31 июля Госдума отклонила законопроект об отсрочке от мобилизации для отцов троих детей.
В тот же день Владимир Путин подписал Указ об увеличении единовременной выплаты военнослужащим, заключающим контракт для участия в специальной военной операции (СВО) с 1 августа по 31 декабря 2024 года, до 400 тысяч рублей. Это совпадение сразу наводит на размышления.
Сейчас отсрочка предоставляется россиянам, имеющим четверых и более детей в возрасте до 16 лет, а также отцам-одиночкам, воспитывающим детей в возрасте до 16 лет. Если действующая в зоне СВО армия будет и дальше пополняться исключительно за счет контрактников, отсрочка мобилизации для отцов троих детей смотрелась бы вполне логично.
Однако возникают вопросы. Почему работники IT и банковской сферы получили возможность избежать мобилизации, а отцы троих детей или мужчины с пожилыми матерями на попечении — нет? В чем причина такого разного отношения к людям? С таким вопросом мы обратились к председателю комитета по вопросом семьи, материнства и детства Нине Останиной.
— Я так и не получила ответ на свой вопрос, почему работники IT и банковской сферы получили возможность избежать мобилизации, а отцы троих детей или мужчины с пожилыми матерями на попечении — нет? Почему 250 тысяч «айтишников» имеют отсрочку, 170 тысяч сотрудников банковской сферы имеют отсрочку, а отцы многодетных семей не имеют? Почему единственный ребенок больной матери отсрочку не получает? Почему не получают отсрочку отцы троих детей, которые по Семейному кодексу считаются у нас многодетными? Молчание было мне ответом.
«СП»: Возможно, предполагается новая волна мобилизации?
— Когда меня спрашивают об этом, я привожу слова и президента, и его пресс-секретаря о том, что у нас нет необходимости в мобилизации. И министр обороны это подтверждает. Нам говорят, что мы будем набирать контрактников. Может быть, у кого-то есть другая информация? Так поделитесь ею!
«СП»: Нина Александровна, вы получаете, вероятно, немало обращений от многодетных семей с просьбой вернуть домой кормильца…
— Сотни, тысячи таких писем! И что мне отвечать? Мне пишут: «Помогите вернуть мужа, в семье родился четвертый ребенок, некому смотреть за детьми. Но меня никто не хочет слушать. Проблема эта, по-моему, не только назрела, но и перезрела. К мобилизованным надо подходить в индивидуальном порядке. Бывает, у кого-то жена заболела, за детьми некому ухаживать, и что делать? Мне кажется, у нас все меняется в жизни, кроме позиции комитета по обороне по отношении к многодетным семьям.
Нине Останиной ответил первый зампредседателя Комитета по обороне Андрей Красов:
«Слово „мужчина“ состоит из „муж и чин“. „Муж“ — это воин, защитник семьи, нашего общества и государства. Только потом — это „чин“, т.е. работник, добытчик. Так вот, каждый мужчина должен защищать семью, наше общество и наше государство. А потом уже заботиться о добыче для своей семьи», — считает депутат.
Филологическая несуразица — далеко не самое важное в этом выступлении. Обращает на себя внимание сам факт того, что законодатели не готовы дать отсрочку многодетным отцам.
Возникает резонный вопрос, особенно в контексте Указа президента об увеличении единовременной выплаты контрактникам: почему?
С этим вопросом мы обратились к полковнику, военному эксперту, ведущему программы «Военное ревю» Михаилу Тимошенко.
— Президент сказал достаточно четко: нет и не будет никакой мобилизации. Но СВО идет уже больше 2-х лет, люди устали, продвижение идет медленно. У нас 1,5 млн человек в Вооруженных силах, плюс контрактники, плюс 350 тысяч мобилизованных. И всех этих людей надо кормить, одевать, но главное — обеспечивать оружием. И тут возникает вопрос: достаточно ли мы обеспечиваем человеческий резерв на СВО? Это штыки, снаряды, артиллерия, ПВО…
«СП»: Выходит, основная нагрузка сегодня ложится на ВПК и тыл?
— На станкостроение, на ВПК, на машиностроение и на инженеров, которых надо 5 лет учить и еще потом года 3 доводить до уровня профессионалов. Так что не мобилизация сыграет на нынешнем этапе главную роль на СВО…
Так или иначе, депутаты Госдумы отклонили законопроект об отсрочке от мобилизации отцам троих детей. В качестве обоснования привели довод, что такой закон «приведёт к уменьшению кадрового резерва»
По данным «СП», законопроект поддержали 90 депутатов — в основном члены партий КПРФ и «Справедливая Россия». Против закона голосовали депутаты «Единой России».
По словам Нины Останиной, теперь она планирует подготовить новую редакцию законопроекта и снова вынести его на рассмотрение на осенней сессии.