Вот и открылась тайна двух загадочных полетов гигантских четырехмоторных американских военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster III, совершенных 23 и 26 января 2025 года с израильских авиабаз «Хацерим» и «Неватим» в аэропорт польского города Жешув. Который, как известно, с самого начала российской спецоперации на Украине используется нашими врагами в качестве крупнейшего хаба для поставки вооружений Киеву.
Но штука в том, что прежде ни разу оружие для ВСУ через Польшу не переправлялось прямиком с территории еврейского государства. Да и сам Тель-Авив подчеркнуто дистанцировался от участия в такого рода торговле с Украиной.
С лета 2022 года, например, демонстративно игнорируя поддерживаемые американцами отчаянные требования Владимира Зеленского «выйти из зоны комфорта» и продать, наконец, украинцам системы ПВО «Железный купол». Чтобы сбивать ими русские самолеты, естественно.
Поэтому к упомянутым рейсам военно-транспортных самолетов сразу же было приковано внимание очень и очень многих во всем мире.
Потому что всюду силились понять: что и зачем перебросили штатовские «Повелители мира» из Израиля в Польшу? И не свидетельство ли это изменения позиции Тель-Авива на прямо противоположную в коренном на сегодня для Москвы вопросе?
Завесу секретности только что удалось приподнять американской новостной газете Axios. Которая выяснила, что в действительности военные США со склада в Израиле транзитом через Жешув переправили в распоряжение Киева около 90 зенитных ракет большой дальности для мобильных систем ПВО MIM -104 Patriot. Стоимостью, между прочим, от 1,5 до 4 миллионов долларов за один-единственный боеприпас в зависимости от его модификации (MIM-104D или MIM-104F).
При этом и тут Израиль попытался избежать прямых упреков (а возможно — и болезненных для него ответных мер) со стороны России.
По информации Axios, внешне все выглядело так. ЗРС Patriot еврейского государства, поставленные Израилю из США более трех десятилетий назад, после войны в Персидском заливе, официально были сняты с вооружения ЦАХАЛ в апреле прошлого года. Якобы для того, чтобы отправить их в ремонт по месту производства. То есть — в Соединенные Штаты.
А уж американцы, дескать, потом будут вольны поступать с этим высвободившимся «имуществом» как им заблагорассудится. Хоть в металлолом сдать. Хоть сразу его переправить на Украину.
Понятно, что с самого начала был выбран именно последний вариант. С одним лишь, но существенным уточнением: пусковые установки, РЛС и прочие составные части комплексов ПВО все же отправятся из Израиля в Соединенные Штаты для технической профилактики. А вот старенькие ракеты — те чего ремонтировать? И так сойдут для украинцев.
Их-то на «Повелителях мира» неделю назад, оказывается, и запузырили прямиком на Украину. Наверняка посулив Киеву после необходимых работ и оставшуюся боевую технику ПВО передать тому же адресату.
Зеленский, без сомнения, о деталях столь хитроумного плана извещен был давно. И совершенно очевидно лихорадочно потирал руки. Но осторожный премьер Израиля Беньямин Нетаньяху почти полгода тянул с окончательным решением. Аж до сентября 2024 года. Когда, как утверждает американское издание, и подмахнул, наконец, необходимые украинцам с американцами бумаги.
При этом, пишет Axios, Тель-Авив заранее проинформировал Россию о своем шаге. Подчеркнув, что «только возвращает ЗРС Patriot в США», а не начинает массовые поставки оружия на Украину.
Но все же всё понимают. В Москве — в первую очередь.
Тогда что же заставило Израиль, годами сторонившегося вступления в той или иной роли в битву за Украину, столь очевидно рискнуть своими добрыми отношениями с Россией? Почти наверняка на это решение Нетаньяху повлияли два обстоятельства, способные коренным образом поменять расклад сил на всем Ближнем Востоке.
Первое — по сведениям западных источников (среди них — самое тиражное в Европе германское аэрокосмическое издание Flug revue) как раз с минувшей осени наша страна приступила к давно обещанной Ирану поставке ему отлично проявивших себя в боевых действиях над Украиной многофункциональных истребителей Су-35 поколения 4++.
Как утверждает Flug Revue, первые две новеньких «суперсушки» для персов в разобранном состоянии в аэропорт Мехрабад в Тегеране доставил наш военно-транспортный самолет-гигант Ан-124−100 «Руслан».
Журнал тогда констатировал: «Более двух десятков истребителей Су-35СЭ поколения 4++, оснащенных управляемым вектором тяги и Н135 „Ирбис“, радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой, разработанной НИИП имени В. В. Тихомирова, смогут усилить военно-воздушную мощь Ирана. Став временным решением в процессе постепенного обновления воздушного флота страны в течение следующего десятилетия».
Эту информацию существенно дополнил иранский военный авиационный специалист Бабак Тагви, заявивший, что давно подписанное соглашение между Москвой и Тегераном включает в себя закупку не менее 24 тяжёлых истребителей Су-35. Большая часть которых давно изготовлена в Комсомольске-на-Амуре.
Дело в том, что изначально эти самолёты были предназначены для поставки в ВВС Египта по контракту, подписанному еще в 2018 году. Египтяне за 3 миллиарда долларов должны были стать первыми на Ближнем Востоке обладателями трех десятков Су-35. Но не стали — из-за серьезнейшего противодействия американцев.
Те просто пригрозили Каиру, что в случае закупки им российских самолетов прекратят техническую поддержку боеготовности парка из более чем 200 самолётов F-16, десятков вертолётов AH-64 Apache и сотен танков M-1 Abrams. Иными словами — перестанут поставлять запчасти для их ремонта и обслуживания.
Поэтому АРЕ с большими извинениями перед нашей страной вынуждена была «включить заднюю», когда 15 первых готовеньких к вылету Су-35 для нее уже стояли на дальневосточном заводском аэродроме.
С той поры никуда пристроить их Москва долго не могла. Но тут так кстати в этом отношении, как выясняется, нарисовался Иран.
Конкретно — к 2020 году, когда с него было снято введенное по инициативе США эмбарго ООН, десятилетиями запрещавшее этой стране покупку современных вооружений.
Однако есть сведения, что начавший формирование новый персидский авиаполк на Су-35 — только начало.
Flug Revue уверен, что недавно иранский заказ за эти действительно превосходные российские машины тихой сапой Тегераном увеличен с 25 до 50 самолетов.
А в других зарубежных источниках в октябре 2024 года сообщалось, что Иран не только начинает получать из Комсомольска-на-Амуре готовые истребители Су-35, но и якобы добился от Москвы лицензии на их производство. Намереваясь в ближайшие годы самостоятельно выпустить еще от 48 до 72 таких самолетов.
Все это, естественно, крайне тревожит Израиль. Который никогда и не скрывал своего намерения любой ценой сорвать все более и более реальное обзаведение Тегераном собственной атомной бомбой.
Как не раз подчеркивал Тель-Авив: если понадобится, им будет нанесен и массированный авиационный удар по хорошо укрытым в горной толще объектам ядерной промышленности персов.
Предельно понятно, что такого рода операция сегодня возможна лишь потому, что у Ирана, по сути, пока фактически отсутствует собственная истребительная авиация, способная противодействовать массированной воздушно-космической наступательной операции израильтян.
Все, чем располагают персы, это американские истребители F-14A Tomcat (до 43 единиц) и F-4 Phantom II, которые поставлялись в страну в почти незапамятных 1960—1970-х годах. Во время правления последнего шаха.
Вроде бы в наличии до 36 бывших иракских МиГ-29А/У/УБ, которые вместе с десятком Mirage F1 французского производства в 1991 году были перегнаны самими иракцами на персидские аэродромы, чтобы спасти их от уничтожения ВВС США в ходе известной операции «Буря в пустыне».
Однако состояние этих машин неизвестно. И, скорее всего, оно печально из-за слишком долгого отсутствия запчастей и технического обслуживания.
На столь грустном для Ирана фоне очень понятна его тоска по нашим Су-35. И желание поскорей заполучить их любой ценой и за любые деньги. Однако точно также понятны и опасения Израиля, что начавшееся поступление десятков самых современных российских истребителей в ВВС Ирана способно если не сорвать, то сильно осложнить операцию ЦАХАЛ по ликвидации ядерных объектов персов.
Но как Тель-Авиву попытаться заставить Москву отказаться от отправки Су-35 в ближневосточное небо? Разве что в ответ начать опосредованные поставки столь же современного оружия сражающейся с Россией Украине. Одновременно предложив торг: давайте остановимся! И вы, и мы. А не захотите — посмотрим, кому окажется больней.
Так что политическая связь появления первых российских Су-35 в Иране с рейсами груженных американскими зенитными ракетами штатовских С-17 из Израиля в Польшу и затем на Украину, на мой взгляд, несомненна. Вместе с тем, полагаю, существует еще одно обстоятельство, которое тоже многое объясняет. Это ситуация в Сирии.
Пока наша группировка в этой стране, вошедшая в нее в 2015 году, была в силе, Израиль во избежание очень чувствительных для него потерь вынужден был соблюдать особую осторожность в отношениях с Россией. И даже налаживать некое взаимодействие и закрытые каналы связи с нашими военными.
Теперь ни о чем таком Нетаньяху не приходится и думать. Поскольку после внезапного и почти молниеносного крушения режима Башара Асада судьба российских военных баз в его стране повисла буквально на волоске. Нашим летчикам и зенитчикам в Сирии давно уже не до слежения за действиями израильских военных.
Пока торгуются политики, в ожидании хоть какой-то определенности приходится заранее почти в буквальным смысле «уносить ноги» с Ближнего Востока. Так что и в этом смысле руки у Тель-Авива теперь развязаны.