Блок НАТО попытается создать арктическую группировку, которая по замыслу генералов из Вашингтона и Брюсселя будет наблюдать за событиями, происходящими на Северном морском пути и в зоне Северного полюса.
Этот план озвучили верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Крис Каволи и командующий ВВС генерал Джеймс Хекер.
Предполагается строительство новой авиабазы и радарного комплекса в Лапландии (Санта Клаусу придется потесниться); и вывод в навигацию ледоколов НАТО. Это позволит, по словам Каволли, «повысить ситуационную осведомленность альянса в регионе».
О том, насколько реален сей план, «Свободной Прессе» рассказал политолог, военный аналитик Александр Храмчихин:
— Когда два генерала НАТО наперебой начинают выдавать в эфир военные тайны — это вызывает ощущение, что они отвлекают внимание от какой-то более серьёзной операции или проблемы.
Главная проблема НАТО сейчас в том, что из блока могут выйти Соединённые Штаты.
Главная операция — это не надорвать живот на трех фронтах: на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке и на Украине.
«СП»: Тем не менее, если НАТО влезет в Арктику — это сильно помешает России?
— А куда в Арктику? На льдину с медведями? Все, что они могли сделать — уже сделано. Существуют базы НАТО на Аляске и в Норвегии.
Американские подводные лодки с 60-х годов прошлого века ходят под льдами Арктики. Ну если они захотят вернуться и постоять прямо под Северным полюсом — пускай возвращаются, постоят опять рядом с нашими подводными лодками.
Или пусть сделают свою полярную станцию, постоят рядом с нашими «Северными полюсами». Не жалко.
Теперь построят новый аэродром в Финляндии. В этой маленькой стране — после вхождения в блок — строятся уже 14 баз НАТО. Оборудуют ещё пятнадцатую — поближе к северу. Ну и что?
Самолёты-разведчики — пилотируемые и беспилотные — над Северным морским путём и без этого аэродрома постоянно летают.
Пусть эти генералы сначала придумают, куда они хотят влезть ещё — тогда будет, что обсуждать.
«СП»: Если ледоколы НАТО начнут ходить по СМП — это нам сильно повредит?
— Они будут совершенно бесплатно ломать лёд для наших торговых караванов. Только очень жаль, что у них мало ледоколов, — заключил Александр Храмчихин.
Ледокольный флот НАТО, действительно, не производит впечатления. У США есть два корабля ледового класса, они считаются исправными, но стары по возрасту и стоят у берега.
У канадцев и норвежцев дела чуть получше. Каждая из этих стран пользуется своими патрульными кораблями ледового класса. Сколько таких кораблей — их тайна, но все они не представляют из себя серьёзной военной силы. По крайней мере, хорошо вооруженных судов мы не видели.
Самый сильный в НАТО арктический флот у Дании, но все их фрегаты и корветы — не ледового класса.
И ещё деталь — у НАТО нет ни одного атомного ледокола. А «бензоколонок» в Арктике для них нет. У нас — есть, но не для них.
Для сравнения. У России на СМП два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил («Ямал», «50 лет Победы»). Еще два — с однореакторной в 50 тысяч «лошадей» («Таймыр», «Вайгач»). И — «Советский Союз», который стоит в резерве. Он сменит какое-то из судов сопровождения, когда оно встанет на профилактику.
Среди судов сопровождения есть и самый мощный в мире неатомный ледокол — «Виктор Черномырдин».
Помимо ледоколов, в нашем распоряжении есть суда двойного назначения, которые одновременно являются танкерами (или сухогрузами) и — ледоколами.
В их числе первый в мире атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реактором в 40 тысяч «лошадок».
Если сложить все суда ледового класса, которые находятся в навигации, стоят на профилактике и строятся на верфях — то у России их 90 штук.
Будет ли нуждаться всё это хозяйство в дополнительной защите, придется ли России как-то отвечать военным образом на расширение НАТО в Арктику? На этот вопрос «Свободной Прессе» ответил доктор военных наук Константин Сивков.
— Авиабаза в Финляндии ничем не усилит НАТО в Арктике. Если идти по пути усиления — блок будет расширять и укреплять базы в Норвегии и на Аляске — на оконечностях СМП.
В восточной оконечности Северного морского пути — в Беринговом море, конечно для НАТО было бы целесообразно создать мощную береговую инфраструктуру. Потому что пока на всем Севморпути береговая инфраструктура есть только у России.
Ну и, соответственно, на западной оконечности СМП в Баренцевом море было бы полезно для альянса тоже что-то на берегу создать.
Но всё это — очень долго. Россия свою инфраструктуру на СМП строила десятилетиями. НАТО потребуются колоссальные усилия, чтобы составить нам хоть какую-то угрозу в Арктике.
«СП»: НАТО может помешать нам проводить коммерческие караваны судов по СМП?
— Если они прямо сегодня поставят перед собой такую цель, то — лет через 100 мы их можем только заметить. А сейчас — по сравнению с нами их там просто нет.
Может ли усиление НАТО в Арктике сделать менее привлекательными коммерческие переходы караванов по СМП, которые Россия открыла для Китая, Индии, и в перспективе — для других стран Востока? На этот вопрос «Свободной Прессы» ответил независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
— Наши караваны идут по территориальным водам России. Ледоколам НАТО придется держаться на 12 морских миль севернее нашего побережья, в нейтральных водах. Если они там будут ломать лёд — мы им скажем только спасибо.
Они таким образом сделают более проходимым и наш лёд. И если для атомных ледоколов это не имеет значения, то команда ледокола «Виктор Черномырдин», который работает на обычном топливе, скажет Альянсу большое спасибо за сэкономленный мазут или газ.
«СП»: А стояние рядом кораблей НАТО с ракетами и пушками не напугает заморских купцов?
— Министерство обороны этого не афиширует, но мы же всё равно знаем, что у нас есть военные ледоколы, вооруженные до зубов. Просто их названий мы не слышим.
Кроме того, на Новой Земле расположена российская военная база, которая, между прочим, является самой большой в мире. Не в Арктике, а — в мире. Сейчас как раз там завершена подготовка к ядерным испытаниям. Будем мы взрывать — не будем — другой вопрос, но все в сборе.
А на Земле Франца-Иосифа — база арктического спецназа. Что это такое — даже никто не знает, и не надо им знать.