Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Миражи» и иллюзия воздушной войны: Киев делает ставку на французские истребители

Mirage-2000 — хотя и устарел, но может быть опаснее F-16

5167
На фото: истребитель Mirage-2000
На фото: истребитель Mirage-2000 (Фото: AP/TASS)

Одна из наиболее обсуждаемый новостей последних дней — это запланированная передача Францией Украине истребителей Mirage-2000. Как сообщил министр обороны Франции Себастьян Лекорню, поставка машин запланирована на первый квартал следующего года. Сейчас же во Франции продолжается подготовка украинских пилотов и наземного технического персонала для эксплуатации «Миражей».

Правда, глава французского ведомства не указал точное количество машин, которые планируется передать Киеву. Эта информация появилась позже в нескольких ведущих западных средствах массовой информации. Со ссылкой на источники утверждается, что это будет 20 истребителей.

Новости о том, что Киев в скором времени получит французские истребители, вызвало информационную бурю в российских средствах массовой информации, а также социальных сетях и телеграмм-каналах. Мнения традиционной разделились.

Читайте также
Эндрю Корыбко: Францию не пугает Третья мировая – так ей хочется нагадить России Эндрю Корыбко: Францию не пугает Третья мировая — так ей хочется нагадить России За утрату гегемонии в Африке Париж мстит Москве в Мали, в Армении и на Украине

С одной стороны, французские истребители называют устаревшими, небоеспособными и не готовыми противостоять новейшими российским машинам. С другой — отмечают, что Mirage-2000 способен применять в бою целую линейку современных средств поражения.

Так что давайте попробуем предметно разобраться, на что способны французские истребители — и как Киев и его союзники планируют их использовать в воздушной войне.

Секрет Полишинеля

О желании Елисейского дворца продать ВВС Украины истребители было известно достаточно давно. Такие планы появились еще до начала специальной военной операции. Еще весной 2021-го года на фоне обострения на Донбассе, в украинских и французских средствах массовой информации прошла утечка совместного двухстороннего плана.

С 2023 по 2025 год украинские военно-воздушные силы должны были получить от шести до двенадцати истребителей Rafale. Их планировалось использовать в качестве тренировочных. Также с их помощью должны были отрабатываться вопросы модернизации украинских аэродромов для эксплуатации французских машин. На следующем этапе, с 2025 по 2030 годы Украина должна была получить от 30 до 36 «Рафалей».

Начало СВО лишь несколько приостановило франко-украинское авиационное взаимодействие. Но Елисейский дворец и лично Эмануэль Микрон то и дело делали заявления о планах о поставке Киеву истребителей.

При этом специалисты ВВС Украины постоянно находились на территории Пятой республики. В то же время во французских средствах массовой информации несколько раз появлялись сюжеты, рассказывавшие о подготовке в стране украинских летчиков и техников. Говорилось и о том, что они выполняют полеты на учебно-тренировочных самолетах Alpha Jet ВВС Франции.

Интересно сравнить программы подготовки и передачи ВВС Украины истребителей F-16 и французских Mirage-2000. Все планирование и реализация программы «шестнадцатых» сопровождались постоянной спешкой, импровизацией и конструированием «на коленке». В результате, даже получив первый транш истребителей, украинские Воздушные силы практически не могут их применять в бою. При этом как минимум три машины уже потеряны.

А вот французская программа передачи истребителей гораздо более проработанная. Французы и украинцы за два года уже явно нашли большинство узких мест проекта. И даже заранее начали его реализацию. И в этой ситуации очень важно понять, почему было принято решение передать Киеву не более совершенные «Рафали», как планировалось ранее, а более старые Mirage-2000, хотя и в обновленной версии 2000−5.

Победа для бедных

Ответ на этот вопрос мы найдем в истории истребителей семейства Mirage. Линейка «Миражей» началась в далеком 1952-м году, когда на испытания вышел Mirage III. И тут важно отметить, как французские авиастроители позиционировал эту машину на мировом рынке вооружения.

Новинка предназначалась для тех стран, противники которых имеют гораздо большие по количеству и к тому же современные военно-воздушные силы. Но «миражи» должны выживать и в таких условиях, при этом нанося врагу чувствительные потери. А в конечном итоге они способны завоевать превосходство в воздухе.

Одним из первых покупателей Mirage III стал Израиль. На тот момент военно-воздушные силы Египта, Сирии и других арабских стран и по количеству, и по качеству существенно превосходили израильские ВВС. Но «миражи» со звездами Давида на крыльях показали себя в столкновениях с противником очень хорошо. К примеру, их действия во многом предопределили успех Израиля в «шестидневной войне» 1967 года.

Париж в конце 1960-х годов ввел против Тель-Авива оружейное эмбарго, но Израиль к тому времени уже получил доступ к самым современным американским боевым самолетам — истребителям F-4 Phantom-2, а позже и F-15 Eagle, а также бомбардировщикам А-4 SkyHawk.

Но несмотря на это, израильская авиапромышленность смогла скопировать Mirage III и начать его нелицензионное производство под обозначением Nesher. Они до начала 1990-х годов оставались одними из основных машин ВВС Израиля.

Исходя из таких же соображений, в конце 1970-х ЮАР закупила у Франции более современные истребители семейства «мираж» — Mirage F1. На тот момент военно-воздушные силы Анголы получали советские истребители МиГ-23 и МиГ-21. Чуть позже противником Претории на «черном континенте» станут кубинские силы, обладающие куда более современным авиационным парком.

Читайте также
Украинский фронт, 964-й день СВО: 14 октября, главное за сутки Украинский фронт, 964-й день СВО: 14 октября, главное за сутки Оборона Покровска трещит, в Волчанске бомбой ОДАБ-1000 нанесен удар по мукомольному заводу, где в подвалах укрывались военнослужащие 57-й ОМПБр ВСУ

Но звездным часом «Миражей» стала ирано-иракская война. На тот момент Тегеран еще сохранил одни из самых современных в мире ВВС. В частности, в их парке были мощные перехватчики F-14 Tomcat, и Иран был единственной страной в мире, которой США продали эти машины.

Поэтому нет ничего удивительного, что в первые годы войны Багдад нес крайне чувствительные потери. Но именно массовые закупки Mirage F.1 у Франции позволили иракцам склонить чашу весов в воздушной войне в свою сторону.

Mirage-2000 — это квинтэссенция всего семейства «миражей». Главная их задача скрытно подойти на малой высоте и выполнить подскок. Если же истребитель попал в ближний воздушный бой, то сочетание неплохой маневренности и скорости должны позволить быстро оторваться от противника и уйти вниз.

Поэтому у «двухтысячных» достаточно оригинальная аэродинамическая схема — «бесхвостка» — только большое треугольное крыло, при этом отсутствует хвостовое оперение. Сделано это умышленно — чтобы истребитель мог быстро разгоняться и имел отличную скороподъемность. На обычных же режимах полета самолеты-«бесхвостки» менее устойчивы и к тому же гораздо прожорливее.

Еще одна важная особенность Mirage-2000- это достаточно оригинальный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, куда также интегрированных станции радиоэлектронной борьбы. Главное — быстро обнаружить противника, выпустить ракету с активной головкой самонаведения и под прикрытием помех оторваться.

В свою очередь Rafale — это уже современная многофункциональная машина. Ее одноклассники — это российский МиГ-35 и американские F-18.

«Рафаль» выполнен по схеме «утка». У этих машин есть переднее горизонтальное оперение. Сделано это для того, чтобы истребители получили элементы сверхманевренности, что крайне важно в ближних воздушных боях.

Краткий итог

И так, Франция и Украина готовятся в следующем году реализовать в воздушной войне некую «домашнюю заготовку». Помимо обучения самих пилотов, французские и украинские специалисты также отработали тактику предстоящих воздушных боев с российскими Воздушно-космическими силами.

Читайте также
Нам КАСКО не указ: Страховщики вместо официального дилера предлагают ремонт в «гаражных сервисах» Нам КАСКО не указ: Страховщики вместо официального дилера предлагают ремонт в «гаражных сервисах» Под предлогом роста цена на автозапчасти страховые компании отказываются от выполнения своих обязательств

В них «Миражи» должны будут действовать так, как их и задумывали. По наводке самолетов дальнего радиолокационного обнаружения НАТО они будут выходить в заданные районы и внезапно атаковать российские Су-34 и штурмовики Су-25.

Не исключено, что «французы» попытаются дотянуться даже до российских самолетов ДРЛО А-50. В таком же ключе они будут работать и по наземным целям. Быстрый подход, подскок, сброс ракето-бомб Hammer или запуск противорадиолокационный ракет, и уход от ПВО.

Чем смогут на это ответить российские Воздушно-космические силы? В 1980-е годы тогда еще советское ОКБ имени Сухого активно работало в Ираке, поскольку помимо «Миражей» Багдад закупал истребители-бомбардировщики Су-22 и штурмовики Су-25. И со всеми особенностями войны в воздухе советские специалисты были знакомы.

В 1990-е годы на рынок вышел истребитель Су-30, который сразу стал мировым хитом. В эти машины как раз и закладывалась возможность борьбы с французскими «скоростными шкалами». Не даром же в ответ на закупку Mirage-2000 Тайванем, Китай ответил контрактом на Су-30МКК. А Индия одновременно с «двухтысячными» закупала российские «тридцатки».

Ныне на смену Су-30СМ пришли более современные и гораздо более мощные Су-35С. Уникальные возможности получили перехватчики МиГ-31. И уже можно смело предположить, для «Миражей» небо для Украины станет смертельной ловушкой.


Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Алексей Гривач

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня