Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Ледоколы НАТО будут бесплатно расчищать Севморпуть для наших торговых караванов

Константин Смирнов: «Виктор Черномырдин» скажет Альянсу спасибо за сэкономленное топливо

12416
Ледоколы НАТО будут бесплатно расчищать Севморпуть для наших торговых караванов
Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Блок НАТО попытается создать арктическую группировку, которая по замыслу генералов из Вашингтона и Брюсселя будет наблюдать за событиями, происходящими на Северном морском пути и в зоне Северного полюса.

Этот план озвучили верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Крис Каволи и командующий ВВС генерал Джеймс Хекер.

Предполагается строительство новой авиабазы и радарного комплекса в Лапландии (Санта Клаусу придется потесниться); и вывод в навигацию ледоколов НАТО. Это позволит, по словам Каволли, «повысить ситуационную осведомленность альянса в регионе».

О том, насколько реален сей план, «Свободной Прессе» рассказал политолог, военный аналитик Александр Храмчихин:

— Когда два генерала НАТО наперебой начинают выдавать в эфир военные тайны — это вызывает ощущение, что они отвлекают внимание от какой-то более серьёзной операции или проблемы.

Читайте также
Иранские ракеты и северокорейские добровольцы, которых нет в зоне СВО Иранские ракеты и северокорейские добровольцы, которых нет в зоне СВО Есть ли у России реальные союзники в современном многополярном мире?

Главная проблема НАТО сейчас в том, что из блока могут выйти Соединённые Штаты.

Главная операция — это не надорвать живот на трех фронтах: на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке и на Украине.

«СП»: Тем не менее, если НАТО влезет в Арктику — это сильно помешает России?

— А куда в Арктику? На льдину с медведями? Все, что они могли сделать — уже сделано. Существуют базы НАТО на Аляске и в Норвегии.

Американские подводные лодки с 60-х годов прошлого века ходят под льдами Арктики. Ну если они захотят вернуться и постоять прямо под Северным полюсом — пускай возвращаются, постоят опять рядом с нашими подводными лодками.

Или пусть сделают свою полярную станцию, постоят рядом с нашими «Северными полюсами». Не жалко.

Теперь построят новый аэродром в Финляндии. В этой маленькой стране — после вхождения в блок — строятся уже 14 баз НАТО. Оборудуют ещё пятнадцатую — поближе к северу. Ну и что?

Самолёты-разведчики — пилотируемые и беспилотные — над Северным морским путём и без этого аэродрома постоянно летают.

Пусть эти генералы сначала придумают, куда они хотят влезть ещё — тогда будет, что обсуждать.

«СП»: Если ледоколы НАТО начнут ходить по СМП — это нам сильно повредит?

— Они будут совершенно бесплатно ломать лёд для наших торговых караванов. Только очень жаль, что у них мало ледоколов, — заключил Александр Храмчихин.

Ледокольный флот НАТО, действительно, не производит впечатления. У США есть два корабля ледового класса, они считаются исправными, но стары по возрасту и стоят у берега.

У канадцев и норвежцев дела чуть получше. Каждая из этих стран пользуется своими патрульными кораблями ледового класса. Сколько таких кораблей — их тайна, но все они не представляют из себя серьёзной военной силы. По крайней мере, хорошо вооруженных судов мы не видели.

Самый сильный в НАТО арктический флот у Дании, но все их фрегаты и корветы — не ледового класса.

И ещё деталь — у НАТО нет ни одного атомного ледокола. А «бензоколонок» в Арктике для них нет. У нас — есть, но не для них.

Для сравнения. У России на СМП два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил («Ямал», «50 лет Победы»). Еще два — с однореакторной в 50 тысяч «лошадей» («Таймыр», «Вайгач»). И — «Советский Союз», который стоит в резерве. Он сменит какое-то из судов сопровождения, когда оно встанет на профилактику.

Среди судов сопровождения есть и самый мощный в мире неатомный ледокол — «Виктор Черномырдин».

Помимо ледоколов, в нашем распоряжении есть суда двойного назначения, которые одновременно являются танкерами (или сухогрузами) и — ледоколами.

В их числе первый в мире атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реактором в 40 тысяч «лошадок».

Если сложить все суда ледового класса, которые находятся в навигации, стоят на профилактике и строятся на верфях — то у России их 90 штук.

Будет ли нуждаться всё это хозяйство в дополнительной защите, придется ли России как-то отвечать военным образом на расширение НАТО в Арктику? На этот вопрос «Свободной Прессе» ответил доктор военных наук Константин Сивков.

— Авиабаза в Финляндии ничем не усилит НАТО в Арктике. Если идти по пути усиления — блок будет расширять и укреплять базы в Норвегии и на Аляске — на оконечностях СМП.

Читайте также
Финны в ступоре: Самолеты стоят, тракторы не пашут. Опять виновата Россия?   Финны в ступоре: Самолеты стоят, тракторы не пашут. Опять виновата Россия? Кто и зачем создает помехи в европейских навигационных системах

В восточной оконечности Северного морского пути — в Беринговом море, конечно для НАТО было бы целесообразно создать мощную береговую инфраструктуру. Потому что пока на всем Севморпути береговая инфраструктура есть только у России.

Ну и, соответственно, на западной оконечности СМП в Баренцевом море было бы полезно для альянса тоже что-то на берегу создать.

Но всё это — очень долго. Россия свою инфраструктуру на СМП строила десятилетиями. НАТО потребуются колоссальные усилия, чтобы составить нам хоть какую-то угрозу в Арктике.

«СП»: НАТО может помешать нам проводить коммерческие караваны судов по СМП?

— Если они прямо сегодня поставят перед собой такую цель, то — лет через 100 мы их можем только заметить. А сейчас — по сравнению с нами их там просто нет.

Может ли усиление НАТО в Арктике сделать менее привлекательными коммерческие переходы караванов по СМП, которые Россия открыла для Китая, Индии, и в перспективе — для других стран Востока? На этот вопрос «Свободной Прессы» ответил независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.

— Наши караваны идут по территориальным водам России. Ледоколам НАТО придется держаться на 12 морских миль севернее нашего побережья, в нейтральных водах. Если они там будут ломать лёд — мы им скажем только спасибо.

Они таким образом сделают более проходимым и наш лёд. И если для атомных ледоколов это не имеет значения, то команда ледокола «Виктор Черномырдин», который работает на обычном топливе, скажет Альянсу большое спасибо за сэкономленный мазут или газ.

«СП»: А стояние рядом кораблей НАТО с ракетами и пушками не напугает заморских купцов?

— Министерство обороны этого не афиширует, но мы же всё равно знаем, что у нас есть военные ледоколы, вооруженные до зубов. Просто их названий мы не слышим.

Кроме того, на Новой Земле расположена российская военная база, которая, между прочим, является самой большой в мире. Не в Арктике, а — в мире. Сейчас как раз там завершена подготовка к ядерным испытаниям. Будем мы взрывать — не будем — другой вопрос, но все в сборе.

А на Земле Франца-Иосифа — база арктического спецназа. Что это такое — даже никто не знает, и не надо им знать.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня