
Президент России Владимир Путин объявил о начале масштабной реорганизации морской пехоты, утвержденной Генштабом и Минобороны. В ходе встречи с моряками атомной подводной лодки «Архангельск» Путин сообщил, что в планах на ближайшие годы — преобразование бригад морской пехоты в дивизии. В 2025 году предполагается создать две новые дивизии, а в следующие два года — еще три.
В рамках реорганизации Путин уже назначил генерал-майора Михаила Гудкова, командира 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота (ТОФ), на должность заместителя главнокомандующего ВМФ.
Американский военный аналитик Дара Массикот (ранее работала в связанном с разведкой RAND Corp и Минобороны США) пишет, что восстановление дивизионной структуры — это один из важнейших шагов в новой реформе Вооруженных сил, в которой опираются на боевой опыт СВО.
Создание новых дивизий вместо бригад позволяет улучшить командную структуру и повысить уровень боеготовности, пишет Массикот, прогнозируя ход реформы до 2030 года. Семь мотострелковых бригад преобразуются в более крупные дивизии, а каждая армейская авиационная бригада будет укомплектована 80−100 боевыми вертолетами.
Второй шаг — создание дополнительных мотострелковых дивизий и увеличение количества частей ВДВ. Это должно помочь компенсировать потери и улучшить общую структуру сил.
В частности, уже объявили о создании трех новых мотострелковых дивизий в Херсонской и Запорожской областях. Также планируется преобразовать три бригады ВДВ в дивизии (то же самое, что сейчас объявлено в случае с морской пехотой). Каждая существующая дивизия ВДВ получит дополнительный полк, что должно повысить их боевую мощь.
В рамках реорганизации создана новая 25-я общевойсковая армия и восстанавливается Днепровская флотилия. К 2026 году Минобороны России планирует создать 2 новых общевойсковых соединения, 14 дивизий и 16 бригад.
Массикот подчеркивает: пока остается открытым вопрос о численности создаваемых 14 дивизий. Возможно, со временем произойдет полный возврат к советской модели дивизий, которые насчитывали до 20 тысяч человек. Однако современные российские дивизии значительно меньше — около 8−10 тысяч военнослужащих.
Таким образом, для создания 14 новых дивизий с нуля России потребуется дополнительно от 140 до 280 тысяч солдат и офицеров (при расчете от 10 до 20 тысяч человек на каждую новую дивизию). Если же новые дивизии будут сформированы путем расширения существующих бригад, дополнительные потребности в личном составе будут меньше, но все равно значительными — от 84 до 224 тысяч военных, подсчитала Массикот.
Перед своим переводом в Совбез в мае 2024 года Шойгу инициировал увеличение численности армии на 188 тысяч должностей для реализации планов по расширению Вооруженных сил до 1.5 миллиона военнослужащих.
Третье — учитывая потери среди младших командиров, акцент на обучение новых офицеров и повышение квалификации существующих. Это включает в себя не только тактическую подготовку, но и обучение командованию малыми подразделениями.
Массикот пишет, что Минобороны намерено увеличить количество учебных полигонов, особенно в новых регионах. Также запланировано увеличение подготовки специалистов в учебных центрах для обеспечения большего числа военнослужащих. Ведомство сообщило о намерении расширить существующие учебные центры и построить новые. С начала СВО в учебных центрах американские OSINT-аналитики, изучая коммерческие спутниковые снимки, нашли дополнительные площадки для вождения и сеть окопов. Это указывает на подготовку к более интенсивным тренировкам на уровне бригад, пишет Дара Массикот.
Наконец, четвертый пункт реформы — модернизация вооружения. Современные технологии (в первую очередь, беспилотные) могут помочь повысить эффективность действий малых подразделений.
Именно поэтому Россия активно инвестирует в развитие высокоточного оружия, в том числе корректируемых боеприпасов «Краснополь» и БПЛА («Герань-2», «Орлан», «Элерон», «Ланцет). По оценкам Массикот, Россия стремится увеличить долю отечественных дронов до 70% и производить 32 тысячи БПЛА в год к 2030 году. Значительно расширяется производство и других видов вооружений, скажем, гособоронзаказ на ЗРК «Панцирь» будет удвоен, заявлял еще Шойгу.
— Все эти шаги свидетельствуют о стремлении России укрепить свои позиции на поле боя с помощью современных технологий и повысить эффективность своих вооруженных сил, — резюмирует Массикот.