Российским властям известно об украинском участии в телефонном мошенничестве против россиян. Это возведено в Киеве в ранг государственной политики, заявил Владимир Путин. Президент обратит внимание Генпрокуратуры на проблему мошеннических звонков с Украины.
— Масштабы этой проблемы нельзя недооценивать, — говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер. — Украина — не маленькая страна. На ее территории даже после массовой эмиграции живут около 18 миллионов человек.
При этом молодые люди до 25 лет пока не подлежат мобилизации, и именно они — кадровый ресурс этих мошеннических организаций. По оценкам многих специалистов таких call-центров на Украине — более тысячи, и работают в них около 200 тысяч человек. Цифра не кажется фантастической, если мы вспомним, что каждый из нас получал (и неоднократно) звонки от подобных мошенников.
Десятки миллионов россиян — миллиарды пробных звонков. Только за 2023 год потери населения РФ от кибермошенничества составили более 15 миллиардов рублей, и очень значительная доля этих денег утекла через различные схемы и криптовалюту именно на Украину.
«СП»: Кто организатор этой схемы?
— Украинские спецслужбы и не скрывают, что они — организаторы этих колл-центров. Набор сотрудников осуществляет непосредственно СБУ, она же является «крышей» этого преступного бизнеса.
Молодым сотрудникам внушают, что они борются с экономикой агрессора, поэтому их деятельность похвальна.
Она не только самоокупается, но еще и предоставляет средства для организации терактов и диверсий СБУ, поскольку расходы на колл-центры минимальны, а прибыли, как в любом преступном бизнесе, огромны.
«СП»: Где находятся «рабочие места»? Кто работает в этих колл-центрах? Идейные русофобы или просто за деньги? Берут всех подряд? Это ж надо еще хорошим психологом быть…
— Подготовкой таких сотрудников занимаются специалисты, хорошо знакомые с техникой одурачивания и запугивания.
То, что инструктируют очень грамотные психологи, очевидно по тому, как в сети мошенников попадают не только какие-то малограмотные бабки, но и высокопоставленные чиновники, звезды эстрады, даже силовики.
Внутри этих колл-центров обработка «клиентов» проходит по цепочке от начинающих сотрудников до высококвалифицированных специалистов, куда передают «клюнувшего» богатого лоха.
На первичную обработку и холодные звонки берут любого желающего студента, а дальше происходит карьерный рост, который зависит от умения говорить четко по прописанным скриптам и от успехов в обработке клиентов.
Главный мотив работников — уровень оплаты. Каждый из рядовых сотрудников получает от 2000 долларов в месяц. Это очень хорошая зарплата в бедной стране.
«СП»: Почему наши только сейчас спохватились? Или и раньше обращали внимание?
— На самом деле вопрос борьбы с кибермошенничеством стоит довольно давно, но, к сожалению, масштабы бедствия только нарастают. Так за второй квартал 2024 года потери населения составили около 5 миллиардов рублей. Это на 20 процентов больше, чем в среднем за квартал в 2023 году.
Сейчас главный акцент борьбы с мошенничествами перенесли на сами банки. Их обязали вводить проверочный период, и дополнительные требования по выяснению, насколько добровольно клиент совершает транзакции.
Однако главная причина — массовая утечка персональных данных с номерами карт и фамилиями клиентов, остается нерешаемой. И самое главное, пока никто не понес настоящего наказания за ту утечку, хотя понятно, что такие преступления нужно рассматривать как пособничество украинскому терроризму.
«СП»: Есть ли надежный способ с этим справиться? Вероятно, вопрос можно решить чисто технически, даже если звонки идут с подставных номеров. Кстати, на Украине звонки из России отслеживаются и частично банятся…
— К сожалению, эта проблема не решается технически настолько просто. Существует масса технологий с подменными номерами, с использованием мессенджеров и подделкой адресов известных силовых организаций.
Зачастую цифровые технологии намного легче использовать в преступных целях, чем с их помощью предотвращать преступления.
«СП»: Но есть же кардинальный способ, и не надо просить генпрокурора разобраться. Два-три ракетных удара по колл-центрам, и проблема решена навсегда. Почему мы этого не делаем? Или не знаем, где они находятся?
— Российское командование хорошо знает адреса и места расположения областных управлений СБУ. Однако они стоят неповрежденными. Разгромить сотни или даже тысячи контор с сидящими там жуликами технически осуществимо только в условиях ковровых бомбардировок.
Колл-центры располагаются в офисных и торговых помещениях, в невзрачных зданиях в промзонах, на складах торговых компаний.
Даже если точно известно месторасположение какого-то из них, уничтожение одного или нескольких ничего не изменит в общей картине целенаправленной работы по нанесению ущерба российскому населению. Еще раз скажу, что таких контор, по оценкам, более тысячи, и их легко перемещать по разным локациям в любом крупном городе.
— В 2024-м преступные группировки, чьей основной средой обитания является интернет, украли у граждан России почти 200 миллиардов рублей, — напоминает экс-боец ЛНР Александр Аверин.
— Львиную долю этих группировок составляют так называемые колл-центры, большая часть которых расположена на Украине.
Это крупный криминальный бизнес, фактически — частно-государственное партнерство. Колл-центры действуют с одобрения Киева, под прикрытием украинских спецслужб. И этот бизнес продолжает расти. Согласно исследованиям, 9 из 10 жителей нашей страны сталкивались с подобными мошенниками.
Организаторы и сотрудники преступных колл-центров неплохо изучили психологию. Чаще всего их жертвами становятся пенсионеры, однако опасности подвергаются все возраста, включая детей.
Сотрудники СБУ поставили подобные колл-центры себе на службу — именно с их помощью они зомбируют наших сограждан, не только выводя их деньги, но и заставляя совершать теракты и диверсии. По-видимому, государство обратило пристальное внимание на проблему колл-центров именно из-за угрозы безопасности страны.
Конечно, эту проблему нужно было решать гораздо раньше. Давайте порассуждаем, как это можно сделать.
Подобные колл-центры децентрализованы, одним-двумя ракетными ударами их не разгромить. Как и ограничением телефонной связи — они совершают звонки через интернет, в том числе заходя через сети дружественных стран. Однако подмечено, что, когда на Украине пропадает электричество, количество мошеннических звонков падает на порядок.
Таким образом, первый рецепт — лишить Украину электричества. Тогда резко упадет число звонков. Второй способ — нанести удар по центрам принятия решений. В данном случае — по руководству украинских спецслужб, а также по главарям крупнейших группировок. Здесь, по-видимому, нужно действовать методами Судоплатова и Эйтингона. А третий и наиболее действенный — ликвидировать киевский режим.
Не стоит забывать и об иных защитных методах, ведь колл-центры действуют не только на территории Украины. Здесь нужно ввести простое правило. В случае совершения подобного мошенничества деньги вкладчику должен вернуть банк. Конечно, первоначально они поднимут вой — дело в том, что, когда обманутые мошенниками люди берут кредиты, банки-то денег не лишаются, а наоборот, вытягивают из пострадавших последние копейки. Однако, стоит настоять на своем — и банковские службы безопасности быстро найдут способ решить этот вопрос.