Одна из наиболее обсуждаемый новостей последних дней — это запланированная передача Францией Украине истребителей Mirage-2000. Как сообщил министр обороны Франции Себастьян Лекорню, поставка машин запланирована на первый квартал следующего года. Сейчас же во Франции продолжается подготовка украинских пилотов и наземного технического персонала для эксплуатации «Миражей».
Правда, глава французского ведомства не указал точное количество машин, которые планируется передать Киеву. Эта информация появилась позже в нескольких ведущих западных средствах массовой информации. Со ссылкой на источники утверждается, что это будет 20 истребителей.
Новости о том, что Киев в скором времени получит французские истребители, вызвало информационную бурю в российских средствах массовой информации, а также социальных сетях и телеграмм-каналах. Мнения традиционной разделились.
С одной стороны, французские истребители называют устаревшими, небоеспособными и не готовыми противостоять новейшими российским машинам. С другой — отмечают, что Mirage-2000 способен применять в бою целую линейку современных средств поражения.
Так что давайте попробуем предметно разобраться, на что способны французские истребители — и как Киев и его союзники планируют их использовать в воздушной войне.
О желании Елисейского дворца продать ВВС Украины истребители было известно достаточно давно. Такие планы появились еще до начала специальной военной операции. Еще весной 2021-го года на фоне обострения на Донбассе, в украинских и французских средствах массовой информации прошла утечка совместного двухстороннего плана.
С 2023 по 2025 год украинские военно-воздушные силы должны были получить от шести до двенадцати истребителей Rafale. Их планировалось использовать в качестве тренировочных. Также с их помощью должны были отрабатываться вопросы модернизации украинских аэродромов для эксплуатации французских машин. На следующем этапе, с 2025 по 2030 годы Украина должна была получить от 30 до 36 «Рафалей».
Начало СВО лишь несколько приостановило франко-украинское авиационное взаимодействие. Но Елисейский дворец и лично Эмануэль Микрон то и дело делали заявления о планах о поставке Киеву истребителей.
При этом специалисты ВВС Украины постоянно находились на территории Пятой республики. В то же время во французских средствах массовой информации несколько раз появлялись сюжеты, рассказывавшие о подготовке в стране украинских летчиков и техников. Говорилось и о том, что они выполняют полеты на учебно-тренировочных самолетах Alpha Jet ВВС Франции.
Интересно сравнить программы подготовки и передачи ВВС Украины истребителей F-16 и французских Mirage-2000. Все планирование и реализация программы «шестнадцатых» сопровождались постоянной спешкой, импровизацией и конструированием «на коленке». В результате, даже получив первый транш истребителей, украинские Воздушные силы практически не могут их применять в бою. При этом как минимум три машины уже потеряны.
А вот французская программа передачи истребителей гораздо более проработанная. Французы и украинцы за два года уже явно нашли большинство узких мест проекта. И даже заранее начали его реализацию. И в этой ситуации очень важно понять, почему было принято решение передать Киеву не более совершенные «Рафали», как планировалось ранее, а более старые Mirage-2000, хотя и в обновленной версии 2000−5.
Ответ на этот вопрос мы найдем в истории истребителей семейства Mirage. Линейка «Миражей» началась в далеком 1952-м году, когда на испытания вышел Mirage III. И тут важно отметить, как французские авиастроители позиционировал эту машину на мировом рынке вооружения.
Новинка предназначалась для тех стран, противники которых имеют гораздо большие по количеству и к тому же современные военно-воздушные силы. Но «миражи» должны выживать и в таких условиях, при этом нанося врагу чувствительные потери. А в конечном итоге они способны завоевать превосходство в воздухе.
Одним из первых покупателей Mirage III стал Израиль. На тот момент военно-воздушные силы Египта, Сирии и других арабских стран и по количеству, и по качеству существенно превосходили израильские ВВС. Но «миражи» со звездами Давида на крыльях показали себя в столкновениях с противником очень хорошо. К примеру, их действия во многом предопределили успех Израиля в «шестидневной войне» 1967 года.
Париж в конце 1960-х годов ввел против Тель-Авива оружейное эмбарго, но Израиль к тому времени уже получил доступ к самым современным американским боевым самолетам — истребителям F-4 Phantom-2, а позже и F-15 Eagle, а также бомбардировщикам А-4 SkyHawk.
Но несмотря на это, израильская авиапромышленность смогла скопировать Mirage III и начать его нелицензионное производство под обозначением Nesher. Они до начала 1990-х годов оставались одними из основных машин ВВС Израиля.
Исходя из таких же соображений, в конце 1970-х ЮАР закупила у Франции более современные истребители семейства «мираж» — Mirage F1. На тот момент военно-воздушные силы Анголы получали советские истребители МиГ-23 и МиГ-21. Чуть позже противником Претории на «черном континенте» станут кубинские силы, обладающие куда более современным авиационным парком.
Но звездным часом «Миражей» стала ирано-иракская война. На тот момент Тегеран еще сохранил одни из самых современных в мире ВВС. В частности, в их парке были мощные перехватчики F-14 Tomcat, и Иран был единственной страной в мире, которой США продали эти машины.
Поэтому нет ничего удивительного, что в первые годы войны Багдад нес крайне чувствительные потери. Но именно массовые закупки Mirage F.1 у Франции позволили иракцам склонить чашу весов в воздушной войне в свою сторону.
Mirage-2000 — это квинтэссенция всего семейства «миражей». Главная их задача скрытно подойти на малой высоте и выполнить подскок. Если же истребитель попал в ближний воздушный бой, то сочетание неплохой маневренности и скорости должны позволить быстро оторваться от противника и уйти вниз.
Поэтому у «двухтысячных» достаточно оригинальная аэродинамическая схема — «бесхвостка» — только большое треугольное крыло, при этом отсутствует хвостовое оперение. Сделано это умышленно — чтобы истребитель мог быстро разгоняться и имел отличную скороподъемность. На обычных же режимах полета самолеты-«бесхвостки» менее устойчивы и к тому же гораздо прожорливее.
Еще одна важная особенность Mirage-2000- это достаточно оригинальный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, куда также интегрированных станции радиоэлектронной борьбы. Главное — быстро обнаружить противника, выпустить ракету с активной головкой самонаведения и под прикрытием помех оторваться.
В свою очередь Rafale — это уже современная многофункциональная машина. Ее одноклассники — это российский МиГ-35 и американские F-18.
«Рафаль» выполнен по схеме «утка». У этих машин есть переднее горизонтальное оперение. Сделано это для того, чтобы истребители получили элементы сверхманевренности, что крайне важно в ближних воздушных боях.
И так, Франция и Украина готовятся в следующем году реализовать в воздушной войне некую «домашнюю заготовку». Помимо обучения самих пилотов, французские и украинские специалисты также отработали тактику предстоящих воздушных боев с российскими Воздушно-космическими силами.
В них «Миражи» должны будут действовать так, как их и задумывали. По наводке самолетов дальнего радиолокационного обнаружения НАТО они будут выходить в заданные районы и внезапно атаковать российские Су-34 и штурмовики Су-25.
Не исключено, что «французы» попытаются дотянуться даже до российских самолетов ДРЛО А-50. В таком же ключе они будут работать и по наземным целям. Быстрый подход, подскок, сброс ракето-бомб Hammer или запуск противорадиолокационный ракет, и уход от ПВО.
Чем смогут на это ответить российские Воздушно-космические силы? В 1980-е годы тогда еще советское ОКБ имени Сухого активно работало в Ираке, поскольку помимо «Миражей» Багдад закупал истребители-бомбардировщики Су-22 и штурмовики Су-25. И со всеми особенностями войны в воздухе советские специалисты были знакомы.
В 1990-е годы на рынок вышел истребитель Су-30, который сразу стал мировым хитом. В эти машины как раз и закладывалась возможность борьбы с французскими «скоростными шкалами». Не даром же в ответ на закупку Mirage-2000 Тайванем, Китай ответил контрактом на Су-30МКК. А Индия одновременно с «двухтысячными» закупала российские «тридцатки».
Ныне на смену Су-30СМ пришли более современные и гораздо более мощные Су-35С. Уникальные возможности получили перехватчики МиГ-31. И уже можно смело предположить, для «Миражей» небо для Украины станет смертельной ловушкой.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».