Марионетка, даже если ее именуют высокими определениями вроде «союзник» или «партнер», должна быть вассально зависимой, а значит бедной. Данный постулат в «сияющем граде на холме» усвоили очень хорошо и следуют ему неукоснительно.
А поскольку откровенный грабеж в XXI веке не сильно вяжется с воспеваемыми на каждом углу демократическими ценностями, его необходимо тщательно маскировать. Например, заботой об обороноспособности тех самых союзников по Североатлантическому альянсу. Тем более, что специальный инструмент для «легального отъема денежных знаков» в наличии есть. И весьма эффективный.
Называется он «малозаметный многофункциональный истребитель якобы „пятого поколения“ F-35 Lightning II». Который специалисты называют «Пингвином», отдавая должное его несравненным летным и техническим характеристикам.
Так называемые «детские болезни» в том или ином количестве присутствуют у любого нового образца вооружения, будь то самолет, ракета или танк. Однако, в случае с F-35 такое объяснение, как минимум, некорректно.
Поскольку он давно уже не новый (в зависимости от версии принят на вооружение ВВС армии США в период с 2008 по 2010 год), болезни совсем не «детские» — и их число не уменьшается, а перманентно растет, в настоящее время успешно перевалив за тысячу.
Даже Конгресс США ужаснулся, узнав процент «Пингвинов», находящихся в полностью боеготовом состоянии — 29% (по информации руководителя программы F-35 Lightning II генерал-лейтенанта ВВС США Майкла Шмидта).
Единственный растущий бешенными темпами показатель — это стоимость самолета и программы в целом, на апрель 2023 года превысившей $2.0 трлн. Однако это ни коим образом не сказывается на росте количества эксплуатантов «невидимки», среди которых не только страны-члены НАТО вроде Великобритании или Нидерландов, но и Южная Корея, Израиль и другие.
Более того, перечень стран, которые в ближайшее время должны присоединиться к «клубу любителей Пингвинов», тоже достаточно внушителен — семь стран Европы плюс Канада и Сингапур.
Но самым перспективным кандидатом на разорение посредством F-35 «гегемон» определил не перестающую грезить державой «от можа до можа» (от моря до моря) Польшу. И какое значение для «властелина глобуса» имеет тот факт, что только содержание этих машин обойдется Варшаве в сумму, равную 10% военного бюджета этой далеко не самой богатой восточноевропейской страны? Никакого!
Естественно, что для поддержания чувства собственного достоинства чванливых шляхтичей состоявшаяся в конце августа передача первого «самолета-невидимки» была обставлена максимально торжественно. Польской линейке даже присвоили лихое имя «Гусар», вызвав у поляков мощный прилив радостного патриотизма.
И неважно, что им передали самолет, вызывающий массу справедливой критики у всех, в чьих авиапарках имеются эти машины, и который даже в США оценивают как машину, имеющую серьезные проблемы с точностью оружия, программным обеспечением, низким уровнем надежности и долговечности.
Однако и это еще не все сюрпризы от «гегемона». Анализ практики выполнения контрактов компанией «Lockheed Martin Corporation» показывает, что, передав очередному «союзнику» установочную партию из шести-восьми машин, производитель начинает смещать сроки поставок сильно вправо. Справедливо полагая, что клиент «на крючке» и альтернативы у него просто нет.
Более того, с текущими сроками тоже возникают проблемы. Вот что по этому поводу пишет американский (!) интернет-портал «War Zone»: «Еще в начале двадцатых годов нынешнего столетия Варшава заключила с «Lockheed Martin Corporation» контракт на закупку тридцати пяти единиц F-35. Несмотря на то, что обучение летного и технического персонала Польша запланировала на собственной территории, начнется оно не ранее, чем первая партия из 24 летчиков и 90 техников пройдет программу обучения в США.
Первую оперативную эскадрилью F-35 на 32 авиабазе, расположенной в 30 км юго-западнее Лодзи, ВВС Польши смогут сформировать не ранее 2025−2026 гг. Причем выход на уровень полной боевой готовности этой стаи «Пингвинов» ранее 2030 года просто невозможен".
Но это, как говорится, в идеале. Опыт Великобритании показывает, что к указанным в американо-польских договоренностях срокам следует прибавлять как минимум три-четыре года. Постоянно выходящие из строя британские авианосцы до сих пор не имеют полноценных авиационных крыльев, технику для которых должны были получить еще в 2019 году.
Однако и это не самая главная проблема Варшавы. У части польского общества, сумевшей сохранить способность трезво мыслить и оценивать возможности своего государства, возник логический и закономерный вопрос: «Кто за все это будет платить?». Консерваторы-националисты из «Myśl Polska» посчитали во что обойдется польскому налогоплательщику содержание этих «чудо-невидимок».
По информации Счетной комиссии американского Конгресса содержание одного F-35 Lightning II обходится зарубежному эксплуатанту в зависимости от налета примерно в $7−10 млн. То есть, через десять лет цена за каждого приобретенного Варшавой «Пингвина» вырастет вдвое.
Добавьте сюда перестройку существующих аэродромов, зарплаты персоналу и критическую зависимость «молний» от энергетической и цифровой инфраструктуры, которые тоже стоят недешево. Более того, самолеты с каждым годом будут стареть, а цены — расти. Как думаете, потянет такие затраты не самый богатый польский военный бюджет, который, к слову, в 2024 году составил всего $24,5 млрд. Вряд ли.
Однако, уровень эйфории некоторых польских «ястребов» это не снизило. Даже несмотря на то, что на приобретение «Пингвинов» Варшава получила кредит, причем, на весьма кабальных условиях. А еще и вызванные «недетскими болезнями» многочисленные поломки, приводящие к летным инцидентам, а иногда и к происшествиям.
Например, Великобритания и Южная Корея уже получили печальный опыт в данном вопросе. Единственное в чем могут быть уверены заходящиеся в псевдопатриотическом экстазе польские паны, так это в том, что перманентно дряхлеющий «гегемон» теперь долго не оставит без внимания их и без того тощий бюджетный кошелек.