В последние два года у различных американских политических деятелей возник пунктик: якобы Россия собирается взорвать в космосе атомную бомбу. И хотя наша страна многократно это опровергала, навязчивая идея дошла даже до американского космического агентства.
Во вторник, 8 октября, глава НАСА Билл Нельсон заявил:
— Одним ядерным взрывом в космосе они разрушат всю спутниковую сеть. Если соперник взорвет ядерную бомбу в космосе, все спутники перестанут передавать информацию. А шесть ядерных взрывов полностью уничтожат все спутники.
О том, реален ли прогноз «главного американского астронавта», и хорошо ли он разбирается в теме, которую озвучивает, «Свободной Прессе» рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
«СП»: Иван Михайлович, хорошо ли разбирается в астрофизике глава НАСА Билл Нельсон?
— Судя по его выступлению, он плохо знает не только физику, но и историю космонавтики. Дело в том, что энергия взрыва в трехмерном пространстве падает пропорционально кубу расстояния. Ядерный взрыв в космосе может вывести из строя один космический объект, но не спутниковую группировку.
Но самое главное, чего не знает Билл Нельсон — что такие эксперименты проводились: с 27 августа 1958 года, когда американцы взорвали первую атомную бомбу в космосе, — и до 5 августа 1963 года, когда в Москве был подписан международный договор о запрещении ядерных испытаний в космосе.
За это время США и СССР суммарно осуществили десятки таких взрывов, и в общем-то никаких последствий для спутников не было. Хотя в ходе ряда испытаний исследователи пытались выяснить именно это: как относительно удалённый ядерный взрыв влияет на орбитальные аппараты.
СПРАВКА: Самый масштабный из проектов США по изучению воздействия ядерного взрыва в условиях космического пространства назывался Starfish Prime. В его рамках провели серию из 36 ядерных испытаний.
Помимо этого, американцы просто взрывали в космосе передовое ядерное оружие, чтобы не портить полигон на земле.
Советская программа ядерных испытаний в космосе называлась «Операция К». На орбите взрывали бомбы мощностью от 300 килотонн до 1,5 мегатонн.
«СП»: И взрывы абсолютно никак не повлияли ни на орбитальные аппараты, ни на Землю?
— В научной литературе упоминаются два факта, но — с осторожностью, поскольку они могли быть не следствиями взрывов, а просто совпасть с ними по случайному стечению обстоятельств.
У пары советских спутников снизилась подача энергии от солнечных батарей после американских ядерных взрывов. Но о взаимосвязи этих событий говорят очень неуверенно, потому что солнечные батареи тогда были не такими совершенными, как сейчас, и их эффективность могла упасть по другим причинам.
Кроме того, в 1962 году на Гавайях, на расстоянии 1500 км от эпицентра космического взрыва, погасли примерно 300 уличных фонарей. Это очень похоже на совпадение, потому что в уличных фонарях в те годы не было никакой электроники. А электронные приборы, как раз, работали, и всё остальное электричество не отключалось.
В ходе ядерных испытаний фиксировалось образование новых радиационных поясов на орбите, но они были незначительными по сравнению с естественными радиационными поясами, и к тому же быстро пропали.
Так или иначе, те взрывы, которые были проведены, показали низкую эффективность применения ядерного оружия в космосе.
«СП»: А есть ли сейчас какая-то технология, которая позволяет вывести большие спутниковые группировки из строя? Опять же Запад утверждает: Россия работает в этом направлении.
— Все работают. Все думают об этом в генштабах разных стран. Но вывод пока такой: поскольку излучение быстро падает, группировку спутников не поразишь. Ну мало в космосе случаев, чтобы два спутника находились совсем близко друг от друга. Даже спутники Маска, которых более 5 тысяч, находятся на расстоянии в сотни километров. А на таком расстоянии от ядерного взрыва только вспышка может быть видна.
Один спутник можно уничтожить ядерным взрывом, ну если очень сильно подгадать, то два. Да и то — не факт.
«СП»: А держать на орбите ядерное оружие, чтобы применить его по наземным объектам, — есть смысл?
— Это неэффективно с военной точки зрения. Ракета наземного базирования достигает цели за 45 минут, ракета морского базирования — через 15 минут. А если ракета в космосе, и сигнал пришел неожиданно, — то ждать, когда спутник окажется над целью, можно сутки. А в среднем — около 6 часов.
С экономической точки зрения это тоже неэффективно. Можно, конечно, в нарушение всех договоров запустить в космос сотни бомб на случай глобальной ядерной войны. Но если такой войны не будет — можно разориться на содержании такой группировки в рабочем состоянии за несколько лет.