
На фоне целого комплекса шокирующих заявлений 47-го президента Соединенных Штатов Дональда Трампа среди членов Североатлантического альянса разгорается своеобразный «конфликт интересов», который все больше напоминает вооруженные действия между непримиримыми радикальными группировками.
Роль которых достаточно успешно играют лидеры военно-промышленных комплексов «гегемона» и его союзников-вассалов по НАТО. Естественно, не без участия, хоть и косвенного, Украины. Которую, сегодня как нашкодившего пса пинают и одна (США), и другая (Канада и Германия) сторона. Исключительно в целях профилактики, чтобы знал свое место и не гавкал без команды хозяина.
В чем заключается суть конфликта? В том, что погрязшая в рецессии Германия и пораженная введением в отношении нее торговых пошлин Канада пытаются представить себя в роли «обиженных друзей», бессовестно обвиняя Вашингтон в непорядочности.
Намекая, в связи с этим, на возможный отказ от приобретения американских истребителей якобы невидимок якобы пятого поколения F-35 Lightning I. Предназначенных для замены техники, отправленной на Украину. Говоря языком улицы, решили «взять Трампа на понт».
Если несколько подробнее, то Берлин задался целью «изучить вопрос о расторжении договора» на приобретение у Соединенных Штатов тридцати пяти (штат авиационного полка) истребителей наиболее простой и, что немаловажно для резко обедневшей вдруг Германии, самой дешевой версии — F-35A. И заявил об этом, что более чем показательно, не занимающий на сегодня никаких официальных постов Вольфганг Ишингер — экс-руководитель Международной Мюнхенской конференции по безопасности.
Причиной такого решения, по словам отставного немецкого дипломата, может стать возможность дистанционного воздействия со стороны производителя на программное обеспечение истребителя.
«После приобретения F-35A нам придется опасаться того, что по причине политических разногласий Пентагон сможет поступить с нашими истребителями также, как сегодня они поступают с Украиной (в Берлине уверены, что после скандальной выходки Зеленского в Белом доме американцы „отключили“ ВСУ РСЗО M142 HIMARS). Поэтому мы могли бы в одностороннем порядке расторгнуть заключенный ранее договор», — заявил Вольфганг Ишингер.
Более того, все европейские члены Североатлантического альянса могут столкнуться с приостановкой работоспособности всего поставленного США вооружения.
Что же касается Канады, то ею заказана партия из восьмидесяти восьми истребителей модификации F-35А, достаточная для формирования авиационной дивизии натовского образца.
Говоря о договорах в их денежном выражении, следует отметить, что немецкий контракт тянет на $8,3 млрд, а канадский аж на $14,5 млрд. При этом поступление первых самолетов ожидается уже в следующем, 2026 году.
Западные СМИ усиленно разгоняют информацию о якобы имеющейся в распоряжении Вашингтона некой «кнопки», с помощью которой американцы способны в любой момент выполнить блокировку программного обеспечения и радиоэлектронного оборудования своих истребителей, не позволив им тем самым подняться в воздух.
Причиной перехода этих опасений из категории предположений в разряд уверенности стало введенное Дональдом Трампом ограничение доступа ВСУ к спутниковым разведданным, без которых наведение РСЗО M142 HIMARS просто невозможно.
Росту этой уверенности способствовала и угроза запрета на передачу Киеву программного обеспечения для обеспечения работы систем РЭБ и обновления систем коррекции наведения ракет.
Что многими российскими экспертами сегодня расценивается в качестве возможного, но кратковременного давления на режим нелигитимного комика (или его возможного сменщика) в случае невыполнения последним указаний и распоряжений Белого дома.
Что же касается Канады или Германии, то вряд ли США решатся пойти на аналогичные меры в отношении своих союзников по Североатлантическому альянсу. Тем более, что угрозы Оттавы и Берлина не просто реальны, а касаются самого важного для любого янки предмета — денег. Очень больших денег. Ни один американец не выпустит из своих рук контракты на такие суммы.
Действительно, большой уверенности в том, что этот конфликт военно-промышленных комплексов перерастет в полномасштабную войну, нет. Он больше напоминает попытку союзников взять Вашингтон «на слабо». И сбить цену. Скорее всего какие-то дополнительные пункты и появятся, но только в контрактах на техническое обслуживание авиационной техники.
А теперь ответ на самый главный вопрос, волнующий и Европу, и Канаду, и, конечно, Киев: «Есть ли у США эта самая кнопка?».
Говоря техническим языком, речь идет об аппаратных или программных закладках — скрытно внедряемых в электронные схемы устройствах, способных вмешиваться в функционирование вычислительных систем вооружений. Результатом такого вмешательства может стать, как блокирование доступа к информации или нарушение работоспособности устройства, так и полное выведение его из строя.
Известный российский военный эксперт в области авиации генерал-майор Владимир Попов так ответил на этот вопрос: «Того, что мы понимаем под термином „кнопка“, не существует ни у США, ни у нас, ни у Европы, ни у Китая. Однако, страна-производитель системы вооружения может отказать в поставках программного обеспечения, что скажется на функционировании систем радиоэлектронного противодействия, навигации, наведения на цель ракет и даже привести к отказам силовых агрегатов. Возможны и сбои в работе топливного оборудования что, как минимум, означает вынужденную и достаточно жесткую посадку».
Однако, решившись на подобный шаг в отношении Канады или Германии, Соединенные Штаты рискуют навсегда отпугнуть потенциальных покупателей американской военной техники. Самым же эффективным способом нейтрализации самолетов противника до сих пор остается их физическое уничтожение как в небе, так и на земле. Причем так, чтобы как говорил киношный ведомый знаменитого «Маэстро» старший лейтенант Сергей Скворцов — «крылышко влево, крылышко вправо». После такого стопроцентно не взлетают.