Американские адмиралы озадаченно чешут в затылках. Кому-то из них надо отвечать за то, что безнадежно сорвана намеченная на нынешнее лето арктическая операция Operation Frontier Sentinel («Пограничный страж») Береговой охраны Соединенных Штатов. Как написано в штатовских штабных документах: «Миссия, направленная на обеспечение присутствия в условиях, когда стратегические конкуренты действуют вблизи вод США».
Собственно, вся эта операция с самого начала держалась на одном-единственном американском судне — военном среднем ледоколе USCGC Healy. Который вышел в океан из Сиэтла 12 июня. Прошел через Берингов пролив в Чукотское море и отправился дальше на север. Однако 25 июля возле острова Банкс, самого западного острова Канадского арктического архипелага, на Healy случился сильный пожар. Обошлось без жертв, но выгорела часть внутренних помещений, а правый двигатель судна пришел в негодность.
7 августа во время выступления в Институте Брукинса (Вашингтон) об этом рассказал заместитель командующего Береговой охраной адмирал Кевин Э. Ландей. Из его слов следует, что ледоколу еще сильно повезло, что повреждения он получил почти в самом начале экспедиции, еще у кромки арктических льдов. Не успев, таким образом, врезаться в их прочные поля. Если бы ЧП случилось чуть позже, посреди обширных торосов, неизвестно как бедствующему экипажу пришлось бы выбираться оттуда на единственном оставшемся в строю двигателе.
Между тем, посылать ему на выручку в высокие широты Соединенным Штатам было некого. Потому что второй и последний оставшийся в распоряжении этой страны военный ледокол USCGC Polar Star, введенный в эксплуатацию еще в 1970-х годах, ради крайне необходимого продления срока службы давно поставлен в сухой док на острове Маре в Калифорнии.
Кстати, командование Береговой охраны США, похоже, давно ожидало подобного рода неприятностей со своими крайне немногочисленными, мягко говоря, ледоколами. Во всяком случае, еще в 2015 году пошли разговоры о том, что, возможно, военным стоит попытаться, не мешкая, на всякий случай приобрести у одной из американских коммерческих структур 360-футовое буксирно-якорное судно снабжения ледового класса Aiviq, созданное для обслуживания нефтедобывающих буровых платформ вблизи Аляски.
Более того. На 2024 финансовый год Береговой охране уже выделено 125 миллионов долларов на такую покупку. Но проблема в том, что даже если сделку завершить прямо сегодня, то Aiviq не будет готово к работе в качестве «спасателя ледоколов» до 2026 года. Потому что какая-никакая модернизация этому судну все же точно понадобится. А это дело долгое.
Таким образом, в нынешнем месяце вполне могла сложиться просто позорная для великой морской державы ситуация, когда ради спасения Healy Вашингтону пришлось бы бить челом странам-партнерам, у которых тоже имеются какие-никакие работоспособные ледоколы. Например — просить у Канады или Норвегии. И тогда, возможно, для американцев все выглядело бы примерно так же, как в СССР в 1934 году, когда в том же Чукотском море сплошными тяжелыми льдами был затерт наш пароход «Челюскин». А потом его экипаж героически спасала вся Страна Советов.
Но на этот раз для США все обошлось. И пару недель назад бедолага Healy на единственном работоспособном левом двигателе самостоятельно дошлепал по сиэтловского причала. Правда, сколько теперь ему, введенному в строй в 1999 году, там стоять в ремонте? Этого, судя по всему, не представляет даже адмирал Ландей. Поскольку, по его словам, «большинство систем и машин ледокола устарели. А для некоторых даже нет запчастей».
Однако адмирал по военному бодро заверил вашингтонскую аудиторию: «Мы будем работать так усердно, как сможем, чтобы отремонтировать судно ради завершения миссии. Но это под вопросом».
А что это за «миссия» такая в Арктике, о завершении которой столь беспокоятся сегодня американские флотоводцы? В деталях широкой публике никто не ответит. Но кое-какие представления о намеченных работах из того, что уже известно, составить возможно.
Во-первых, никто и не скрывает, что задания на так пока и не завершенную экспедицию Healy в высоких широтах были сформулированы Управлением военно-морских исследований (ONR) — организацией в составе Военно-морского министерства США.
Во-вторых, американская пресса пишет, что экипаж ледокола и находившееся на борту судна исследователи намерены были развернуть подо льдами датчики «для изучения динамики стратифицированного океана и того, как факторы окружающей среды влияют на воду под поверхностью льда».
С той же целью с борта Healy должны были в заданных районах Северного Ледовитого океана опускать за борт полуавтоматические глубоководные аппараты и брать со дна пробы грунта.
Что важно: примерно тем же самым этот американский ледокол занимался и летом 2023 года. Только не в Чукотском море, а гораздо западнее. На границах российской экономической зоны у Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и Новосибирских островов.
Официально американцы заменяли там устаревшее и выработавшее свой ресурс подводное гидрологическое оборудование, установленное якобы исключительно в исследовательских целях.
Но почему-то именно в этот период над пустынным прежде районом работ вдруг резко увеличилось количество полетов патрульных противолодочных самолетов ВМС США P-8 «Poseidon». И было очень похоже, что их летчики проводят тестирование наверняка устанавливаемых Healy подо льдами автоматических гидроакустических станций.
А поскольку мы все это хорошо видели и наблюдали, то на всем маршруте похода за действиями непрошенных гостей вблизи российских пределов неотрывно наблюдало наше научно-исследовательское судно ледового класса «Академик Немчинов». По документам, что может показаться удивительным, приписанное не к Северному флоту, а к «Севморнефтегеофизике». Но мало ли какие чудеса повсюду в мире случаются в столь тонком деле, как разведка и контрразведка…
Все вместе неопровержимо, на мой взгляд, свидетельствует о том, что в действительности речь идет об обеспечении возможностей дополнительного развертывания подо льдами американских атомных субмарин. И о повышении их боевых потенциалов в слежении за российскими атомными ракетными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения. Что (и это ни для кого не секрет!) почти беспрерывно патрулируют там же.
Полагаю, нечто подобное у Штатов в Арктике в этом году и сорвалось. О чем они теперь столь горько и публично жалеют.
Однако история с незадавшимся походом ледокола USCGC Healy в Чукотское море дает отличный повод поговорить о куда более глобальных и печальных для военных моряков США вещах. Например, о том, что, по мнению многих даже в Вашингтоне и конкретнее — в Пентагоне, все последние десятилетия не только их ледокольный, но прочий военный флот фактически медленно, но неуклонно идет ко дну.
Пару недель назад примечательную статью по этому поводу опубликовал известный американский журнал The National Interest. Материал озаглавлен «Забудьте про авианосцы: у ВМС США есть ахиллесова пята посерьезнее».
Если коротко: по мнению автора из штата Мичиган, ВМС США «ужались» до самых скромных размеров со времен Первой мировой войны. Поддерживать имеющийся флот удается с трудом. А строить новые корабли негде и некому. И все это на фоне нарастающей эскалации на Ближнем Востоке, в Средиземном и Красном морях и попыток Вашингтона сдержать Китай в Индо-Тихоокеанском регионе.
«Сказать, что ВМС США истощены, — не сказать ничего», — горестно рассуждает TNI. И продолжает: «ВМС США, как и армия, и Военно-Воздушные силы страны, в последние годы хронически недовыполняют кадровый план. Проблема приобрела настолько серьезный оборот, что военные даже смягчили требования к образованию новобранцев. Так, ВМС США перестали требовать диплом хотя бы об окончании средней школы».
А еще с минувшего июня на американском флоте резко снижены требования к физической подготовке желающих послужить. Причем, Главное управление личного состава ВМС США ничего страшного не видит в том, что кто-то из экипажа, допустим, дважды подряд не сумел выполнить положенные нормативы. С согласия командира корабля, указывают там, такому моряку должен быть предоставлен третий шанс. И так, похоже, до бесконечности.
Но даже и при этом адмиралы вероятного противника вынужденно сократили численность действующих экипажей ниже уровня, необходимого для безопасной эксплуатации техники. Зачастую боевые корабли, по информации журнала, выходят на боевые службы в океан укомлектованными личным составом не более, чем на 84 процента. Поэтому на оставшихся на борту ложится непомерная нервная и физическая нагрузка.
На этаком-то фоне стоит ли удивляться тому, что только что произошло с ледоколом Healy в Чукотском море?
Президент и геополитический аналитик компании Scarab Rising Ирина Цукерман в беседе с TNI подвела промежуточный итог сложившемуся на флоте безобразию: «ВМС США еле набирают личный состав. А найти профессионалов на узкоспециализированные корабли, особенно — на атомные авианосцы, задача посложнее. Без возвращения в том или ином виде призыва на воинскую службу пополнить редеющие ряды не удастся».
«Окончательное урегулирование потребует десятилетий. Вопрос лишь в том, продержатся ли ВМС США так долго?», — горестно всплескивает руками при виде все более и более ужасающего раззора The National Interest.
Но это — о проблемах ВМС США в целом. А если вернуться к американским военным ледоколам?
«Подавляющее превосходство российского флота в Арктике и желание Китая наладить „Полярные шёлковые пути“ подтолкнули США, Канаду и Финляндию объединить усилия для строительства ледоколов», — пишет французская газета Le Figaro.
И для сравнения приводит такие данные: «По данным Пентагона, у Москвы сейчас 46 ледоколов, ещё 10 на стадии строительства. Китай в июле спустил на воду четвертый ледокол, на строительство которого ушло всего полтора года. При этом США насчитывают лишь пять ледоколов (военных и гражданских — авт.) в плачевном состоянии. Канада довольствуется десятью. А Финляндия — 12».
Для срочного исправления положения, рассказывает газета, названными странами недавно подписан так называемый «Ледовый пакт» (ICE Pact). В рамках этого документа договорено, что соединенными усилиями американцев, канадцев и финнов в противовес российским и китайским амбициям в Арктике будет срочно построено 70−90 ледоколов. Но на это неизбежно уйдут десятилетия.
Получится ли у союзников вообще хоть когда-нибудь выполнить «Ледовый пакт»? Сомнения существуют. И немалые.
Потому что первый контракт на новый тяжелый военный ледокол в рамках программы Polar Security Cutter был выдан Пентагоном верфи Bollinger Shipyards еще в 2019 году. Его выполнение идет — без слез не взглянешь. Ледокол, который должен был быть сдан флоту в нынешнем году, точно не будет построен до 2028 года. Это по итогам соответствующей проверки выяснила Счетная палата США. Поэтому в Арктике мы неизбежно долго еще будем фактическими хозяевами положения.
Впрочем, расслабляться в этом деле просто опасно. А тревожные признаки по этому поводу появились и в России. Мы же помним про прекрасный проект новейшего могучего отечественного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер», который планируется к 2027 году построить на мощностях дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае?
Закладка первого такого атомохода под названием «Россия» состоялась 5 июля 2021 года. А вскоре началось…
В марте 2023 года стало известно, что стоимость строительства головного ледокола может вырасти на 40−60%. Как следствие — 20 мая 2024 года первый вице-премьер РФ Денис Мантуров сообщил о переносе сроков сдачи «России» на 2030 год. И что-то не покидает ощущение, что это не последние неприятные для нас новости на этом направлении.