогут заключить мир, имеющихся сил вполне достаточно, могут рассуждать на верху.
С такой позицией вряд ли согласятся представители военно-гражданского общества, помогающие фронту. В этой среде принято считать, что взвалив на себя бремя борьбы с сатанинским Западом и филиалом ада на земле — Украиной, России следует идти до конца и завершить свою миссию если не у границ Ла-Манша, то хотя бы Польши.
Военкоры, волонтёры, да и многие известные бойцы часто повторяют, что на ЛБС людей меньше, чем хотелось бы, что следует не только восполнять потери убитых и раненых, но и (это главное!) провести, наконец, ротацию мобилизованных, воюющих два года без перерыва. К ним прислушиваются и даже не особенно спорят, но навстречу пока не идут.
Мобилизованные будут на фронте до окончания СВО, обещают военные. Их понять можно — люди в окопах уже обученные, опытные, да ещё и везунчики, раз сумели выжить и воюют до сих пор. Заменить их на необстрелянных новичков — ослабить фронт. На такое никто не пойдёт. Тем более есть решение главнокомандующего. Нечего обсуждать.
Другое дело, что ситуация однажды может измениться. Если новый американский президент, кто бы им ни стал, не захочет или не сможет замирить Киев, СВО продлится на ещё одну коденцию.
А значит, проблема восполнения личного состава обострится. Какие миллионы за контракт не плати, мужики в глубинке однажды закончатся.
Но и здесь власти могут выкрутиться, найти решение. В той же любимой ими денежной парадигме. В случае исчерпания рекрутёров-добровольцев среднего возраста основной упор может быть сделан на тех, кто служит или недавно отслужил срочную службу и пока на фронт не рвался (для молодых сейчас 200 тысяч — не деньги, в отличии от «стариков»).
Правда, для этого придётся резко повысить уже не единовременные, федеральную и региональную, выплаты за заключение контракта, а ежемесячное денежное довольствие военнослужащего.
С нынешних 200 тысяч рублей, к которым все уже привыкли, до 300−400 тысяч или даже полумиллиона рублей. За такие деньжищи пойдут многие…
Убедить выбрать военную карьеру, соблазнить «плюшками» молодого человека, пока ещё не имеющего семьи, ищущего себя в жизни, не так уж и трудно. СВО закончится, куплю себе джип, размечтается отслуживший парень и подпишет контракт. Генералы считают таких «идеальным контингентом», рассказывал «СП» военный эксперт Александр Жилин.
«Можно продлить им срок срочной службы, сославшись на боевые действия, и отправить в зону СВО, — пояснял он во время частичной мобилизации. — А можно агитировать их подписать контракт — стимулировать деньгами… Демобилизовываться в безработицу и разруху в своем поселке захотят далеко не все. Фактор денег может сыграть свою роль».
С поправкой на полученный с тех пор опыт схема вполне рабочая. На фронт срочников отправлять, конечно, не станут — побоятся политических последствий, но вот приманить высокими зарплатами — запросто. Это лучше, чем принудительно мобилизовывать молодежь от 18 лет — такое сейчас требуют от Украины США.
Так что вторая волна частичной мобилизации в России откладывается. Возможно, навсегда. Пока у власти есть деньги, она будет платить. И новобранцам, и работникам оборонки. Поэтому наверху и уделяют столько внимания экономике. Реминисценции некоторых событий в тылу времён Первой мировой вряд ли кому-то приятны.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».