Список «генеральских дел», которые начали быстро раскручиваться с приходом в Минобороны Андрея Белоусова, пополнился еще одной строчкой. 2 сентября СМИ сообщили, что по подозрению в получении взятки на сумму более 20 миллионов рублей задержан заместитель командующего Ленинградским военным округом по материально-техническому обеспечению генерал-майор Валерий Муминджанов.
Дело, о котором идет речь, относится к тому периоду, когда генерал занимал должность руководителя Департамента ресурсного обеспечения Минобороны.
Задержанный этапирован в Москву.
Следствие уже установило, что Валерий Муминджанов и члены его семьи владеют многочисленными объектами недвижимости в Москве и Воронеже стоимостью более 120 млн рублей. Сейчас проводится проверка законности приобретений.
3 сентября 235-й гарнизонный военный суд в Москве арестовал Муминджанова, генерала взяли под стражу на два месяца, до 2 ноября. Его подозревают в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (взятка в особо крупном размере). Речь идёт об «откате» на сумму 20 млн рублей.
По версии чекистов, генерал-майор способствовал заключению контрактов с рядом коммерческих структур на поставку различного обмундирования на сумму 1,5 млрд рублей (в том числе военнослужащим, участвующим в СВО). Сдали его ФСБ коммерсанты, сами попавшиеся на махинациях, после чего оформили явку с повинной.
«Я так понимаю, отловили генерала, отца (одного из) „донецкого пикселя“ *, — написал о задержании Муминджанова военкор Дмитрий Стешин. — Это ткань омерзительного извода „стекляшка“. Летом в ней жарко, зимой холодно, рвется в окопах за месяц и все должны ее носить». И сравнил эту ситуацию с отвратительным снабжением в Первую мировую войну.
Военкор объяснил, что до начала СВО на Донбассе «дурных было нема, ребята на передке ходили в «Сплаве» и разных «Горках». Но журналисты при съёмках репортажей были обязаны показывать только «стекляшку». Неразумный подход изменился только с приходом в МО РФ Андрея Белоусова. «Следователям удачи и терпения», — пожелал Стешин.
Задержание Муминджанова не очень-то впечатлило российское общество. Привыкли. До него были арестованы заместители министра обороны Павел Попов, Тимур Иванов и Дмитрий Булгаков. А первый замминистра Руслан Цаликов, а также заместители министра Юрий Садовенко, Татьяна Шевцова и Николай Панков сняты с должностей.
На их фоне арест начальника Главного управления связи ВС РФ Вадима Шамарина выглядел совсем скромным событием. Кстати, Таганский суд 3 сентября рассмотрит дело бывших топ-менеджеров завода «Телта» о хищении 33 млн рублей за контракт на поставку телефонных аппаратов для Минобороны, два из которых пошли на взятку Шамарину.
То есть, помимо генералов в отсутствии нормальной формы и техники на фронте виновны и коммерсанты. Это они подпитывают коррупционный интерес военных. Возможно ли так изменить систему закупок, материально-технического снабжения МО РФ, чтобы одолеть мздоимство? По мнению экспертов «СП» без кадровой революции в стране не обойтись.
— Коррупция есть не только в армии. Она пронизывает всё российское общество, — уверен военкор WarGonzo Дмитрий Селезнёв. — Говорю об этом со знанием дела, основываясь на своём довоенном опыте финдиректора небольшого строительного треста. Коррупция — это свойство капитализма, как такового. Она зарождается, когда люди наверху считают, что имеют право получать больше других. А если система им этого не позволяет, они её обходят.
И в западных обществах то же самое. Просто там коррупция как бы вписана в систему. Все рынки поделены, правят кланы и всё это несправедливое распределение доходов защищает закон и власть. В России коррупция существует в более грубых, вульгарных формах, но смысл её тот же. Люди у власти — они же и очень богатые люди. Но у нас это хуже прикрыто законом, чем и пользуются деструктивные силы.
«СП»: Арестованные в последнее время минобороновцы связаны и со стройкой тоже. Как выглядит коррупция в строительной сфере?
— Существует некий пул генподрядчиков. Им даются заказы тем или иным способом. А уже эти генподрядчики передают заказы субподрядчикам, которые и выполняют все работы. Да, генподрядчик выполняет какую-то организационную функцию, но он берёт за это слишком много. Но это всё делается официально. Наличные чемоданами, как раньше, никто не носит. С генподряда платятся все налоги, белые зарплаты топ-менеджменту
Предположу, что в сфере военного строительства, из-за её закрытости, ответственные генералы могли действовать и по старинке. И тогда там было изрядно черного нала. А тут ещё в связи с СВО туда хлынули огромные деньги.
Не думаю, что генералам хватило изящества корректно справиться с этим потоком. То, что у них находят при обысках — это только повод для ареста. Не исключено, что в реальности суммы были гораздо больше.
Похоже, дана команда «фас».
«СП»: Если коррупция — часть системы, получается, ничего изменить нельзя?
— Этот вопрос почти философский. В понимании русского человека чиновник или генерал на вершине власти и должен хорошо зарабатывать. Русских людей не удивишь атрибутами богатства у власть имущих.
Главное, чтобы он был полезен для государства, делал свою работу на совесть. А на квартиры и дачи мы закроем глаза, если, конечно, это не будет выглядеть слишком уж вульгарно. Но, вообще-то, вульгарность, внешний блеск — это признак скудоумия.
Те, кто позволяет себе «золотые унитазы», почти наверняка плохо выполняют и свои рабочие функции. Например, у генерала Суровикина, копавшие под него навальнисты нашли дом в Москве. И что? Он и должен его иметь за свои заслуги перед Родиной. А вот сияющие богатства Тимура Иванова вызывают отторжение своим излишеством. Тем более, он не боевой генерал. Генералу же Ивану Попову, герою Запорожья, предъявили несчастные 500 тысяч рублей…
Как с этим всем можно бороться? Понятно, что Белоусов поставлен на минобороны не просто так. Видимо, коррупция должна войти в некие «нормы». А чтобы её искоренить совсем нужно отказаться от идеологии наживы, насаждаемой в государстве.
Воспитанный в определённой благородной идее человек, стоящий у власти, сам не позволит себе вести роскошную жизнь, он будет сдержан и аскетичен. Нужно ставить на должности честных людей, если они у государства есть, конечно.
Так что одних суровых наказаний за мздоимство недостаточно.
— Идущие в Минобороны аресты связаны с клановой борьбой, — считает политолог Анатолий Несмиян. — В России власть и собственность — две абсолютно неразделимые категории. Карл Маркс называл этот вид экономики азиатским способом производства.
До тех пор, пока обладание властью у нас будет означать обладание собственностью, а собственностью нельзя будет обладать, не имея власти; пока власть и собственность не будут разделены, эта средневековая византийщина останется в неприкосновенности.
У нас нет коррупции как таковой. Коррупция — это признак развитой индустриальной капиталистической экономики. А у нас чисто рентная экономика, когда человек на любой должности извлекает доход именно из этой должности.
Например, директор школы может «зарабатывать», перераспределяя в свою пользу средства на ремонт школы, руководитель госкорпорации — взносы государства (как Роснано? — «СП»), а генерал в Минобороны «работает» с бюджетом военного ведомства.
* «Донецкий пиксель» — форма Народной милиции ДНР в 2016—2022 гг.