Подарок для Мао: Как Китай нанес Западу тройной удар
Новейший истребитель, корабль-амфибия и самолет-радар запущены одновременно
Китай своеобразно отпраздновал день рождения Мао Цзэдуна. Об этом до сих пор говорят во всем мире. 26 декабря состоялись показательные запуски сразу нескольких китайских военных разработок: истребителя-невидимки шестого поколения Shenyang J-50, десантного корабля-амфибии Type 076 Sichuan и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения KJ-3000.
Как отмечает специализированное издание. Army Recognition, все новые виды китайской военной техники оказались особенно болезненными для Запада. В частности, США только начали разработку истребителей шестого поколения. Евросоюз реализует 2 подобных программы: один самолет проектируют совместно Великобритания, Италия и Япония, а второй — Франция, Германия и Испания.
Турция и Индия пока дорабатывают истребители пятого поколения. Россия же находится на ранней стадии разработки концепции своего истребителя шестого поколения, прототип которого ожидается не ранее 2050 года.
![Знает любой немец и американец: Лучшие брендовые вещи теперь производят в Китае](/p/45/450/450037/s-450037.jpg)
На этом фоне китайский прорыв выглядит поистине грандиозным. Все мировые разведки были поражены, в какой секретности Китай сумел создать сразу 2 самолета-невидимки шестого поколения. Пока никто даже не догадывался об этом!
Точно таким же сюрпризом стало и появление корабля-амфибии Type 076 Sichuan. Shenyang J-50 — это не просто самолет, а летающий командный центр, который может самостоятельно управлять целым роем дронов. Точно так же и новый китайский корабль — это плавучий командный центр, который может действовать в открытом море абсолютно автономно. А главное, он объединяет функционал морских десантных и воздушных операций.
Причем самое главное в Type 076 Sichuan — это электромагнитная катапульта, которая позволяет запускать с борта самолёты с неподвижным крылом. За счет этого китайский корабль выигрывает в сравнении с традиционными десантными кораблями, которые используют самолёты вертикального взлёта и посадки.
Type 076 Sichuan может запускать все известные виды боевых летательных аппаратов: вертолёты, самолеты и беспилотники.
Электромагнитная катапульта на новом китайском корабле, как подчеркивает Army Recognition, — это не просто небольшой технологический прорыв. Фактически, это системное обновление во всем китайском судостроение. В отличие от паровых катапульт, которые по старинке используются на авианосцах (в том числе американских), электромагнитные куда более продвинутые. Правда, и требуют многого — от ёмких накопителей энергии до передовых «мозгов» для управления.
Появление же электромагнитной катапульты на не самом крупном корабле (водоизмещение Type 076 Sichuan — 40 тысяч тонн, примерно как у российского десантного корабля «Иван Рогов»). Говорит о том, что Китай достиг промышленного уровня производства таких систем. И в ближайшем будущем они появятся на других типах судов.
Электромагнитная катапульта на борту Type 076 Sichuan по возможностям сопоставима с катапультами на авианосцах класса Fujian, что позволяет запускать современные самолёты, такие как J-15T, J-35 и даже самолёты дальнего радиолокационного обнаружения KJ-600.
Ну а пока китайцы представили новый «летающий глаз» — самолет KJ-3000. Причем при проектировании самолета китайцы пошли на инженерный риск.
![Антибиотики нащупали слабое место России, импорта почти нет, со своими проблемы](/p/45/450/450348/s-450348.jpg)
Раньше такие летающие радары делали так: на обычный самолет водружали мощную РЛС. А вот KJ-3000 — это сам по себе один гигантский радар, который неотъемлемо встроен в конструкцию самолета.
Стоит ли говорить, что за счет этого KJ-3000 стал намного более зорким. Малозаметные самолеты (такие как американские F-22, F-35 и B-21) он увидит на расстоянии 360 км (чтобы было понятно: это длина всего острова Тайвань). А обычные цели может распознать на расстоянии 1000 км.
За счет того, что радарная система полностью цифровая, самолет меньше весит. Кроме того, за счет того, что у самолета нет уродливого радарного «горба» сверху, он лучше летает. Снижено аэродинамическое сопротивление (то есть трение выступающие частей о воздух), так что на одном баке топлива самолет протянет намного дальше. Кроме того, самолет-радар может одновременно отслеживать до 100 целей.
Ну и стоит ли лишний раз повторять, что, как и корабль Type 076 Sichuan и истребитель Shenyang J-50, самолет-радар может функционировать как полноценный командный центр. То есть обмениваться информацией с истребителями, направляя их на цели.
Есть и одна не самая приятная для России новость. Предыдущую версию китайских самолетов-радаров KJ-2000 делали на основе российских Ил-76, на который сверху был установлен вращающийся радарный купол (тот самый «горб»). Теперь же китайцы намерены от него постепенно отказаться и перейти к более новой модели. Так что потребность в российских самолетах постепенно отпадет.