Власти США пессимистично оценивают свои возможности противостоять в ядерном конфликте одновременно трём странам — России, КНДР и Китаю. Доклад о такой перспективе на днях был озвучен в закрытом режиме в Белом Доме.
Пентагон по заданию администрации Джо Байдена рассмотрел вероятную ситуацию, при которой Китай и КНДР воспользуются ситуацией ядерной войны в Европе из-за Украины, и вторгнутся на Тайвань и в Южную Корею соответственно.
Старину Джо услышанное расстроило: если США бросятся на защиту всех союзников сразу, а Россия, Китай и КНДР относительно синхронно отбомбятся в ответ — Бог не сохранит Америку.
Источник в Пентагоне сообщил изданию The Economist: действующий президент является сторонником того, чтобы нарастить ядерные силы, однако решение о развертывании дополнительного оружия будет принимать уже не он, а Трамп или Харрис.
Позиция российских военных на этот счет не изменилась: для полного уничтожения США вовсе не требуется помощи Китая и КНР. Москва, располагая 45% от всех запасов ядерного оружия на планете, обойдется своими силами, и еще останется «порох» для всех стран НАТО и АУКУС, включая их неформальных союзников.
О том, пойдёт ли Вашингтон на новый виток ядерной гонки вооружений, «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
— Ни одна из трех стран воевать против США не планирует, хотя, как сказал Владимир Путин, мы к этому готовы.
Опасность для Америки представляет не сценарий, придуманный Пентагоном, а подготовка к нему.
Гонка вооружений не подорвёт экономику США полностью, но загонит её в угол. Штатам уже не по силам готовиться к войне на всех направлениях сразу — это их сломает прежде, чем случится первый ядерный взрыв.
Политикам США придётся отказаться от агрессивных действий против других стран — ради достойного уровня жизни своих граждан, иначе в Штатах начнётся бунт. А это для Вашингтона может быть пострашнее, чем размен ядерными ударами.
«СП»: А как ядерная эскалация отразится на экономиках остальных участников гонки?
— Китаю это может пойти даже на пользу, потому что около 40% комплектующих для своих вооружений США покупают именно у Поднебесной. Это — открытые данные. И дело даже не в количестве, а в компетенциях. Чем больше высокотехнологичных изделий заказывают США — тем выше становится научно-производственный потенциал Китая. А интеллектуальный и технологический уровень Америки падает синхронно с качеством образования.
У России и Казахстана есть своя выгода в том, что касается непосредственно ядерных боеголовок.
Эти компетенции в США тоже утрачены, поэтому для новых бомб им придется покупать сырье, добытое в Казахстане и обогащённое в России. Ни одна другая страна не сделает этого в тех количествах, о которых мечтают в США.
Но России не следует обольщаться: расходы на поддержание паритета будут выше, чем доходы от продаж ядерных полуфабрикатов.
Поэтому для нас лучше избежать активного участия в гонке стратегических вооружений, а сосредоточиться на производстве боеприпасов для «потребностей» Украины и других европейских соседей.
«СП»: Для Китая военное поражение США невыгодно: у него долларовая экономика.
— Это — смотря какое поражение. Не обязательно же разрушать США полностью и взрывать знаменитый Йеллоустоун.
Если в ходе войны будут использованы не все арсеналы, и разрушения с обеих сторон окажутся не катастрофическими, то Китай потом еще и заработает на инвестициях в восстановление США, — предполагает экономист.
Профессор Дипломатической академии МИД и бывший заместитель генерального секретаря ШОС Владимир Захаров считает сценарий, проанализированный Пентагоном, совершенно невероятным.
— Аналитики смешали в одну кучу несколько независимых друг от друга конфликтных точек в мире, при этом почему-то забыли туда добавить Ближний Восток, где тоже есть и союзники США, и ядерное оружие.
Эти конфликты возникли не одновременно и не перейдут одновременно в ядерную фазу.
Корея — это постоянный источник напряженности на протяжении трёх четвертей века. Это — «Везувий», который никак не разорвётся, и скорее всего — никогда не взорвётся. Такое напряжение выгодно всем. Южной Корее — потому что её поддерживают США. Штатам — потому что они имеют влияние на полуострове и вокруг него, могут на фоне «высокой температуры» формировать свои военно-политические союзы и блоки. Северная Корея получает свои геополитические выгоды.
Тайвань и Южно-Китайское море — это новый очаг напряженности, который будет разогреваться до тех пор, пока Китай не присоединит этот остров. Это тоже будет носить долговременный характер.
«СП»: Почему вы считаете, что тайваньский процесс будет долгим?
— Китайцы стали хорошо жить. Они благополучны. Общественное мнение не захочет войны в ущерб своему комфорту. По крайней мере — нужно много времени, чтобы сформировать иное мнение, если это вообще возможно. Особенно — учитывая, что китайцы исторически негативно относятся к войнам на протяжении многовековой истории.
В то же время, 80−85% жителей Тайваня тоже всем довольны, их устраивает современное неопределённое положение, они — за статус-кво.
Если переместиться на Ближний Восток, о котором забыли США, то — может быть, и правильно забыли. Там нет достаточного потенциала для большой войны. Единственные, кто оказывают поддержку палестинцам — это Алжир, но он находится достаточно далеко, и — Турция. Но поддержка Турции заключается лишь в пустых речах Эрдогана.
В то же время, к противостоянию Ирана и Израиля тоже все привыкли за многие десятилетия. Ничего там нового не происходит.
А проблему Украины — США и вовсе хотят спихнуть на Россию и Европу.
Вот и выходит, что нет даже одной такой войны, в которую Америка может влезть, не говоря уже о трёх сразу.
«СП»: США — очевидный экономический террорист. Могут Москва, Пекин и Пхеньян объединить усилия, чтобы потрепать американскую экономику гонкой вооружений?
— А вы можете назвать случаи, когда трем этим столицам удалось объединить усилия? У нас нет координации действий. Китайцы многие годы пытаются выстроить отношения с Северной Кореей, которая всячески демонстрирует свою независимость или нелояльность.
Блок Китай-Россия-Северная Корея создать пока абсолютно невозможно.