Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Польский генерал Дзюбак: «Капельные» поставки F-16 никак не повлияют на ход боевых действий

Украинцы не в состоянии использовать возможности F-16 даже на десятую часть, и эту проблему быстро не решить

5497
На фото: самолеты Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon ВВС Дании
На фото: самолеты Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon ВВС Дании (Фото: IMAGO/Björn Trotzki/TASS)

Независимые военные эксперты обсуждают детали нахождения в украинском небе F-16. Даже на Западе относятся к появлению американских истребителей со скепсисом, считая, что переломить ход военных действий с пользу истощенных и деморализованных ВСУ они не смогут.

Поставки самолетов заняли больше года, отмечает итальянское агентство по военному консалтингу Rivista Italiana Difesa (RID). В интервью, опубликованном в кулуарах саммита НАТО в Вашингтоне 10 июля, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что в тот самый момент правительства Дании и Голландии инициировали процесс передачи F-16 Украине.

Поставлены, в частности, 6 из 24 самолетов, обещанных Голландией, согласно заявлениям Блинкена. За ними последуют самолеты Дании, которая предоставит в общей сложности 19 истребителей.

Читайте также

Помимо этих двух стран, напомним, Бельгия и Норвегия также недавно подтвердили свое обязательство отправить F-16 в Киев: правительство Брюсселя 28 мая подписало двустороннее соглашение с Украиной о поставке в общей сложности 30 истребителей; 10 июля вместо этого норвежское правительство выпустило заявление, в котором объявило, что Норвегия пожертвует Киеву уже в этом году 6 самолетов.

Таким образом, в общей сложности будет около 80 самолетов, поставки продолжатся в этом году и в 2025 году и будут завершены лишь в 2028 году, пишет RID.

Правда, до сих пор неясно, когда переданные Украине истребители смогут подняться в небо, пишет Bloomberg со ссылкой на собеседников в военных кругах.

— Неясно, смогут ли украинские пилоты, обученные в последние месяцы западными союзниками, немедленно применить эти самолеты или этот процесс займет больше времени, — говорится в статье Bloomberg. То есть истребители пока будут простаивать на авиабазах.

Польский генерал-майор Томаш Дзюбак, бывший инспектор ВВС, говорит в интервью изданию Defence24, что истребители F-16 будут использоваться не на максимум. И дело не только в пилотах.

— По имеющимся данным, речь идет о небольшом количестве, четырех-шести самолетах, недавно появилась информация, что на всю Украину только шесть обученных пилотов, — говорит Дзюбак.

— С четырьмя или шестью самолетами никто не сможет одержать победу в воздухе, даже локальную!

Польский генерал считает, что ВСУ потратят очень много времени, чтобы синхронизировать работу F-16 с системами Patriot для обмена данными. Только таким образом можно будет применять американские истребители, чтобы бороться с российскими бомбардировщиками.

Также у украинцев не хватает наземного обслуживающего персонала для F-16, а также специалистов для планирования миссий. Генерал Дзюбак ссылается на польский опыт:

— F-16 требует очень детального планирования миссии, внедрения в компьютерные системы разведывательных данных.

Читайте также

В системы обороны передаются пакеты информации об угрозах и т. д., — говорит Дзюбак.

— Если же украинские F-16 будут использоваться таким образом, как сейчас МиГ-29, при очень ограниченном и гораздо более простом планировании, то Киев не сможет в полной мере использовать их потенциал.

Обучение использованию многоцелевых истребителей — это не только подготовка пилотов. Украинские летчики, вернувшиеся из США после многомесячного обучения, в какой-то степени умели управлять самолетами, но до сих пор не умеют пользоваться всеми их тактическими возможностями.

Это включает планирование миссии и так называемый дебрифинг (разбор полетов), правильный выбор и использование вооружения и многое другое, говорит генерал Дзюбак.

— С чисто тактической точки зрения, если оторваться от политической реальности, Украина должна сначала иметь 24−30 самолетов. Если бы они были введены одновременно, это дало бы возможность получить действительно мощный эффект. А поставка небольшого количества нынешних самолетов может иметь только политическое значение, — констатирует Дзюбак.

— Введение самолетов «капельно», по четыре-шесть штук не даст никакого эффекта на оперативном уровне. Использование F-16 по принципу «взлетай и летай», конечно, — это полная примитивизация.

После распада Советского Союза Украина не ввела в строй ни одного нового боевого самолета. Сегодня самолетам украинских ВВС по 35−40 лет, за это время они не претерпели масштабной модернизации, состоящей из замены радаров или управляемого вооружения «воздух — воздух».

Генерал Дзюбак говорит, что возможные поставки Mirage 2000 и Gripen тоже ситуацию в небе над Украиной не изменят. Их тактические особенности отличаются от F-16, так что потребуют абсолютно нового обучения пилотов и наземного персонала.

При этом, как подчеркивает Defence24, поставленные ВСУ американские самолеты станут приоритетной целью для российской истребительной авиации. Уже объявлены награды за уничтожение вражеских F-16. Для этого могут быть переброшены ближе к границе Су-57.


Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Казаков

Член совета профсоюза "Учитель"

Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня