26 декабря руководство компании «Оборонлогистика», которой принадлежал сухогруз Ursa Major (в переводе — «Большая медведица»), в результате трех таинственных и последовавших один за другим взрывов затонувший в минувший вторник в Средиземном море, обнародовало некоторые подробности ЧП.
Как установлено (скорее всего — по показаниям уже опрошенных следствием 14 уцелевших членов экипажа), быстрое затопление внутренних помещений судна случилось через крупную пробоину в борту в районе ватерлинии.
Примерные размеры той пробоины были не очень внушительными — всего примерно 50 на 50 сантиметров. А ее рваные края оказались загнутыми внутрь. Что неопровержимо доказывает: роковой взрыв совершенно точно 23 декабря произошел снаружи, а не внутри корпуса Ursa Major.
А дальше — сплошные загадки. Первая: как рассказывают в «Оборонлогистике», сразу после взрывов по сухогрузу была объявлена аварийная тревога. Начавшие внешний осмотр бортов моряки тут же обнаружили ту самую пробоину. Но, как оказалось, она находилась не ниже, а выше (!) ватерлинии на 15−30 сантиметров. И это принципиально!
То есть — вода через пробоину внутрь корпуса если и поступала, то лишь сравнительно небольшими порциями, в результате естественного волнения моря. А вовсе не валилась мощным водопадом, что грозило бы быстрым затоплением помещений и сильно осложняло бы экипажу борьбу за живучесть.
Но почему-то никому и ничему это не помогло. И сухогруз принялся медленно валиться на правый борт и носовой частью погружаться в Средиземное море.
Валился, между прочим, примерно около полутора суток. А экипаж, тем временем, быстро занял места в спасательной шлюпке. И стал ждать помощи от иностранных моряков.
Второе. Как сказано в официальном сообщении компании-владельца, в той части корпуса, в которой прозвучали взрывы, «палуба судна была усыпана осколками».
Осколками чего? Стекол от кабин установленных на палубе кранов? Осколками взрывных устройств? Кусками обшивки борта?
Но все это вряд ли. Поскольку все три сравнительно маломощных (судя по размерам нанесенных ими повреждений) заряда, как уже сказано, рванули с внешней стороны борта. Поэтому и взрывные волны от них неизбежно должны были уходить в сторону моря. А никак не в направлении верхней палубы сухогруза.
Это же элементарно: чтобы описать такую траекторию, в которой нас уверяет «Оборонлогистика», осколки от чего бы то ни было должны были бы описывать во воздухе слишком уж замысловатую траекторию в виде крутой спирали. Что противоречит законам физики.
Третье. Если, как утверждают в «Оборонлогистике», развитие аварийной ситуации на сухогрузе началось лишь вскоре после полудня во вторник, то несколько странными выглядят предыдущие маневры Ursa Major накануне. На это указывает российский телеграмм-канал «Вестник подводных сил».
По данным этого источника, еще за сутки до взрывов (примерно до 13.10 мск 22 декабря) огромный сухогруз следовал по установленному маршруту ходом порядка 13 узлов. После прохождения Гибралтара вдруг резко сбросил скорость (до 5 узлов). А затем и вовсе по внешне необъяснимым причинам неожиданно лег в дрейф на одном из самых оживленных из морских перекрестков. Что было явно небезопасно в навигационном плане.
«Даже дилетанту в морском деле понятно, что критическая проблема для судна в плане его перехода на море случилась после 13 часов мск 22 декабря. А никак не 23 декабря», — указывает «Вестник подводных сил».
Словом, пока загадок слишком много. Надеемся, на них исчерпывающе ответят российские следственные органы, которые в русле соответствующего уголовного дела еще только в начале пути.
Хотя ответить будут сложно. Поскольку погибший сухогруз лежит на большой глубине. Осмотр его если и возможен, то лишь с помощью специальной аппаратуры. Которой, к счастью, располагает наше Главное управление глубоководных работ Минобороны РФ.
Но, повторяю: в любом случае вся эта работа займет немало времени.
Однако что абсолютно точно не подлежит сомнению уже сейчас: в результате тщательно спланированной кем-то диверсионной атаки Россия в далеких международных водах потеряла гражданское судно (хотя и организационно связанное с Министерством обороны РФ) с совершенно гражданским экипажем. На его борту не было военных. Не было оружия, боеприпасов или боевой техники. Ничего не было, что даже в период военных действий на страшно далекой от Гибралтара Украине давало бы хоть какие-то обоснования подобной атаке.
Такое случилось впервые. И, как представляется, в ближайшей перспективе может обернуться слишком уж далеко идущими последствиями для нашей страны.
В данном контексте совершенно неважно, считаю, силами спецопераций какой именно страны и каким конкретно способом совершено нападение.
С помощью заранее прикрепленных профессиональными диверсантами к борту Ursa Major трех магнитных мин еще в нашем порту? Или прямо в море, когда транспортное судно следовало на самом малом ходу и к нему можно было бы скрытно подобраться на катере?
А, быть может, предательский дар нанесен стаей неизвестно чьих полупритопленных безэкипажных катеров? Спущенных, допустим, с борта какого-то встречного иностранного судна?
Хотя кто стал бы подобным заниматься среди бела дня, когда с мостика российского сухогруза во все глаза водную поверхность рассматривает сигнальная вахта?
Повторяю: сейчас не это самое важное. Самое важное, на мой взгляд, что после этой трагедии экипажи любых российских судов (танкеров, сухогрузов, контейнеровозов, траулеров и прочих) на любых параллелях и меридианах в какое угодно время обязаны ожидать внезапных вражеских нападений. Поэтому очень возможно, что гибель Ursa Major открыла для России почти бездонный «ящик Пандорры» во всем Мировом океане.
Самые главные вопросы в этом ключе, безусловно, — к бассейну Черного моря. Где, как известно, расположен наш крупнейший торговый порт Новороссийск. Грузооборот которого только за январь-ноябрь нынешнего года составил огромные по любым меркам 151,9 млн т. Главным образом, в направлении пролива Босфор.
Вас никогда не удивляло, что за минувшие почти три года боевых действий до сих пор Украина ни разу не попыталась всерьез атаковать эту широченную торговую магистраль, которая непрерывной рекой приносит миллиарды и миллиарды валютных поступлений в валютную казну РФ? А ведь в военно-техническом плане могла бы такое проделать запросто.
Как смогла, увы, почти беспрерывными ударами высокоточным оружием практически изгнать наш Черноморский флот из Севастополя? Да и вообще из Крыма? В тот же Новороссийск. Где теперь корабли ЧФ вынуждены, в основном, оборонять сами себя.
При этом до сих пор никто и пальцем не тронул наши по самые ватерлиниии груженные самым разным добром гражданские суда, от тех же самых причалов ежедневно отходящие в направлении Босфора. Не странно ли?
На мой взгляд, такое действительно требует хоть каких-то объяснений. У меня, например, версия такая.
Одесса для нынешней Украины в смысле добывания валютных доходов еще важнее, чем для нас Новороссийск. Через нее, а также — через дунайские порты, Киев поставляет на экспорт продовольствие, руду, чугун, сталь, уголь и много чего еще.
Мы хоть регулярно и ворчим по этому поводу, но не слишком-то и стараемся нарушать этот процесс силой оружия. А все почему?
Предположение единственное: в экономических интересах и при тайном посредничестве определенных «третьих» стран между Киевом и Москвой в свое время были достигнуты негласные договоренности. Типа: «Вы не трогаете нас. А мы — вас».
И все до сих пор работало. Но теперь катастрофа с Ursa Major все это может поломать самым радикальным образом. Обезумевший от ощущения неизбежности собственно конца официальный Киев решился, похоже, шагнуть за Рубикон.
Сам или руками своих натовских подельников совершенно немотивированно отправив на дно Средиземного моря российский сухогруз с хотя и важнейшими, но абсолютно гражданскими грузами.
Теперь в этом бандитском деле для Киева, весьма вероятно, появился запах крови.
Что теперь мешает Украине попытаться попробовать его же и где-нибудь у Босфора? Это ж в организационном плане куда проще, чем из Одессы орудовать диверсионной «фомкой» у далекого Гибралтара.