суббота, 26 апреля
совместно с Жэньминь жибао

Китайский авианосец с ядерным двигателем распугает американцев у азиатских берегов

«Фудзянь» обошел по мощи всех предшественников

5298
На фото: китайский авианосец, «Фудзянь»
На фото: китайский авианосец, «Фудзянь» (Фото: AP/TASS)

Китай может скоро стать главной авианосной державой планеты, обогнав США (Россия в этой гонке вообще не участвует). Причем, как обычно, китайские военные строжайше засекретили свои разработки, в первую очередь, от Запада. Поэтому такое огромное внимание было приковано к недавним совместным маневрам двух китайских авианосцев, «Ляонин» (тип 001) и «Шаньдун» (тип 002).

Международный институт стратегических исследований (IISS) пишет, что два действующих авианосца Китая впервые вместе вышли в море, да еще и с группами сопровождения. Последний и потенциально самый мощный китайский авианосец, «Фудзянь» (тип 003), также прошёл несколько морских испытаний, первое из которых началось в мае.

Китайские авианосцы на маневрах сопровождали три крейсера типа 055, несколько эсминцев типа 052 и два больших вспомогательных корабля типа 901. Как говорится в докладе IISS, это стало событием, по крайней мере, символического значения. Сама по себе эта демонстрация силы говорит о стремлении Пекина к региональному доминированию.

Читайте также
От китайских радаров невозможно укрыться ни в Мировом океане, ни в стратосфере От китайских радаров невозможно укрыться ни в Мировом океане, ни в стратосфере Ученые Поднебесной не знают себе равных в создании радаров

Военно-морской флот США имеет больший опыт, накопленный за десятилетия, и высокий уровень оперативных возможностей благодаря большому количеству авианосцев с ядерными силовыми установками, к которым теперь присоединились суда нового класса «Джеральд Р. Форд». Тем не менее, стремительное развитие авианосных операций ВМС НОАК на протяжении более десяти лет свидетельствует о явном намерении Китая обойти США, свидетельствуют эксперты IISS.

Воздушные группы на борту китайских авианосцев включают новые боевые самолёты «Шэньян» J-15T с катапультами и вариант J-15D для радиоэлектронной борьбы. J-15T и J-15D также были представлены на недавнем авиасалоне в Чжухае вместе со вторым китайским малозаметным боевым самолётом «Шэньян» J-35, который, по-видимому, предназначен как для военно-морского флота, так и для ВВС.

Эти самолёты, наряду с самолётами дальнего радиолокационного обнаружения и управления «Сиань» KJ-600, которые в настоящее время проходят лётные испытания, позволят ВМС НОАК развёртывать авиационные крылья, которые, по крайней мере внешне, будут напоминать крылья ВМС США. В будущем авианосцы дополнят разведывательными и ударными беспилотниками, подчеркивается в докладе IISS.

Для развития авианосных возможностей Китая потребуется некоторое время. Первые два авианосца ВМС НОАК относительно невелики по размеру и имеют систему STOBAR (короткий взлет с помощью трамплина и посадка с применением аэрофинишера). В совокупности эти факторы ограничивают количество и типы самолётов, которые они могут принимать на борт.

Зато третий авианосец Китая, «Фудзянь», — совсем другое дело. Он больше своих предшественников и оснащён системой CATOBAR (взлет с помощью катапульты, а посадка — с применением аэрофинишера). И это позволяет ему принимать на борт большее количество и разнообразие самолётов. Применение CATOBAR (по сравнению с менее функциональной STOBAR) позволяет самолётам перевозить более тяжёлые грузы.

Недавно все три авианосца ВМС НОАК выходили в море, но по отдельности. «Ляонин» и его оперативная группа только что завершили учения, «Шаньдун» только что покинул порт, а «Фудзянь» отправился на свои четвёртые ходовые испытания.

Испытания «Фудзяни», по-видимому, всё ещё находятся на стадии ознакомления экипажа с возможностями и технологиями судна, в том числе с управлением кораблём и его характеристиками, а также с функционированием таких компонентов, как подъёмники для самолётов, электроника и хранилища для оружия.

Читайте также
Профессор Катасонов: Нынешним министрам не мешает курс "экономики Сталина" пройти Профессор Катасонов: Нынешним министрам не мешает курс «экономики Сталина» пройти Об этом не любят говорить, но в чиновников Россия вкладывает сегодня больше, чем в станки и самолеты

При водоизмещении более 85 тысяч тонн с полной загрузкой, по сравнению с примерно 65 тысяч тонн у более ранних кораблей, «Фудзянь» больше похож на авианосцы США, в том числе наличием трёх электромагнитных катапульт. Правда, имеет обычную, а не ядерную силовую установку.

Причем, как подчеркивают эксперты IISS, Китаю удастся избежать проблем, с которыми столкнулись американцы при использовании электромагнитных катапульт. Скажем, пресловутый «Джеральд Р. Форд» для окончательного ввода в боевой строй ждал 6 лет. Китай, несомненно, учится на чужих уроках и захочет ускорить процесс ввода «Фудзянь» в эксплуатацию. Когда это произойдёт, это будет значительным событием.

Опыт эксплуатации «Фудзяни» поможет НОАК сформировать представление о будущих авианосцах. Сообщения о том, что Китай построил наземный прототип реактора для большого военного корабля, укрепят веру в то, что НОАК работает над еще более крупным авианосцем уже с ядерной силовой установкой.

НОАК также инвестирует в другие технологии, необходимые для авианосцев. С 2014 года количество кораблей пополнения флота увеличилось более чем в два раза, и Китай построил значительное количество крейсеров типа 055 и эсминцев типа 052, которые помогают формировать авианосные группы.

Хотя до сих пор авианосные операции проводились относительно осторожно и вблизи берегов, они становятся всё более масштабными и дальними. Продолжающееся развитие авианосных сил позволяет предположить, что в будущем Китай будет проводить более масштабные операции в открытом море. И вот тогда американцам придется всерьез подвинуться.

Последние новости
Цитаты
Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Максим Чирков

Экономист

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня