Новые власти в Сирии объявили о вступлении страны в переходный период, который продлится 18 месяцев. За это время планируется подготовить и представить на референдум новую конституцию.
Предполагается, она будет готова через полгода. Затем предстоит провести выборы, по итогам которых победившая политическая сила будет формировать правительство. Пока объявлено о приостановке правившей Сирией более 60 лет Партии арабского социалистического возрождения («Баас»).
Самым «экзотическим» ходом временного правительства Сирии может стать решение о смене столицы — она будет перенесена из Дамаска в Алеппо. Формально мотивация возможного принятия такого решения со стороны оппозиции объясняется тем, что «именно Алеппо с 2011 года являлся главным центром антиасадовскй революции, а сейчас должен стать главным бастионом „новой Сирии“».
В этой связи некоторые эксперты вспоминают, как Турция Кемаля Ататюрка нашла после Первой мировой войны выход из ситуации в создании национального государства через символическое решение перенесения столицы из Стамбула вглубь Малой Азии, в Анкару.
Неслучайно с первых дней захвата Дамаска новые власти начали интенсивные работы по восстановлению инфраструктуры и строительству дорог в Алеппо, готовя его к статусу новой столицы.
Но истинная причина лежит в иной плоскости. Как пишет турецкая газета Cumhuriyet, новые власти знают о намерении Турции не только «совершить намаз в мечети Омейядов в Дамаске, но и заполнить при определенных условиях геополитический пробел в Сирии и вернуть под свой контроль Алеппо на втором этапе сирийской революции».
Есть и другие обстоятельства, предоставляющие Анкаре определенные аргументы для обоснования своего присутствия в регионе.
Современная Сирия — типичное ближневосточное постколониальное образование. В древности и в Средние века это — одна из самых знаменитых областей на Ближнем Востоке, но отдельной государственности на ее территориях никогда не было.
Зато была Великая Армения, эллинистическая держава Селевкидов, Римская империя, халифат, крестоносцы, мамлюки и, наконец, с 1517 г. — Османская империя. Накануне Первой мировой географическое пространство нынешней Сирии входило в состав трех османских вилайетов: Бейрут, Алеппо и Дамаск.
Алеппо был третьим по величине городом Османской империи после Стамбула и Каира. Его экономическое значение определялось тем, что он находился тогда на средиземноморском конце древнего Шелкового пути. Однако при разделе Османской империи Алеппо попал в Сирию и потерял доступ к морю через Антиохию и Александретту, которые остались у Турции.
И все же оставался коммерческой столицей Сирии, а турецкое влияние здесь было всегда велико. В 1922 г. Франция получила мандат Лиги Наций на эти древние земли. В 1926-м территория была разделена на Сирию и Ливан. В 1941-м Франция дала сирийцам независимость, с отсрочкой до конца войны. С 1963 г. у власти в стране была Партия Арабского социалистического возрождения, с 1970-го — во главе с Хафезом Асадом, отцом Башара. С 2011 г. в стране началась гражданская война. Дальше — всё, что мы сейчас наблюдаем.
Теперь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган получает исторический шанс «завершить эпоху Ататюрка присоединением Халеба или Алеппо». Неслучайно было и то, что Анкара в Алеппо стремилась оградить укрепление там радикалов «Хайят Тахрир аль-Шам» (ХТШ)*, негласно считая эту территорию своим протекторатом. Поэтому, дабы упредить такой ход событий, новые власти Сирии идут на смену столицы, что будет создавать проблемы в отношениях с Турцией, ведь местные советы Алеппо почти всегда игнорировали Дамаск в своих решениях, предпочитая работать напрямую с администрацией соседних турецких провинций и турецкими бизнесменами.
Кроме того, в каждом местном совете присутствует турецкий советник, который обеспечивал необходимую связь совета с турецкой региональной администрацией. Турция также обеспечила тысячам сирийских чиновников и специалистов обучение и стажировку для работы на местах в Алеппо и распределяло по различным должностям в местных советах, выплачивая им заработную плату. Эти процессы патронировало МВД Турции, которое и отвечает за реализацию всех проектов на этой сирийской территории. Сейчас Анкара будет стремиться вернуть в Алеппо большинство сирийских беженцев, чтобы придать новые импульсы в своей политике, ретранслируя османское наследие.
Напрашивается вывод, что Турция вряд ли будет рассматривать возможность ухода из Алеппо, а новым властям Дамаска придется искать варианты мирного урегулирования неизбежно возникающих проблем. Посмотрим, как будут развиваться события, но ясно одно: в противном случае — война между протурецкими силами и новыми сирийскими «патриотами». Тень Османской империи встает над Ближним Востоком во весь рост.
* Исламистская организация «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) решением Верховного суда РФ от 4 июня 2020 г. признана террористической, ее деятельность на территории нашей страны запрещена.