Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Тайна «Черных дроздов». Почему Пентагон не признаёт сверхсекретную разработку

Новейший американский самолет-разведчик уже наделал много шума

15388
Тайна «Черных дроздов». Почему Пентагон не признаёт сверхсекретную разработку
Фото: Lockheed Martin

Гиперзвуковой американский самолет-разведчик SR-72 не просто разрабатывается, он уже летает. Заметки и статьи с таким и похожими заголовками появились на западных ресурсах, в том числе на National Interest. Позже эта новость добралась до российского сегмента Интернета. Ее подхватили несколько профильных военных телеграмм-каналов, она разошлась по соцсетям.

SR-72 — один из самых загадочных проектов военно-промышленного комплекса США. Считается, что созданием гиперзвукового разведчика занимается корпорация «Локхид Мартин» (Lockheed Martin). Правда, ни Пентагон, ни разработчик никогда официально не подтверждали существование проекта.

А заговорили о нем еще в 2000-х. С того времени SR-72 оброс мифами и легендами. И даже попал в художественный фильм «Топ Ган 3».

Читайте также
Сырский блефует, американские истребители бессильны против «Кинжалов» и «Калибров» Сырский блефует, американские истребители бессильны против «Кинжалов» и «Калибров» Warzone: рекламный персонаж украинских F-16 угробил свой самолет и вместе с ним надежды Повiтряних сил

Рождение новости

В конце июля ведущий мировой информационный ресурс по авиационной тематике Aviation Week Network опубликовал материал-расследование. Авторы проанализировали квартальный отчет корпорации «Локхид» и обнаружили, что некая секретная программа превысила бюджет на 45 млн долларов. Причем, произошло это не в первый раз.

Секретный проект, указывается в материале, уже принес корпорации убыток в 335 млн долларов. И это не окончательная сумма. По словам авторов, траты будет расти, «поскольку компания сталкивается с незапланированными расходами на закупки».

Считается, что сейчас у корпорации «Локхид» есть только один настолько дорогой и амбициозный проект. Это загадочный гиперзвуковой самолет-разведчик SR-72. Поэтому американские интернет-ресурсы напрямую связали расходы корпорации именно с этим проектом. Но так как подробностей не было, все ограничилось предположениями.

Но уже 21 августа главный редактор Defense&Aerospace Report Ваго Мурадян в своем подкасте, рассказывая про американские высотные самолеты-разведчики, заявил, что программа SR-72 активно развивается. «Она настолько амбициозная, что потребовала некоторого пересмотра, чтобы иметь возможность перейти к следующему блоку самолетов».

В данном случае есть определенные сложности с интерпретацией слова block. Традиционно такой термин в лексиконе военных промышленников означает и переводится как «серия», или серийный вариант изделия. Как пример: F-16 Block 52 — это серия модернизированных самолетов линейки F-16, оснащенных новым двигателем и авионикой. И тогда, по словам Мурадяна, получается, что уже есть летающие прототипы SR-72, а теперь «Локхид» пришлось вложиться в выпуск еще одной, уже серьезно обновленной, версии гиперзвукового разведчика.

Хотя главред Defense&Aerospace Report не привел других фактов, этого хватило, чтобы интернет-ресурсы начали публиковать новости о том, что SR-72 уже летает.

Итак, она звалась «Аврора»

Информация о том, что в Соединенных Штатах Америки разрабатывается гиперзвуковой самолет-разведчик, просочилась в начале 1990-х. Как раз тогда пошли под списание легендарные «Черные дрозды» (SR-71 BlackBird). Долгое время эти машины считались самыми скоростными, неуязвимыми и высокотехнологичными в мире. Их вывод из состава американских ВВС вызвал резкую общественную критику. И тут появились сообщения о некой «Авроре».

Еще с конца 1950-х в состав корпорации «Локхид» входит дочерняя компания Skunk Works, дословно — «скунсы». Ее создателем и руководителем был легендарный авиаконструктор Кларенс «Келли» Джонсон. Именно под его руководством «скунсы» создали и довели до серийного производства семейство высотных самолетов-разведчиков U-2, а затем и сверхзвуковой SR-71. В американском обществе Skunk Works является синонимом неких сверхсекретных и супертехнологичных разработок. И вся деятельность фирмы окутана ореолом тайны.

В середине 1980-х в отчетах о взаимодействии Пентагона и «скунсов» всплыла загадочная «Аврора». И к началу 1990-х среди определенного круга экспертов, а также в американских СМИ сложился консенсус, что это проект некого сверхскоростного самолета разведчика. Утверждалось, что он способен выполнять полеты на скорости впятеро выше скорости звука: 5 Махов+.

Проект обрастал подробностями. Самолет при полете на больших скоростях якобы оставляет характерный след — полосу, похожую на инверсионную с как бы нанизанными на нее облачками в виде кругов. Треугольный самолет странной формы, заправляющийся от американского воздушного танкера КC-135, видели над Северным морем. А британские авиационные диспетчеры обнаруживали сверхскоростные самолеты, которые за считанные секунды пересекали их зоны ответственности.

Масла в огонь подлил известный писатель Фредерик Форсайт. В 1990-е вышла его книга «Кулак Аллаха», посвященная операции «Буря в пустыне». Хотя произведение художественное, автор основывался на рассказах участников, в том числе высокопоставленных. Поэтому в романе много интересных, а главное ранее не публиковавшихся деталей.

К примеру, озвучена серьезная критика реальной эффективности систем ПВО «Пэтриот». Спустя несколько лет вся представленная в книге информация о неудачах американских ЗРС с перехватами подтвердилась. В одной из глав «Кулака Аллаха» Форсайт описал работу над Ираком «Авроры» и даже привел технические подробности.

В настоящее время Пентагон, «Локхид» и «скунсы» отрицают существование «Авроры». Так, один из генконструкторов-«скунсов» в своих мемуарах написал, что такое название носили работы, которые привели к созданию бомбардировщика В-2.

Правда и миф SR-72

В конце 2000-х «Аврору» сменил новый загадочный самолет-разведчик, который опять разрабатывали «скунсы». Было несколько утечек в СМИ, которые только подогревали интерес.

В 2013-м «Локхид» представил некую модель гиперзвукового самолета. Считается, что это был прототип SR-72. Новинка вызвала ажиотаж не только в кругах экспертов, но и в медиа. И тут примечательна реакция Пентагона.

Журналисты ресурса Defense news задали вопрос начальнику штаба ВВС Марку Уэлшу о планах военных на новый самолет. Генерал не стал комментировать, заинтересованы ли в проекте военно-воздушные силы. Также генерал отметил, что он не говорил с представителями корпорации «Локхид» об SR-72.

В американских СМИ то и дело появляются сообщения о развитии проекта. SR-72 даже появился в фильме «Топ Ган 3». По сюжету именно его и испытывал герой Тома Круза. Но реакция Пентагона оставалась неизменной. Там не подтверждали свое участие в проекте.

Читайте также
Россия и Иран могут вертикально взлететь так быстро, что ВМС США по-русски закричат "Полундра!" Россия и Иран могут вертикально взлететь так быстро, что ВМС США по-русски закричат «Полундра!» Обе страны начали строить легкие авианосцы, на которых способны базироваться «наследники» сверхзвукового Як-141, в 1991 году изумившего мир

И тут крайне интересно июльское расследование Aviation Week Network. Вложенные «Локхидом» в проект 335 млн долларов авторы считают «предконтрактными инвестициями». То есть корпорация продолжает самостоятельно финансировать разработку, исходя из идеи, что Пентагон не только увидит ценность платформы, но и будет готов заплатить достаточно за выпуск самолетов. И это позволит Lockheed возместить свои потери.

Тогда понятна очередная информационная истерика в американских СМИ о работах по SR-72. По всей видимости в очередной раз ее поддерживал «Локхид». Задача корпорации проста: чтобы Пентагон вошел в проект, и разработка гиперзвуковой машины начала приносить доходы. Но Пентагон в очередной раз воздержался от комментариев.

Получается, что американские военные не сильно заинтересованы в новинке. Фактически, мы видим повторение истории с российской инициативной разработкой истребителя Су-75 CheckMate. Его презентация вызвала бурю восторгов. Но МО РФ сразу же дистанцировалось от этой машины. И до сих пор проект ведется только силами Объединенной авиастроительной корпорации.

Гибель «Черного дрозда»

Но почему Пентагон так скептически настроен к гиперзвуковому разведчику? Тут стоить вернуться назад — к истории его прародителя «Черного дрозда» SR-71. Долгие годы считалось, что за счет скорости и высоты полета это фактически неуязвимые машины. Надо признать, действительно, за время эксплуатации ни одного «дрозда» не сбили. Но дьявол кроется деталях.

В настоящее время уже рассекречено и опубликовано много деталей об операциях SR-71. Есть масса мемуаров их пилотов, а также технические детали боевых миссий. И выясняется, что с начала 1980-х эти машины стремительно теряли уязвимость. И уже тогда Пентагону стало понятно, что первый сбитый «дрозд» — лишь вопрос времени.

От поражения современными средствами ПВО SR-71 спасала только организация полетов. «Дрозды» держались максимально далеко от опасности. В районе Мурманска и Новой Земли работали строго в нейтральных водах, в Европе очень аккуратно летали вдоль границы ФРГ и ГДР, ни разу ее не нарушив.

Автор книги «Черная птица: за кулисами секретным миссий» (BlackBird beyond the secret missions) Пол Крикмор провел детальный анализ одной из миссий SR-71 на севере. Тогда на сопровождение «дрозда» подняли перехватчик МиГ-31. Автор пришел к неутешительным выводам. Все время полета 71-й был уязвим. МиГ-31 легко мог его сбить, не смотря на скорость и высоту его полета.

В настоящее время, когда на вооружение ВС РФ поступают зенитные системы С-500, а С-400 обрели новые возможности, даже гиперзвуковая скорость SR-72 его не спасет. И это хорошо понимают в Пентагоне. Поэтому не спешат тратить деньги.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня