Уникальная российская ракетная система средней дальности выиграет дуэль с самыми высокотехнологичными западными противоракетными комплексами. Об этом на «Прямой линии» 19 декабря заявил президент Владимир Путин.
— Пусть определят какой-то объект для поражения… скажем, в Киеве. Сосредоточат там все свои силы ПВО и ПРО, а мы нанесем туда удар «Орешником». И посмотрим, что будет, — предложил Верховный Главнокомандующий.
Вопрос о неуязвимости «Орешника» возник неспроста. Сразу после того, как 21 ноября состоялась первое боевое применение российской ракетной системы, западные военные специалисты начали активно продвигать тезисы о ее уязвимости. И на Западе уже сформировалось мнение, что «Орешник» не высокотехнологичное оружие, а изделие со слабой защитой, во многом не совершенное.
Интересно разобраться, какие нарративы продвигают военные эксперты на Западе, а заодно объяснить, почему они заблуждаются.
Задача сбить на взлёте
«Орешник» — ракетная система средней дальности. Ее дальность, об этом говорил и Владимир Путин, составляет 5500 километров. Западные специалисты считают, что она сильно завышена. Масла в огонь, в частности, подлило решение Москвы развернуть новейшие ракетные системы в Белоруссии.
Технически, чтобы поразить такую цель, как Лондон или Париж, «Орешник» может стартовать из района Омска и даже Новосибирска. Но первый пуск был произведен из Капустина Яра в Астраханской области. Ракета пролетела до Днепропетровска чуть более тысячи километров. А теперь «Орешник» поедет в Белоруссию.
У любой баллистической ракеты есть не только максимальная, но и минимальная дальность полета. Она зависит от крутизны траектории. Так, если изделие летит на 5−6 тысяч километров и у него более пологая траектория, то минимальная дальность будет свыше тысячи километров.
Западные эксперты исходят из того, что «Орешник» — переделанная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Поэтому ее траектория — это, фактически, растянутая парабола. А значит, чтобы уменьшить ее дальность пришлось менять траекторию полета до минимальных значений. И по факту реальная дальность полета новейшей российской системы не более двух тысяч километров.
Поэтому сейчас пуски производятся из Капустина Яра, а потом «Орешник» поедет в Белоруссию. Только оттуда его дальности хватит, чтобы накрыть большую часть Европы, но не всю. К примеру, Испания, часть Франции и Великобритании останутся неуязвимыми.
Тут важно понять, что, если у российской ракетной системы средней дальности, действительно, такие параметры, она будет крайне уязвима для американской ПРО в Европе. При пуске из Белоруссии, размещенные в Польше противоракеты смогут догнать «Орешник» в момент, когда наше изделие наиболее уязвимо — на активном участке траектории.
В этот момент еще работают двигатели первой ступени. А значит, противоракета будет очень легко навестись на горящие факелы из сопел.
При этом энергетики ракеты-перехватчика хватит, чтобы гарантировано догнать «Орешник».
Если же пуски будут производиться из района Капустин Яра, то тогда перехватить «Орешник» смогут противоракеты, запущенные с американских эсминцев в Средиземном море. Конечно, такой вариант сложнее, чем борьба с российскими системами, запущенными из Белоруссии. Но он возможен. Тем более, что ВМС США давно отрабатывают такие способы борьбы с баллистическими ракетами.
Нас не догонят
Выводы западных экспертов с технической точки зрения вполне реалистичны. Но они не про «Орешник». В основе российской системы лежит сочетание ракеты и гиперзвукового летательного аппарата (ГЗЛА) По какой-то причине иностранные специалисты игнорируют наличие ГЗЛА в «Орешнике». Между тем, обнаруженные в Днепре обломки, явно подтверждают наличие такого изделия в составе российский системы.
Для измерения дальности полета новейшей российской ракеты не применима классическая схема, исходящая из траектории. По такой логике, ступени запущенного из Капустина Яра «Орешника» упали бы на территорию Украины. Но по факту, после удара по Днепропетровску удалось найти только остатки боевых блоков, ГЗЛА и поражающие элементы.
Наличие на борту гиперзвукового аппарата делает «Орешник» фактически независимым от траектории самой ракеты.
В особенности, если речь идет о пусках на малые расстояния. Поэтому отработанные ступени упали на российской территории, скорее всего — не дальше астраханских степей.
Между тем, в доводах об уязвимости «Орешника», запущенного из Белоруссии, есть доля истины. Позиции американского ПРО находятся почти вплотную к возможным местам старта российской ракеты. И наличие ГЗЛА никак не поможет уникальной системе. До вывода аппарата на боевой курс «Орешник» будет находиться в зоне возможного поражения пусковых установок ПРО в Редзиково.
Но на самом деле — это не такая уж проблема для нас, как рисуют западные эксперты. Боекомплект пускового района в Польше ограничен.
Да, за счет близкого расположения время реакции будет быстрее. А значит у ракет-перехватчиков больше шансов зацепить «Орешник».
При этом надо понимать, что ракета ПРО — не обычная зенитная. Из-за высоких скоростей схождения, перехват осуществляется только по прямой. Также ракеты-перехватчики не имеют боевых частей, оснащенных взрывчаткой. На них стоят специальные блоки для кинетического удара. И малейшее отклонение цели приведет к срыву поставленной задачи. Противоракета просто разойдется с целью.
Но, начиная с МБР «Тополь-М», в российские ракеты введена возможность выполнения маневра на активном участке траектории. Пока еще работают двигатели первой ступени, они могут выполнить движения, похожие на спираль, и отклонения вправо и влево по курсу.
В отличие от МБР, энергетика у «Орешника» крайне высокая. А значит таких маневров он сможет выполнить несколько. И не исключено, что мощность двигателей российской системы настолько велика, что у ракеты-перехватчика просто не хватит сил ее догнать.
По мнению западных специалистов, на конечном участке траектории боевые блоки «Орешника» будут уязвимы для противоракетной системы THAAD. Последняя как раз и предназначена для поражения БРСД.
При этом иностранные эксперты опять-таки исходят из того, что «Орешник» — переделанная МБР. Поэтому боевые блоки будут выходить в земную атмосферу по более пологой траектории и перехватить их с помощью THAAD легко.
Между тем, новейшая российская ракета, как раз и была создана из расчета успешного преодоления зоны действия Terminal High Altitude Area Defense. Поэтому в ее конструкцию внедрен гиперзвуковой летательный аппарат. И американская ПРО столкнется не с боевыми блоками, а ГЗЛА, который будет выполнять сложнейшие манеры. Справиться с такой целью THAAD точно не сможет ни при каких условиях.
А ну-ка отследи
Еще один нарратив западных экспертов: поскольку Россия завышает дальность «Орешника», в позиционных районах новейшие российские ракетные системы будут уязвимы для ударов дронов. Ведь придется размещать БРСД только в европейской части России и как можно ближе к границам. И, понятно, важным местом дислокации «Орешника» станет Белоруссия.
Над всеми этими регионами можно будет развернуть системы мониторинга, основанные на данных с самолетов радиотехнической и радиолокационной разведки. А уже непосредственно за самими ракетными системами можно отправлять охотиться беспилотные летательные аппараты.
Надо признать, что определенная доля истины в таких размышлениях есть. На самом деле «Орешник» — не одна многоосная машина с самой ракетой. В состав системы входит как минимум несколько автомобилей. В частности, командный пункт, мобильные РЛС, передвижная электростанция
Рядом — Польша и Прибалтика. А там уже сейчас развернуты сами современные системы разведки НАТО. Правда, если держать «Орешники» на линии Витебск — Смоленск, то им можно обеспечить надежную защиту от любого воздушного нападения. И от прибалтийско-польского «всевидящего ока» ракетные системы будут частично прикрыты.
А вот служба «Орешников» на территории России будет достаточно спокойная и мало чем отличаться от боевого дежурства «старших братьев» — ПГРК «Ярс». Ракетные системы будут размещаться на Урале или в Сибири. И их дивизионы в установленное время будут выходить на маршруты патрулирования, где как показывает опыт, отследить их США и НАТО будет фактически невозможно.