Глава следственного комитета (СК РФ) Александр Бастрыкин сообщил о возбуждении уголовного дела против врача, который вживлял бойцам осколки боеприпасов для имитации ранений.
Всем раненым в боях СВО полагается государственная компенсация, которая с 14 ноября 2024 года, согласно указу президента, повышена до 1 млн рублей за лёгкое ранение и до 4 млн за тяжёлое.
«Военный медик, действуя вместе с двумя вышестоящими должностными лицами, проводил хирургические операции по вживлению осколков боеприпасов для имитации ранения. Затем в документы вносились фиктивные сведения, на основании которых производились выплаты», — сказал Бастрыкин.
Пациенты этого военного врача получили от государства суммарно 12 млн рублей. Самое ужасное, что такой случай не единичен.
По информации СК РФ, суммарный ущерб, который нанесен государству различными организаторами фальшивых ранений — 240 млн рублей. Разумеется, речь идёт только о доказанных случаях.
Данному конкретному военврачу предъявлено обвинение по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». О том, будут ли привлечены к ответственности солдаты — участники преступной схемы, руководитель СК РФ ничего не сказал.
— Статья 159 УК РФ — одна из самых болезненных с точки зрения осуществления справедливого наказания, — сказал «Свободной Прессе» адвокат, не пожелавший представиться читателю по причинам корпоративной этики.
— Теоретически со всеми отягчающими обстоятельствами (преступление совершено с использованием служебного положения группой лиц по предварительному сговору и нанесло особо крупный ущерб, плюс совершено оно было неоднократно) организаторам преступной схеме светит до 10 лет лишения свободы.
А практически при нормальной защите, и если ущерб в 12 млн будет возвращен государству — военврач и двое офицеров отделаются штрафами по 300 тысяч рублей и увольнением со службы. А солдатам, которым вживляли осколки для имитации ранений, не будет вообще ничего. В этом проблема статьи «Мошенничество» — даже если дело не развалят, то наказание окажется символическим, — сказал адвокат.
Между тем, представители общества требуют за такие циничные преступления совершенно других наказаний. Вот что сказал «Свободной Прессе» председатель правления Московской городской организации Союза писателей России, главный редактор «Литературной Газеты» Максим Замшев:
— Данный случай показывает, что война — это огромный слоеный пирог, где рядом с героизмом и самопожертвованием уживается подлость и нажива.
Так, наверное, было всегда. Человек многолик. Да, у него есть право на страх, вообще те, кто в окопах, они формирует свой кодекс, и первая оценка такого рода событий и людей — за ними. Не от диванных экспертов.
Но закон в любом случае должен торжествовать, и неотвратимость наказания должна быть для других назиданием, чтобы не вступали на позорный путь, не спекулировали на человеческих трагедиях, — сказал писатель и продолжил свою мысль:
— Я, конечно, не юрист. Но на мой взгляд, речь идёт о чудовищном цинизме, об измене. О том, что эти солдаты предали своих товарищей на фронте. Пока те погибают — эти имитирую раны. А теперь ко всем раненым в боях героям будут подозрения.
За такое нужно не просто наказывать, а нужно сурово карать, — уверен Максим Замшев.
Однако закон пока не позволяет карать адекватно. Вот что об этом сказал «Свободной Прессе» член СПЧ Кирилл Кабанов:
— Сейчас есть такое явление, как пирсинг. Человек просто захотел что-то себе вшить под кожу. Это — не преступление. Я предполагаю, что защита солдат будет налегать на это. А о том, что за это получены и распределены государственные деньги — солдаты могли даже якобы не знать.
«СП»: Но ведь это — чудовищное передёргивание. И то, что врач в этой схеме подаётся всего лишь как мошенник — разве это нормально?
— А разве нормально, что во время СВО воруются деньги из бюджета «оборонки», воруются и строительные материалы, предназначенные для фортификационных сооружений, и гуманитарная помощь. Всё это — не нормально, это особый цинизм.
Поэтому и есть такая старинная поговорка, что кому война, а кому мать родна. Но ответственность за преступление в военное время у нас, к сожалению, точно такая же, как за аналогичное преступление в мирное.
Поэтому в данном конкретном случае — ст. 159, по которой крайне трудно наказать адекватно преступлению.
«СП»: А можно предусмотреть более суровое наказание на период СВО и в зоне СВО?
— Нет. Максимум, что возможно — предъявить этим людям еще и статью о дискредитации Вооруженных сил. Я бы так и поступил, но следствием этого не сделано. А в отдельный состав преступления, связанные с СВО, выделить невозможно.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».