![](/p/persons/107/s-107.jpg)
В США пройдут ядерные испытания. Как сообщило National Public Radio (NPR), под землей будет подорвана с помощью обычной химической взрывчатки микроскопическая доза плутония. Тестирование на полигоне в Неваде запланировано на весну.
В американских специальных боеприпасах используются плутониевые сердечники. Они гораздо легче урановых и к тому же обеспечивают большую мощность. Но плутоний со временем начинает терять свои свойства. Поэтому через определенное время требуется проверять дозы материала из одной партии.
Такие испытания напоминают проверку межконтинентальных баллистических ракет, которые стоят на дежурстве. Раз в год проводятся пуски одной ракеты. Если всё проходит успешно, срок годности изделия продлевается. В противном случае анализируются причины аварии и проводятся обследование остальных моделей в партии.
Новость NPR вызвала резонанс в России. Активно обсуждалась в федеральных СМИ, разошлась по социальным сетям и телеграм-каналам. Одна из самых популярных версий — США готовятся возобновить полномасштабные ядерные испытания.
Еще совсем недавно президент России Владимир Путин заявил, что в случае, если Вашингтон снимет мораторий на взрывы спецбоеприпасов, Москва пойдет на ответный шаг. В частности, глава государства особо отметил, что на российском полигоне на острове Новая Земля есть готовая инфраструктура для таких работ.
Интересно понять, когда же Россия и США возобновят ядерные испытания и какие будут преследовать цели.
Плутониевый туман
Текст «Посетите секретную лабораторию, где Америка испытывает свое ядерное оружие» (Step inside the secret lab where America tests its nukes) был опубликован на сайте NPR 29 января. Автор материала, вместе с коллегами-журналистами из других СМИ, побывал в Главной подземной лаборатории субкритических экспериментов — Principal Underground Laboratory for Subcritical Experimentation (PULSE).
Этот подземный объект расположен в штате Невада рядом с Лас-Вегасом. Именно здесь ученые из США планируют провести предстоящие испытания плутония.
Целью пресс-тура было знакомство с новейшей установкой «Скорпион». Именно в ней будут проводиться тесты радиоактивного материала. Работы по монтажу установки завершились только в начале нынешнего года. В настоящее время идет тестирование «Скорпиона».
Очень важный момент: ученые, сопровождавшие журналистов, рассказали, для чего понадобилась такая дорогостоящая машина. В настоящее время самый «молодой» плутониевый стержень был произведен в США еще в 1980-е. До недавнего времени проверка проходила с помощью математического и компьютерного моделирования. Между тем для достаточно «пожилых» зарядов такие способы не подходят. Плутоний уже надо тестировать физически.
Еще в 1990-е в Соединенных Штатах были закрыты основные объекты ядерной индустрии. Правда, часть производственных мощностей перепрофилировали на ремонт и обслуживание специальных боевых частей (спецБЧ), которые находятся в арсеналах Пентагона. Во время президентов Джорджа Буша-младшего и сменившего его Барака Обамы финансирование таких работ постоянно урезалось. Деньги уходили на глобальную войну с террором.
Ситуация начала меняться во время первого срока Дональда Трампа. Первоначально последний хотел обновить американский ядерный арсенал, в том числе и за счет принципиально новых БЧ с пониженной мощностью.
Поэтому для Трампа стало крайне неприятным сюрпризом отсутствие в США производства таких изделий. В результате были выделены деньги на возобновление работ с плутонием на заводе «Саванна-Ривер» (Savannah River Site/SRS).
Примечательно, что сменщик Трампа не остановил проект. Администрация Джо Байдена несколько раз выделяла крупные суммы на возобновление работ на предприятии. 24 июля прошлого года на сайте SRS появился крайне интересный пресс-релиз.
Как указывается в тексте, после 18 месяцев работы был завершен демонтаж и вывоз конструкций и оборудования со всего участка, выделенного под установку по переработке плутония на площадке «Саванна-Ривер», которые были смонтированы ранее по проекту производства смешанного оксидного топлива (МОКС).
Получается, что на заводе пришлось свернуть крайне важное и технологически сложное направление, чтобы только начать подготовку к строительству линии по изготовлению оружейного плутония.
Причем, на данный момент очищена только площадка под будущий промышленный объект. Так что перспективы американской ядерной программы теряются где-то в тумане. И раньше 2030 года не стоит ожидать даже первого пробного пуска.
Но это не значит, что Вашингтон будет стоять на месте и ждать. У Белого дома уже есть план.
«Начинка» из отходов
В настоящее время в США вовсю идут работы по новым стратегическим системам вооружения. Речь о ракетах: межконтинентальной «Сентинел» и крылатых, морского и воздушного базирования: SLCM и LRSO. Не стоит забывать и о проектах гиперзвукового оружия.
Все эти изделия, так или иначе должны получить новые ядерные БЧ. Боеголовки от «Трайдентов» и «Минитменов» для новых МБР не подойдут.
Еще более сложная ситуация с крылатыми и гиперзвуковыми ракетами. В случае с этими системами вооружения «начинку» для них придется разрабатывать с нуля.
Но откуда взять новые спецБЧ, если выпуск расщепляющих материалов остановлен? Здесь и поможет «Скорпион». Если внимательно прочесть материалы по этому проекту, то становится понятно, что работать этот комплекс будет очень активно. С большой долей вероятности, его задача — проверить основную часть американского ядерного арсенала и найти относительно свежие серии расщепляющихся материалов с заданными параметрами.
Такие сложные исследования нужны только для одного — из старых боевых частей плутоний будет извлечен. После чего на его основе создадут принципиально новые изделия для перспективных межконтинентальных, крылатых и гиперзвуковых ракет. Таким образом Вашингтон сможет достаточно оперативно подлатать свой «ядерный щит» до того момента, как заработает завод в Саванне.
Но проект не так прост, как кажется на первый взгляд. Да, готовность плутония можно протестировать на «Скорпионе». Но вот сработает ли сам боевой заряд? Проверить это с помощью экспериментов, математического и компьютерного моделирования не получится. Есть только один путь — натурный эксперимент. Причем обойтись одним подрывом, скорее всего, не получится. Нужна масштабная серия испытаний.
Судя по хронологии, проект разработки и выпуска «старых-новых» спецБЧ появился в Вашингтоне еще при первой каденции Дональда Трампа. Теперь, когда он вернулся в Белый Дом, работы ускорятся.
Но когда США будут готовы провести первые испытания? Результат будет нескоро. «Скорпион» должен проверить достаточно большое количество расщепляющихся материалов. И только после этого начнется создание новых ядерных зарядов. По самым оптимистическим прогнозам, это будет не раньше конца следующего года, а возможно, даже позже. Но уже ясно одно: Вашингтон от своей цели не отступит.
Старт на Новой Земле?
Еще недавно в нескольких своих выступлениях Владимир Путин особо подчеркивал, что России пока нет особой необходимости проводить ядерные испытания. Между тем, ситуация в мире стремительно меняется.
В ответ на действия США и НАТО Россия приняла на вооружение ракетный комплекс средней дальности «Орешник». Помимо него, в высокой степени готовности находятся еще несколько проектов гиперзвукового оружия.
Новые системы вооружения не требуют боевых частей стратегической мощности. В то же время специфика применения и особенности конструкции «Орешника» и гиперзвуковых ракет, накладывают особые требования к ядерным зарядам на их борту. Хотя они и будут тактическими, но должны иметь определенные параметры.
Еще в начале 2000-х у России были определенные трудности с «ядерным щитом». Так, на складах находилось большое количество БЧ с истекшим или истекающим сроком хранения. Несмотря на сложности и большие затраты, страна смогла справится с проблемой. И уже с 2010-х на вооружение поступает несколько новых серий тактических спецБЧ для ракетных систем и авиации.
С учетом того, что у РФ не было проблем с закрытием ядерного производства и потери критических компетенций, создать новые заряды для «Орешника» и «гиперзвука» на базе уже существующих проектов будет не так сложно.
А натурные испытания позволят российским ученым сэкономить значительные средства, а главное получить спецБЧ с уникальной конструкцией и параметрами. И если Вашингтону нужны ядерные взрывы, чтобы сократить отставание, то нам они позволят радикально усовершенствовать «ядерный щит».