Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Охота на «Лютого»: Як-152 с двумя пулеметами и авиапушкой может прикрыть небо и над Москвой, и над Волгоградом

Россия в Жуковском реанимирует работы над «истребителем вражеских дронов»

10334
На фото: самолет Як-152.
На фото: самолет Як-152. (Фото: Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press)

Обе эти новости весьма многозначительно, как представляется, почти совпали по времени.

Первая: в ночь на субботу, 15 марта, территория России привычно уже, увы, для всех нас подверглась массированной атаке украинских беспилотников. Всего в наше небо в ту ночь их прорвалось едва ли не туча — 126.

Больше половины этих тихоходных вражеских аппаратов безнаказанно пролетели над почти всей европейской частью нашей страны и добралась почти до берегов Волги. И только там, по официальным данным, были перебиты силами ПВО над Котовским, Городищенским, Калачевским районами Волгоградской области и над южной частью Волгограда.

Если учесть, что и предыдущей ночью, 14 марта, ударные дроны противника тоже массово прорывались достаточно глубоко в наши тыл, а 11 марта БПЛА ВСУ, среди которых были беспилотники «Лютый», атаковали Москву и Подмосковье, то картина для России в целом складывается более чем серьезная.

Читайте также
«Адский двигатель» меняет авиацию: летать можно будет со скоростью 20 тысяч км/час «Адский двигатель» меняет авиацию: летать можно будет со скоростью 20 тысяч км/час Из Парижа в Нью-Йорк — за считаные минуты

С этаким все более и более вопиющем безобразием совершенно точно необходимо что-то срочно делать. Исходя из этого, уверен, особого внимания заслуживает «новость № 2»: по данным московского Центра анализа стратегий и технологий на летно-испытательной базе ПАО «Яковлев» в Жуковском после долгого перерыва возобновлены работы над перспективным учебно-тренировочным самолетом Як-152.

Изначально задуманный для летной подготовки будущих военных летчиков, этот простой и надежный поршневой двухместный самолет первоначально в конструкторских документах значился как Як-54М. И лишь в 2000 году получил свое нынешнее имя. Таким образом, как утверждают, конструкторы в рекламных целях постарались подчеркнуть, что их новая машина должна стать преемником популярной и отлично известной прежде в мире «летающей парты» Як-52.

Но из-за сложностей с финансированием первый полет прототип перспективного самолета совершил только в 2004 году.

Еще через пару лет учебно-тренировочной машиной вроде бы заинтересовались китайцы из компании Hongdu. Как следствие — у «яковлевцев» появились было достаточно серьезные деньги. Следствием стало налаживание необходимых производственных мощностей в Иркутске.

Однако вскоре партнеры из КНР справедливо решили, что с уже обретенными с помощью ПАО «Яковлев» знаниями и опытом дальше отлично справятся и без нас. И от дальнейшей кооперации отказались. Действительно самостоятельно создав к осени 2010 года на основе хронически буксующей программы нашего Як-152 новый китайский учебно-тренировочный самолет, получивший обозначение L-7.

А в России финансирование тут же снова «схлопнулось». Слабенький свет в конце туннеля забрезжил лишь в конце 2013 года, когда появились первые сведения, что к теме нового самолета первоначальной летной подготовки летчиков готовы вернуться в Минобороны России. Через год был заключен контракт с военными. Правда, на совершенно не поражающую воображение в деле создания новых самолетов сумму 300 миллионов рублей.

Впрочем, как бы там ни было, а первый прототип Як-152 был выкачен из ангара на Иркутском авиазаводе 27 августа 2016 года. В сентябре — первый полет. В 2017-м собирались завершить летные испытания. После чего приступить, наконец, к серийному производству нового самолета.

Но не тут-то было. Как выяснилось, создатели напрасно решили использовать на Як-152 российско-германский авиационный поршневой 12-цилиндровый двигатель RED A03. Одновременно с введением западных санкций против нашей страны начались проблемы и с этим.

4 августа 2023 года заместитель гендиректора ОАК по гражданской авиации, гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский заявил, что возглавляемая им компания отказались от установки двигателя RED A03 на самолет Як-152. И начинает искать ему российскую замену.

Вариантов, как утверждается, было всего два. Или модернизация двигателя RED A03 на основе российской компонентной базы. Или адаптация под Як-152 полностью российского вертолетного двигателя ВК-650.

На чем в итоге остановились наши авиаконструкторы? Не столь уж и важно. Главное, что на аэродроме в подмосковном Жуковском на днях было замечено явное рабочее оживление вокруг третьего (и последнего) летного прототипа Як-152 с заводским номером 1520003.

Эта машина свой первый испытательный прилет совершила в мае 2022 года. Но теперь появилась надежда, что она вскоре вновь поднимется в небо.

Если так и произойдет, то очень вероятно, что решающим толчком к продолжению до неприличия затянувшихся опытово-конструкторских работ над этим самолетом станет не одно только стремление Министерства обороны обеспечить наших будущих военных летчиков «летающими партами».

У Як-152 может оказаться и еще одна важнейшая в нынешних российских условиях функция — истребителя вражеских дронов над глубокими тылами России. В исполнении которой такая машина, возможно, окажется незаменимой.

Чтобы в полной мере оценить важность выполнения подобной задачи, следует принять во внимание важнейшее стратегическое обстоятельство. Дело в том, что система ПВО нашей страны нынче вынужденно носит исключительно очаговый характер. Это когда от нападений с воздуха хоть как-то прикрыты только самые важные военные, административные и промышленные объекты. А остальным уж как повезет… Или — не повезет.

К тому же эти «прорехи» регулярно тестируются натовской (главным образом — американской) авиационной, космической и радиотехнической разведками. И в режиме «он-лайн» полученные сведения тут же передаются в украинский Генштаб. Где на их основании противник в тесном сотрудничестве с советниками из стран НАТО и намечает маршруты и время для незамеченных прорывов ударных беспилотников в самые глубокие российские тылы. Всегда — на малых и сверхмалых высотах. Часто — вдоль русел рек и над поверхностью озер.

Читайте также
Зеленский, бесясь от поражений под Суджей, бросил на Москву рой «Лютых» беспилотников Зеленский, бесясь от поражений под Суджей, бросил на Москву рой «Лютых» беспилотников За несколько часов силы ПВО сбили в небе Подмосковья более 70 дронов ВСУ

Такое положение в российском небе сложилось не сегодня. Вражеские беспилотники наши тыловые объекты с разной степенью успешности начали атаковать как минимум с весны 2023 года. И интенсивность их ударов с каждым месяцем только возрастает.

На Западе четко отдают себе отчет, что в таком положении дел кроется крупнейшая уязвимость России.

Вот, например, как оценивает сложившуюся в нашем небе ситуацию натовский дивизионный генерал Леон Коморницкий, до 1999 года — заместитель начальника Генштаба польской армии: «Россию можно победить в стратегическом пространстве на ее собственной территории… Территория России с точки зрения ПВО является ее «ахиллесовой пятой». Трудно эффективно защищаться, когда необходимо обеспечить противоракетную защиту тысяч объектов, имеющих военный потенциал. Территория этой страны составляет 7 миллионов квадратных километров до Урала. И 17 миллионов — за его пределами.

Только на западе России находится 40 тысяч объектов, которые нам (Украине и НАТО — «СП») необходимо уничтожить. Это командные пункты, военные склады, нефтеперерабатывающие заводы, энергетика, резервные войска, транспортные коммуникации, узлы связи и т. д.".

И что же? Как уже сказано, прямо сейчас, на наших глазах, все предписанное генералом Коморницким враг потихоньку и делает с помощью все более и более густеющих над российскими тылами полчищ БПЛА.

А что же мы? К примеру, известный военный эксперт Влад Шурыгин в своем телеграмм-канале несколько месяцев назад не жалел эмоций: «Командованию ВКС давно уже корячится „двойка“ за ПВО! Такие „голубиные“ пролёты тихоходных дронов самолётного типа — это полный позор! В СССР за пролёт аналогичного ЛА, управляемого известным германским авантюристом Рустом было снято всё высшее командование войск ПВО. А у нас сегодня это только повод поудивляться: „О, как далеко забрался!“. Хочется спросить — где ваша истребительная авиация ПВО? Где ваши аэростатные рубежи РЛС?».

На мой взгляд, тут не только Шурыгину стоит малость поостыть. Потому что никакие «рубежи РЛС» и никакая истребительная авиация в ее нынешнем виде проблемы с крайне назойливыми и все более дальнобойными БПЛА украинцев решить не с состоянии.

«Чтобы любой беспилотный летательный аппарат был обнаружен вовремя, нужно постоянно действующее радиолокационное поле, работающее 24 часа в сутки, способное обнаружить муху, если она туда залетит. Но этого пока у нас нет. Локально мы способны прикрывать крупные промышленные и административные центры и объекты города типа Москвы. От пролета таких дронов не застрахован никто: ни Россия, ни США, ни Евросоюз, никто другой», — откровенно признает сложнейшую проблему генерал-лейтенант запаса Айтеч Бижев, бывший заместитель главнокомандующего ВВС РФ по противовоздушной обороне .

Да, это форменное безобразие, что неприятельские дроны незамеченными со скоростью черных воронов пролетают сначала через линию фронта. А затем — еще с тысячу км и больше часами проплывают над нашими мирными, ничего не подозревающими городам и весями. Как и чем все это пресечь?

Огородить «страну 404» частоколом из российских зенитных ракет? Да так, чтобы их зоны поражения перекрывали друг друга? Столько ЗРК не только в России нет. Во всем мире — тоже.

Бросать на перехват беспилотников с размахом крыльев в полтора метра тяжелые и очень скоростные Су-35 или Су-30СМ с их просто отличными ракетами класса «воздух-воздух»? Дорого и не особо эффективно. Потому что те ракеты стоят нам очень приличных денег и созданы для решения совсем иных задач. Да и час полета любой из перечисленных «сушек» — тоже. А вражеские дальнобойные БПЛА типа UJ-26 «Бобер» с дальностью полета свыше 1000 километров и скоростью порядка 200 км в час — сущие копейки по сравнению с необходимыми в таком варианте на их перехват суммами.

Нет, и сам перехватчик тоже должен быть из дешевых. И обладать скоростью, ненамного превосходящей ту, что у дрона, за которым ему предстоит охота.

В общем, перед нами тот случай, когда не грех поучиться, на мой взгляд, у врага. Который еще в 2023 году неожиданно для многих под Одессой впервые поднял на перехват наших БПЛА старый-престарый двухместный спортивно-тренировочный самолет типа Як-52.

А что? Экипаж — два человека. Тот, что в передней кабине — пилот, ведет машину. А тот, что в задней — стрелок. Откинув фонарь, бьет в любую из сторон из обычного пехотного ручного пулемета. Или из гладкоствольного карабина 12-го калибра, снаряжённого картечными патронами.

Как оказалось, при сближении с дроном на дистанцию порядка 50 метров этого достаточно, чтобы гарантированно сбить цель. Надо только для продолжительного огневого контакта хотя бы приблизительно уравнять скорости БПЛА и самолета. Что в случае с Як-52 (крейсерская скорость 230 километров в час, критическая скорость сваливания в штопор — около 100 километров в час) вполне выполнимо.

Читайте также
Макрон: «Зря смеетесь над нашей разведкой, Франция заменит США на Украинском фронте» Макрон: «Зря смеетесь над нашей разведкой, Франция заменит США на Украинском фронте» Париж в пику Вашингтону готов продолжить предоставлять ВСУ секретные данные

Естественным образом в России возник вопрос: а мы так разве не можем? Ну, почему же? Просто в России просторы таковы, что отдельными Як-52, которые серийно выпускались с 1979-го по 1998 годы (да и не у нас, а в Румынии, в соответствии с советскими обязательствами в рамках давно «почившего в бозе» СЭВ), но еще способны подниматься в воздух, проблему не решить. Слишком много нужно таких самолетиков. Впрочем — и пилотов тоже.

Выходит, для борьбы с ударными беспилотниками врага необходимо срочно налаживать серийный выпуск чего-то подобного в России. Но куда более современного. И до последней заклепки своего.

Многие полагают, что перспективный Як-152 подошел бы для этой роли лучше других. Самолет на редкость неприхотлив и прост в обслуживании. Обеспечивает успешное решение ключевых задач в дневных и ночных условиях. Может храниться вне ангара и взлетать с небольших грунтовых аэродромов.

Что дает возможность применять его едва ли не с любой ровной площадки даже где-нибудь в сельской местности. А значит — использовать для засад на атакующие беспилотники в российской глубинке.

Максимальной дальности (при полной заправки топливом) в 1500 километров и скорости горизонтального полета до 500 километров в час вполне достаточно чтобы обнаружить, настичь и перехватить почти любой современный украинский БПЛА на маршруте движения. Особенно, если заранее вооружить «истребителя дронов» автоматической скорострельной авиационной пушкой и парой пулеметов.

И если именно такова мотивация возобновления работ над многострадальным Як-152, стало быть, можно надеяться, что хоть когда-нибудь противник перестанет терроризировать с воздуха глубокие тылы России. Хотя понятно, что отечественными темпами идти к этому нам — почти как до Луны. Но идти-то надо.

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Иван Мезюхо

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня