Американцы чувствуют себя в Украине все вольготнее: переданные ВСУ F-16 Пентагон будет использовать для сбора разведданных о российских войсках. Об этом свидетельствует расследование, которое провел военный обозреватель издания The WarZone Джозеф Тревитик.
Перед тем, как украинские Воздушные силы получили свою первую партию истребителей F-16, ВВС США перепрограммировали системы РЭБ на этих самолетах для защиты от российских угроз. Так что теперь украинцы будут передавать данные, которые они собирают в реальных боевых действиях, обратно в США.
Как выяснили в The WarZone, американцы будут использовать эти разведданные с F-16, чтобы совершенствовать возможности своей РЭБ. Это может создать потенциальную опасность перехвата для всех стран, где используются российские самолеты.
Руководила перепрограммированием 68-я эскадрилья РЭБ американских ВВС, которая базируется в Эглине, Флорида. Она входит в состав 350-го крыла цифровой войны (Spectrum Warfare). Причем перепрограммированием американцы занимались совместно со специалистами из Дании и Норвегии, выяснило The WarZone.
Ранее украинские Воздушные силы продемонстрировали часть своей первой партии истребителей F-16, в которую входят бывшие самолеты Дании и Нидерландов. По крайней мере, некоторые из которых имеют специализированные пилоны с интегрированными системами раннего предупреждения (PIDS Plus). Они производятся компанией Terma из Дании и включают в себя датчики раннего предупреждения о приближении ракет, обеспечивающие почти полный сферический охват.
Также система PIDS Plus позволяет дозировать сигнальные ракеты. Она имеет функции радиолокационного предупреждения, обеспечивая экипажам высокую ситуационную осведомленность об угрозах, создаваемых радарами.
Украинские самолеты также имеют интегрированную систему (ECIPS Plus), которая включает мощный комплекс РЭБ North Grumman. Обе системы могут интегрироваться с внутренним комплексом самозащиты F-16. Вероятно, собранную благодаря ECIPS Plus и PIDS Plus информацию американцы и будут получать от украинцев, предполагает The WarZone.
Конкретные электронные средства слежения, которые будут использоваться украинскими ВС, в официальном сообщении о работе 68-й эскадрильи РЭБ не перечисляются. Но они описаны как те, которых в настоящее время нет на вооружении США, подчеркивает The WarZone.
Системы ECIPS Plus и PIDS Plus удовлетворяют этому требованию (ими оснащаются только самолеты ВВС Дании и Нидерландов, а у США есть лишь аналогичные опции).
Оба типа устройств также предназначены для работы с системой управления РЭБ AN / ALQ-213, которая разработана компанией Terma. Она устанавливается на различные типы F-16. Датская компания также предлагает системы оповещения о новых угрозах.
Есть, например, опция визуального оповещения с помощью стационарного дисплея, установленного в кабине пилота, или подачи сигналов в нашлемной системе наведения (JHMCS). Также есть различные типы звуковых предупреждений, в том числе с помощью разработанной датчанами системы 3D-звучания в кабине.
— F-16 будут действовать в непосредственной близости от очень сложных систем ПВО, развернутых Россией, которые простираются далеко за линию фронта, — подчеркивает Джозеф Тревитик.
The WarZone также подчеркивает, что перепрограммирование украинских F-16 столкнулось с серьезными проблемами.
Дело в том, что украинцы не были подготовлены для работы с новыми системами раннего предупреждения, для этого тестировать и настраивать их пришлось в лабораториях третьих стран.
Всего у хакеров 68-й американской эскадрильи было лишь 2 недели на полную отладку системы. The WarZone пишет, что до сих пор непонятно, насколько так спешно настроенная система будет действовать в реальных боевых условиях.
Чтобы системы РЭБ работали наиболее эффективно, они должны быть способны точно обнаруживать, классифицировать сигналы и реагировать на них, используя данные из встроенной библиотеки угроз.
В свою очередь американские системы РЭБ должны регулярно обновляться с учетом появления новых видов угроз. А учитывая, как быстро адаптируется российская армия к современной сетецентрической войне, американская библиотека угроз уже успела устареть.
Полковник ВВС в отставке Крейг Эндрл, бывший командир 388-го истребительного авиакрыла, поделился конкретным примером в интервью Air Force Times. Истребители F-35A, приписанные к его крылу, недавно вернулись из командировки в Европу, где они выполняли патрулирование вблизи России.
— Мы смотрим на ЗРК С-300. Я знаю, что это С-300. Разведданные говорят, что там есть С-300, но мой самолет не идентифицирует его как таковой, потому что этот С-300 работает, потенциально, в таком режиме, которого мы раньше не идентифицировали, — объяснил Эндрл. — И только после того как F-35 пометил объект для войск, эти данные повторно загрузили в библиотеку самолета.
Все это время российские С-300 оставались неуловимыми для американской РЭБ.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».