Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Острые мечи» Пекина еще в ножнах, но Pax Americana уже тонет в Мировом океане

Эксперты США: Китай приступил к сенсационному строительству атомного авианосца, превосходящего по возможностям Gerald R Ford

8895
На фото: проект авианосца, известного как Type 004.
На фото: проект авианосца, известного как Type 004. (Фото: цитата видео/Youtube)

Разведка США до крайности обеспокоена. Сделанные в мае 2024 года, но опубликованные только недавно спутниковые снимки огромной судостроительной верфи в Даляне (китайская провинция Ляонин) заставили Пентагон подозревать, что Китай приступил к практическому строительству первого собственного атомного суперавианосца. Проект которого и прежде был известен как Type 004.

На опубликованных фотографиях из космоса действительно отчетливо видно некое огромное сооружение, которые заокеанские специалисты уже идентифицировали, как, весьма вероятно, «модуль полетной палубы» будущего авианосца.

В том же, полагают американские эксперты, убеждают и полноразмерные макеты первого китайского тяжелого палубного истребителя J -15 Flying Shark и вертолета серии Z-8, установленные тут же.

Читайте также
«Летающая крепость» КНР: чем бомбардировщик-невидимка H-20 напугал Запад «Летающая крепость» КНР: чем бомбардировщик-невидимка H-20 напугал Запад Американская доктрина тихоокеанских «островных цепей» идет ко дну

Мало того. Еще в ноябре минувшего года Associated Press сообщала о другой порции разведывательных снимков, тоже породивших в Штатах немало встревоженных разговоров на ту же тему.

На тех фото другая гигантская стройка на горном участке в окрестностях города Лэшань (провинция Сычуань). На основе анализа полученной с их помощью информации специалисты Института международных исследований Миддлбери в Калифорнии сделали вывод, что перед ними возведение китайцами прототипа ядерного реактора как раз для будущего Type 004.

О том же самом, написала тогда AP, свидетельствуют и оказавшиеся в распоряжении агентства неназванные правительственные документы Соединенных Штатов, подтверждающие версию калифорнийских исследователей.

Из всего перечисленного натовское интернет-издание Bulgarian Military на днях сделало такой вывод: «Строительство Китаем первого атомного авианосца проекта 004 представляет собой монументальный сдвиг в динамике военно-морской мощи и значительный технологический скачок…

Если Китай сможет освоить сложную инженерию, необходимую для атомного авианосца, вполне вероятно, что он вскоре разработает также атомные крейсеры или эсминцы. Что еще больше усилит его экспедиционные возможности и решительно изменит баланс морских сил в XXI веке".

Пока о страшно засекреченном Пекином Type 004 в публичном пространстве до крайности мало информации. Говорят, внешне он будет схож с новейшим американским аналогом класса Ford.

Что в таком случае предполагает водоизмещение порядка 100 000 тонн или даже больше, 25 палуб, два ядерных реактора и наличие авиакрыла в 90 самолетов и вертолетов различного назначения. Включая истребители J-15T, J-35 и, возможно, перспективный J-50, самолёты ДРЛО типа KJ-600, вертолёты ПЛО Z-18F, Z-20F или более новые Z-20J и БПЛА.

На фото: модель авианосца типа 003 демонстрируется в Международном авиасалоне Чжухая на выставке Airshow China, Чжухае, провинция Гуандун, Китай, 2024 год.
На фото: модель авианосца типа 003 демонстрируется в Международном авиасалоне Чжухая на выставке Airshow China, Чжухае, провинция Гуандун, Китай, 2024 год. (Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС)

Еще на перспективном Type 004, как утверждают, будет сразу две электромагнитных катапульты для быстрого подъема в воздух палубной авиации. И это сделает его еще больше похожим на «Джеральда Р. Форда». На котором ровно столько же таких же катапульт.

Впрочем, пока это только неофициальные данные. Зато точно известно, что, если до крайности амбициозные планы руководства ВМС КНР сбудутся, перспективный атомный Type 004 станет уже девятым крупным авианесущим кораблем в составе китайского флота. Из которых, правда, собственно авианосцев пока лишь три. Остальные — крупные корабли-доки с вертолетами на бортах и сами вертолетоносцы.

Читайте также
Термоядерный клинок: Китай планирует зажечь искусственное солнце Термоядерный клинок: Китай планирует зажечь искусственное солнце Пекин инвестирует в ядерные исследования вдвое больше, чем Вашингтон

А восьмым авианесущим кораблем ВМС Китая в этом ряду оказался тоже просто огромный (водоизмещение 40 000 тонн) вертолетный десантный корабль-док Type 076. С большой помпой спущенный на воду в Шанхае всего два месяца назад, 27 декабря 2024 года. Что стоит отметить особо: единственный в мире, удачно сочетающий возможности авианосца и десантного корабля.

На нем, названном Sichuan, тоже есть (правда, в единственном экземпляре) электромагнитная катапульты для запуска тяжелых ударных стелс-беспилотников класса GJ-11 Sharp Sword. В переводе с китайского — «Острый меч».

Каждый такой специально разработанный для вертолетоносцев Type 076 дрон будет длиной в 12,2 метра и размахом крыльев 14,4 метра. Во внутренних оружейных отсеках «Острых мечей» станут располагаться ракеты и бомбы для атак морских и наземных целей.

Кроме того, ходят слухи, что с палубы Sichuan скоро смогут подниматься в воздух и еще только разрабатываемые в большой спешке китайцами пилотируемые многоцелевые самолеты укороченного взлета и посадки, аналоги американских F-35B. Но так ли это? Только время покажет.

Как бы там ни было, в Соединенных Штатах при появлении из Китая все новых и новых новостей на подобные темы все более явственно испуганно прижимают уши. Темпы, которыми Китай обзаводится собственным океанским флотом, там давно почему-то называют «агрессивными».

Именно в такой тревожной тональности выдержан и опубликованный в конце 2024 года несекретный 182-страничный доклад Пентагона Конгрессу о вооруженных силах КНР.

Его главный вывод: ВМС Народно-освободительной армии Китая постоянно расширяют свое глобальное присутствие. Они с каждым годом все чаще и во все большем количестве боевых кораблей появляются в самых отдаленных районах Мирового океана, демонстрируя свои растущие возможности по проецированию морской мощи.

«Кроме того, в последние годы у ВМС НОАК появились значительные силы высокоэффективных логистических кораблей снабжения для поддержки дальних и длительных развертываний. Включая два новых быстроходных корабля боевой поддержки (AOE) класса FUYU (речь идет о морских гигантах Hulunhu и Fuyu водоизмещением по 45 000 тонн каждый — „СП“), построенных специально для совместных операциях с авианосцами и крупнопалубными десантными кораблями в удаленных океанских районах», — говорится в отчете.

Как результат, предупреждают далее составители пентагоновского отчета, эскадры ВМС НОАК, насчитывающие в боевом составе в общей сложности более 370 боевых кораблей и вспомогательных судов, очень скоро смогут регулярно нести службу вблизи берегов Соединенных Штатов. Да, собственно, они уже даже начали это делать.

Так, в августе 2021 года корабли береговой охраны США впервые обнаружили и долго сопровождали крупный отряд из четырех китайских военных кораблей, внезапно вошедших в исключительную экономическую зону Штатов у Алеутских островов и Аляски.

С той поры, указывают американские эксперты, присутствие китайского флота в этих районах приобрело «спорадический, но постоянно увеличивающийся характер».

Но отчетливо просматриваются и другие области, в которых КНР в последние годы демонстрирует возможности по проецированию морской мощи.

Скажем, в Аденском заливе. Где эти корабли постоянно несут службу с опорой на первую зарубежную военно-морскую базу ВМС Китая в крохотном северо-африканском государстве Джибути. Иными словами — в районе важнейшего для мировой торговли Баб-эль-Мандебского пролива. У входа из Индийского океана в Красное море.

Почему именно там? Пекин рассматривает внутренние конфликты в Эфиопии и Судане, а также продолжающиеся нападения поддерживаемых Ираном хуситов на грузовые суда, проходящие через эти воды, как доказательство, что Китаю нужны военные силы, способные действовать вдали от своей территории.

Помимо своей постоянной базы в Джибути, НОАК «вероятно, уже рассматривает и планирует дополнительные военные логистические объекты для поддержки проекции военно-морских, воздушных и сухопутных сил», — говорится в отчете.

И далее: «Страны, рассматриваемые для таких центров, включают Бирму, Таиланд, Индонезию, Пакистан, Шри-Ланку, Объединенные Арабские Эмираты, Кубу, Кению, Экваториальную Гвинею, Сейшельские Острова, Танзанию, Анголу, Нигерию, Намибию, Мозамбик, Габон, Бангладеш, Папуа-Новую Гвинею, Соломоновы Острова и Таджикистан».

Все это явно угрожает знаменитому Pax Americana в Мировом океане. Будут ли США пытаться противостоять этому слишком уж очевидному вызову их десятилетиями формировавшимся глобальным интересам? А как же!

Читайте также
Китай наказал Запад за «век унижения» Китай наказал Запад за «век унижения» Как Си Цзиньпин и Дэн Сяопин дважды изменили мировую историю

Они и прямо сейчас пыжатся бороться с этой невероятно быстро нарастающей угрозой. Только, похоже, плохо у сильно засидевшегося на старте Пентагона получается.

Как проинформировало штатовское интернет-издание Defense One, недавно двухпартийная группа законодателей внесла в Конгресс специальный законопроект о мерах по срочному укреплению военного и коммерческого флота их страны. Как сказано, документ «направлен на сокращение огромного разрыва между судостроительными мощностями США и Китая и улучшение возможностей Пентагона по перемещению сил и материальных средств в возможном вооруженном конфликте между этими государствами».

И тут же выяснилось: чтобы осуществить задуманное, американцам в два прыжка предстоит преодолеть широченную пропасть.

И дело даже не в том, что у них теперь боевых кораблей существенно меньше, чем у китайцев. С коммерческим флотом, который в случае крупной войны будет мобилизован в интересах ВМС США все вообще: «Пиши — пропало»!

Согласно пояснениям соавтора законопроекта сенатора Марка Келли, демократа из Аризоны, в этом смысле Пентагон может рассчитывать всего на 80 грузовых и пассажирских океанских судов, нынче плавающих под звездно-полосатым флагом. Тогда как у китайцев подобных им потенциальных военно-транспортных единиц — только не падайте со стула! — аж 5500.

Разве это не форменный тяжелейший флотский нокаут со стороны Китая? После которого на боксерском ринге любой поединок обычно прекращается по причине невозможности его продолжать. Хотя бы из чисто гуманистических соображений.

А в это время

«Военно-морская экспансия Китая в последние годы выглядит действительно впечатляющей, особенно на фоне других мировых держав, таких как США… По состоянию на 2024 год, численность флота НОАК уже превысила 370 единиц, и, по прогнозам, к концу 2020-х годов достигнет отметки в 400 боевых кораблей.

Между тем ВМС США с трудом сохраняют численность флота более 290 кораблей. В основном — из-за бюджетных ограничений, задержек в постройке новых платформ и нехватки рабочей силы" - на днях откровенно признал американский сайт Navy Recognition, специализирующийся на военно-морской тематике.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня