В пятницу, 17 января, израильское правительство приступило к рассмотрению перемирия с ХАМАС. Ранее документ уже одобрил военный кабинет Израиля. По словам Биньямина Нетаньяху, если соглашение удастся подписать, то уже в воскресенье будут освобождены 33 заложника, которые еще находятся в Секторе Газа.
Но договор сразу же вызвал раскол среди министров. Так, глава израильского министерства национальной безопасности заявил, что подаст в отставку, если документ будет ратифицирован. И на момент написания статьи членам правительства еще не удалось договориться. Переговоры с вечера пятницы плавно перетекли в ночь субботы.
По договору с ХАМАСом предполагается, что в обмен на заложников, захваченных в октябре 2023-го, Тель-Авив выпустит часть палестинских боевиков из тюрем, где они отбывают наказание. Речь идет о примерно 1300 заключенных. Правда, в их число не входят участники октябрьской атаки на Израиль. В свою очередь ХАМАС обязуется вернуть 33 заложника. В этот список будут включены дети, женщины, мужчины старше 50 лет, раненые и больные.
Формально еще не заключенное соглашение о прекращении огня должно вступить в силу 19 января. Это объемный документ, на согласование которого у переговорщиков Израиля и ХАМАС ушло достаточно много времени. Мирная сделка включает в себя три этапа. На первом, который продлится 42 дня, Армия обороны Израиля (АОИ) выводит свои силы из наиболее густонаселенных районов Газы. Обеспечивает возвращение беженцев и эвакуацию раненых.
Самый важный пункт первого этапа — начало возвращения заложников в Израиль и задержанных палестинцев. Если сделка по обмену 1300 заключенных на 33 гражданских лица удастся, в силу вступит второй этап. Он подразумевает освобождение уже всех оставшихся в живых израильских заложников, включая солдат и мужчин призывного возраста, а также выдачу тел погибших израильтян. Третий этап соглашения подразумевает начало восстановления Сектора Газа.
Горькая пилюля за большие деньги
Самый легкий способ понять, какая из сторон конфликта добилась победы — проанализировать текст договора, а также сроки и механизмы его исполнения. И тут надо признать, что Тель-Авив однозначно потерпел поражение. Нетаньяху неоднократно заявлял, что никакой сделки с террористами не будет. Что все захваченные граждане будут освобождены только силовым путем.
Спустя 15 месяцев правительство еврейского государства все-таки было вынуждено принять условия боевиков. При этом обмен заложников на заключенных идет по достаточно неприятной для Нетаньяху формуле. Правда, израильские переговорщики попытались скрыть провал своей страны, включив в документ сложные механизмы его реализации.
Так, Тель-Авив искусственно затягивает вывод войск из Сектора Газа. Это делается для того, чтобы показать силу Израиля, создать некую угрозу отрядам ХАМАС и таким образом сохранить лицо. Но если бы АОИ в кратчайший срок вывела свои части и подразделения с палестинской территории, то тогда проигрыш Израиля был бы настолько очевидным, что никакие заявления политиков не смогли бы его скрыть.
Проанализируем ход израильской операции в Секторе Газа и выясним, почему столь масштабное и дорогостоящее вторжение не принесло успеха.
Громовые удары вхолостую
На момент начала операции минобороны и спецслужбы еврейского государства имели достаточно серьезную информацию о том, про происходит на палестинской территории.
Объем разведывательных сведений был не меньше того, что Израиль собрал на руководство «Хезболлы» и военные силы этого движения.
Но когда начались бои, в израильских СМИ появились интересные утечки. В частности, разведка еврейского государства в основном ориентировалась в Секторе Газа на данные прослушки, наблюдения с беспилотников и мониторинга интернета.
При этом за последние несколько лет серьезно сократилось количество агентов, действующих непосредственно на палестинской территории. Поэтому, хотя массив сведений был собран хороший, его явно не хватало для планирования операции. Требовалась информация, оперативно получаемая непосредственно с «земли». А с этим у Тель-Авива были серьезные проблемы.
Изначально Нетаньяху заявлял, что операция продлится всего 48 часов. Но последующий анализ событий на поле боя показывает, что израильский план был рассчитан на один месяц.
Командование АОИ смогло примерно установить, между какими группировками ХАМАС были распределены заложники. После этого, исходя из имеющейся информации об инфраструктуре палестинских боевиков, были выявлены объекты, где могли бы находиться захваченные лица.
Сам замысел вторжения в Газу был достаточно прост. В его основе тактика американских «громовых забегов» (Thunder Run). Мощная бронегруппа заходит в городскую застройку и идет по заданному маршруту. При этом бронемашины выступают как своего рода приманка. Отряды боевиков выходят из укрытий и пытаются атаковать колонну. Но по ним начинает активно работать артиллерия, авиация и вертолеты. Противник несет потери и быстро утрачивает боеспособность.
Итак, израильское командование определяло зону в Секторе Газа, где находятся заложники. На первом этапе для ослабления отрядов ХАМАС планировалось провести несколько «громовых забегов». После чего должна была начаться операция по освобождению.
Спецназ скрытно выдвигался к объекту, где находились захваченные гражданские лица, и брал его штурмом. Одновременно в зону входила очередная механизированная группа. Она пробивалась к бойцам спецподразделений и освобожденным лицам и выводила их в безопасное место.
Дальше израильские военные находили новую зону, в которой отряды ХАМАС прятали заложников. И все должно было повторяться по-новому. А чтобы помешать перемещению палестинских боевиков, по Сектору Газа наносились непрерывные авиационные удары. Второй целью бомбардировок было вытеснение мирных жителей из районов, где планировалось проводить операции.
Первый план комом. Второй — не лучше
На подготовку сил вторжения у Израиля ушло две недели. Сектор Газа — высокоурбанизированная местность. Поэтому для успешной реализации замысла операции потребовалось создать мощные бронетанковые кулаки. Были задействованы подразделения из состава не менее шести дивизий и одиннадцати бригад, а также части инженерных войск и около десятка спецподразделений. Всего примерно 40 тыс. военнослужащих.
Вторжение на палестинскую территорию началось в ночь с 25 на 26 октября. Но уже первые бои показали, что израильское командование имеет очевидные проблемы с разведывательной информацией. Рейды по освобождению заложников оказывались безрезультатными. Захваченных лиц на предполагаемых местах их заключения не было.
Несколько недель силы вторжения продолжали работать по утвержденному сценарию. Но уже к ноябрю было объявлено временное перемирие. ХАМАС выпустил нескольких заложников в обмен на палестинских заключенных.
За время прекращения огня израильский Генштаб переформировал план операции. Теперь задача была в блокировании целых районов Газы с последующей планомерной зачисткой. В ее ходе планировалось обнаруживать места содержания заложников, а также добывать разведывательную информацию, которая могла бы позволить выяснить места их пребывания. От точечных атак АОИ переходила к массированным ударам.
А чтобы боевики не перемещали захваченных гражданских, командование решило в очередной раз усилить воздушные бомбардировки. При этом израильские военные были прекрасно осведомлены об огромном количестве туннелей, вырытых под Сектором Газа.
Поэтому авиаудары направлялись на здания и объекты, где, как утверждала разведка, находятся входы в подземные коммуникации. При этом от израильских авиабомб в туннелях погибло несколько заложников, включая гражданина США.
В новом формате операция продлилась до начала лета прошлого года. И опять нехватка оперативной информации от агентов на земле не позволила реализовать план. Боевики продолжали успешно уходить от рейдов израильских военных.
В апреле 2024-го начали резко обостряться отношения с Ираном. Сначала ВВС Израиля разбомбили посольство Исламской Республики в Сирии. Тегеран нанес ответный удар. В свою очередь кабинет Нетаньяху начал готовить операцию против «Хезболлы» в Ливане.
На фоне происходящих событий Тель-Авив осознал, что освободить заложников не может. Поэтому было принято решение заставить ХАМАС силой отдать пленников. Уже в начале осени АОИ перестала проводить операции и перешла к планомерному уничтожению Сектора Газа. И, как теперь понятно, одновременно стартовали тайные переговоры между палестинским движением и израильским руководством.
Операция Израиля в Газе завершилась провалом. Ошибки в работе разведки, а также их игнорирование военно-политическим руководством привели к неутешительному итогу.