понедельник, 7 октября
совместно с Жэньминь жибао

Лазерный двигатель разгонит субмарину товарища Си до скорости звука

Китайские инженеры строят самую быструю подлодку в мире

9182
Лазерный двигатель разгонит субмарину товарища Си до скорости звука
Фото: Артем Иванов/ТАСС

Представьте себе подводную лодку настолько быструю, что она может обогнать любую торпеду, предназначенную для перехвата субмарины. Это не фантастика. Китайские инженеры создают новый двигатель, который позволит создать самые быстрые подлодки в мире.

Подход к созданию новой силовой установки абсолютно революционный: он предполагает использование «лазерных пропеллеров». При этом лазеры мгновенно нагревают воду и создают крошечные взрывы, которые и толкают субмарину вперед. Теоретически такая технология была описана давно. Но реализовать ее не удавалось, потому что любая использующая ее подлодка становилась бы легко обнаруживаемой. Однако китайцы и эту проблему сумели решить.

Использование лазеров в качестве силовых установок было впервые предложено еще в 1972 г. для космических аппаратов, пишет издание Popular Mechanics.

Читайте также
В узбекском плове – российские пряности, в двусторонней торговле много удивительных вещей В узбекском плове — российские пряности, в двусторонней торговле много удивительных вещей Ташкент не боится вторичных санкций, но ввоз автомобилей в нашу страну приостановил

Технология атмосферных путешествий довольно проста и понятна: нижняя часть самолета обрабатывается лазером, который перегревает воздух под ним, создавая плазму, которая взрывает воздух и подбрасывает аппарат вверх. Атмосферный лазерный двигатель был протестирован только на масштабных моделях в контролируемых условиях и пока не привел к созданию реально пилотируемого корабля. Но метод не забыли.

Исследователи из Харбинского инженерного университета предлагают использовать такой «лазерный» метод для сверхбыстрого перемещения объектов под водой. Для этого поверхность субмарины нужно покрыть сетью оптических волокон тоньше человеческого волоса. Затем оптоволокно «пронизывается» лазерными лучами, питаемыми от источника энергии мощностью в 2 МВт.

Лазеры создают плазму, которая испаряет любую воду, с которой соприкасается, что приводит к появлению тяги. Испарение также создает слой пузырьков, через который подводная лодка может проходить с гораздо меньшим трением, чем через обычную морскую воду.

Такой подводный лазерный двигатель может генерировать до 70 тыс. ньютонов энергии. Чтобы было понятно, это как в сверхзвуковом истребителе или гиперзвуковой ракете.

Инженеры Харбинского университета во главе с профессором считают, что такой двигатель можно установить на китайские подлодки. Теоретически они могут двигаться быстрее скорости звука. Более того, такие двигатели будут абсолютно бесшумными. В отличие от тех, что используются сейчас, в них множество движущихся, а потому громких компонентов: турбины, редукторы, гребные винты.

Такое сочетание скорости и бесшумности сделает китайские подлодки неуязвимыми.

На боевом дежурстве в Китае сейчас находятся подлодки типа 094 класса «Цзинь». Они очень похожи на советские «Дельта-3». Однако китайские аналоги миниатюрней и несут меньше вооружения. Западные аналитики рассматривали возможность того, что российское КБ «Рубин» внесло свой вклад в проектирование китайских субмарин, но это предположение не подтвердилось.

Корпуса первых подводных лодок класса «Цзинь» были заложены в начале 2000-х и введены в эксплуатацию в 2021 году. Появление на вооружении китайского ВМФ субмарин типа 094 совпало с появлением универсального десантного корабля типа 075 и эсминца типа 055.

Читайте также
Экономика Старого Света угасает, локомотивами мирового развития стали Индия и Китай Экономика Старого Света угасает, локомотивами мирового развития стали Индия и Китай Чтобы страны G7 смогли догнать БРИКС, им нужно открытие на уровне сотовой связи или интернета

Пекин никогда публично не раскрывал точное количество построенных подводных лодок с баллистическими ракетами. Кроме того, на субмаринах нет видимых корпусных номеров. Так что никто не знает, сколько подлодок «Цзинь» сейчас в китайском ВМФ.

На лодках типа 094 может быть установлено в общей сложности 12 МБР Julang-2, запускаемых с подводных лодок. Считается, что эти ракеты несут по одной ядерной боеголовке каждая с дальнобойностью примерно 9000 километров. Возможно, на подлодках также установлены ракеты Julang-3, имеющие дальность уже 12 тыс. км. А значит, они способны достигать территории США.

Пекин регулярно использует свои подлодки «Цзинь» для патрулирования в Южно-Китайском море в полном вооружении для ядерного сдерживания США.

Однако, как пишет издание National Interest, этим субмаринам пока мешает значительный уровень шума, что делает их обнаруживаемыми и подрывает их скрытность. Именно поэтому Китай разрабатывает новые подлодки типа 096, которые будут абсолютно бесшумными.

Вполне возможно, что на них и будет установлен лазерный двигатель. Однако все детали проекта 096 покрыты мраком секретности. Западные аналитики лишь догадываются, что новые субмарины вступят в строй до конца десятилетия.

Последние новости
Цитаты
Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Павел Селезнев

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня