Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Армии и войны / ВПК
30 марта 17:35

Истребитель-призрак: Трамп даёт «Боингу» деньги на фантастический проект

Боевой самолет шестого поколения остается одной из самых странных программ Пентагона

3694
На фото: художественное изображение F-47, запланированного боевого самолета шестого поколения для ВВС США. Он был выпущен 21 марта 2025 года, в день, когда контракт на разработку и производство был присужден компании Boeing.
На фото: художественное изображение F-47, запланированного боевого самолета шестого поколения для ВВС США. Он был выпущен 21 марта 2025 года, в день, когда контракт на разработку и производство был присужден компании Boeing. (Фото: Official US Air Force F-47 Graphic)

21 марта Дональд Трамп объявил, что в США идет разработка самолета шестого поколения, который получил индекс F-47. Его секретные испытания, оказывается, начались пять лет назад. Машина, по словам главы Белого дома, станет самой смертоносной в истории. Выпускать F-47 будет авиастроительная корпорация «Боинг».

Отметим, что Трамп — не первый глава Белого дома, который лично презентует разработку новейших боевых самолетов. 29 февраля 1964 г. тогдашний президентом Линдон Джонсон заявил, что в США разработан уникальный сверхзвуковой истребитель А-11. Он разгоняется свыше трех Махов и «намного превосходит любой другой самолет в мире сегодня».

Позже стало известно, что спичрайтеры американского президента перепутали цифры. Новинка носила индекс А-12. Это был сверхзвуковой самолет-разведчик, сконструированный специально для ЦРУ. В дальнейшем на его базе будет создан легендарный «Черный дрозд» SR-71.

Нынешняя презентация F-47, как представление А-11 40 лет назад, стала, по большему счету, шоу. С его помощью администрация Трампа пытается набрать политические дивиденды.

Читайте также
Разведка Запада теряется в догадках: чьи самолеты будет сбивать китайский истребитель 6-го поколения Разведка Запада теряется в догадках: чьи самолеты будет сбивать китайский истребитель 6-го поколения Первый полет «невидимки» был посвящен Мао Цзэдуну

Между тем, проект истребителя шестого поколения существует в США давно. До недавнего времени он был одной из самых спорных и дорогостоящих военных программ Пентагона. Администрация Джо Байдена даже приостановила работы. И до сих пор нет единого мнения, насколько такой самолет нужен ВВС США.

Ребус в Овальном кабинете

Трамп сообщил о создании истребителя шестого поколения во время встречи в Овальном кабинете с министром обороны Питером Хегсетом. На заднем плане был хорошо виден стенд с фотографией «сорок седьмого-Ф». Картинку нельзя назвать информативной. Но кое-какие подробности разглядеть удалось.

Самолет запечатлен с носовой проекции. При этом весь задний фон был черным. Фото сделано во время некой презентации. Поэтому вокруг F-47 клубы дыма, а сверху американский флаг. Четко можно различить только нос, переднее горизонтальное оперение (ПГО), частично кромку крыла и носовую стойку шасси будущего истребителя шестого поколения.

Хотя пиарщики Белого дома постарались придать новинке максимальную загадочность, на фотографии сразу угадывается самолет-прототип, который разрабатывался по программе NGAD- Next Generation Air Dominance, что дословно переводится, как «Воздушное господство следующего поколения».

Официально эта программа оставалась максимально секретной. Но факты о ней постоянно утекали в американские СМИ.

Публиковались компьютерные рисунки бывших конкурентов F-47 — самолетов-прототипов, выпущенных корпорациями «Локхид-Мартин» и «Нортроп-Грумман». Хотя «Боинг» смог сохранить свое изделие в секрете до самого конца, информация о его внешнем виде и предполагаемых тактико-технических характеристиках (ТТХ) всплывала в профильных авиационных СМИ и на интернет-ресурсах.

Сомнительное господство

Проект NGAD стартовал в начале 2010-х. На тот момент он еще не носил такого названия, а был научно-исследовательскими поисковыми работами, которые проводились по запросу DARPA — Управления перспективных исследовательских проектов Пентагона. Их задачей было сформулировать, как в будущем может выглядеть война в воздухе и какие для победы в ней потребуются самолеты.

Результатом НИРов стал проект «Платформа проникающего противовоздушного оружия» (Penetrating Counter-Air platform/PCA). В данном случае слово «проникающее» следует трактовать как способное преодолевать заслоны ПВО и истребительной авиации вероятного противника, а также его зоны наблюдения и обнаружения.

В 2015 г. в рамках PCA был разработан некий экспериментальный самолет, на котором была проверена концепция. Работы признали успешными, и с этого момента программа уже получила название NGAD. Причем планировалось создать самолет шестого поколения не только для ВВС США, но и для морской авиации.

В проекте приняли участие основные американские авиастроительные корпорации «Боинг», «Локхид-Мартин» и «Нортроп-Грумман». К 2020 г. у всех трех участников были готовы самолеты-демонстраторы.

Что это такое? Демонстратор — не опытная машина и не прототип, как часто пишут в российских СМИ и в телеграмм-каналах. Демонстратор должен показать заказчику технологии, которые предлагают авиастроители, а также доказать, что они работают.

С этого момента у NGAD начинаются серьезные проблемы. Полеты самолетов-демонстраторов не убедили Пентагон в необходимости создавать машины по новой концепции. Военные склонялись к тому, чтобы создавать боевые машины будущего на базе уже существующих проектов, в том числе F-35 и F-22. Более того, даже появились планы модернизации старых F-15.

В результате финансирование проекта начало проседать. До 2022 г. деньги на разработку истребителей шестого поколения выделялись исправно и в больших объемах.

В 2023-м бюджет урезали. А в 2024-м администрация Байдена вообще поставила все работы на паузу.

Постепенно из NGAD начали выходить авиастроители. Так, проект «Локхид-Матин» был исключен из конкурса на перспективный истребитель шестого поколения для ВМС США.

Правда, согласно утечкам в СМИ, корпорация особо и не стремилась добиться успеха. «Локхиды» и так загружены многочисленными проектами, среди которых F-35, модернизированные F-16, а также загадочный гиперзвуковой SR-72.

Чуть позже из NGAD полностью ушла «Нортроп-Грумман». Корпорация выиграла конкурс на новый стратегический бомбардировщик В-21 «Райдер».

Читайте также
Бастион восходящего солнца: США кардинально меняют стратегию в Тихом океане Бастион восходящего солнца: США кардинально меняют стратегию в Тихом океане В Вашингтоне видят Японию своим непотопляемым авианосцем, содержать который обязан Токио

И у нее не было возможностей заниматься достаточно сомнительным, с точки зрения Пентагона и всего авиасообщества, проектом.

А вот «Боинг» вложился в проект истребителя шестого поколения, как говорится, по максимуму. На самом деле у руководства корпорации просто не было другого выхода.

Начались сложности с военными заказами — истребители F-18 «Хорнет», которые долгое время кормили «боингов», перестали быть популярными. В американском флоте и у морпехов их заменяли более современные F-35. «Пингвины» серьезно подвинули «шершней» и на мировом рынке вооружения.

Про проблемы с поставками гражданских самолетов и о сложностях с космическими аппаратами лучше и не вспоминать. Дело дошло до того, что «Боинг» сорвал все сроки по выпуску VC-25B — обновленных самолетов для президентов США. Хотя работы стартовали еще в 2020-м и были рассчитаны на четыре года, первый «борт № 1» будет передан заказчику не раньше 2027-го.

В результате, «Боинг» оказался единственным участником в проекте NGAD. Причем корпорация выиграла заказа и на флотские истребители, и на машины для ВВС. А конкуренты аккуратно покинули сомнительную гонку.

Распил бюджета в шестом поколении

Так что же за самолет F-47 и какие задачи он должен решать? В первую очередь — это платформа для управления ударными беспилотниками. Поэтому в проекте NGAD вместе с самими истребителями разрабатывались и варианты дронов: разведчиков, бомбардировщиков и истребителей.

«Сорок седьмой» должен не просто прорывать противовоздушную оборону — его задача длительное время патрулировать над территорией противника, избегая обнаружения и поражения.

При этом машина должна сочетать высокую скорость полета с максимальной незаметностью для радаров. В то же время F-47 — это фактически летающий узел связи и управления, дальнобойный радар, а также станция радиотехнической разведки. И все это в одном корпусе.

Поэтому проект истребителя шестого поколения получился крайне футуристичным — в нем реализованы самые современные тенденции в авиастроении. В частности, на картинке из Овального кабинета, хорошо видно, что у истребителя крылья выполнены на высоких углах.

Читайте также
Сергей Миронов фонтанирует идеями: Среднюю Азию подсадим на визы, а потом заживем сытно и богато Сергей Миронов фонтанирует идеями: Среднюю Азию подсадим на визы, а потом заживем сытно и богато Константин Затулин: Без мигрантов возникнет дефицит кадров, зарплаты взлетят, люди от станков уйдут готовить шаурму

Не исключено, что новинка также имеет опущенные вниз законцовки несущих плоскостей. Все это сделано для того, чтобы даже при выполнении сложных маневров и полетов на высоких скоростях не прерывать работу систем связи, которые размещаются в фюзеляже.

Когда можно ожидать новинку? Сразу после выступления Дональда Трампа начальник главного штаба ВВС США генерал Дэвид Элвин заявил, что самолет поставят на крыло до конца нынешнего президентского срока — то есть в 2028—2029 году. Но выглядит это, мягко скажем, нереалистично.

Пока что проект «Боинга» — только самолет-демонстратор. Это даже не прототип. По заявлениям Пентагона, ведомство выделило 20 млрд долларов на «финансирование этапа разработки и производства, который включает в себя доводку, интеграцию и тестирование всех аспектов F-47».

Если по-простому — только сейчас и стартовали полноценные работы, т.е. сначала построят прототип, потом опытные машины и только после этого уже можно будет говорить о серии. И не надо забывать, что помимо самого истребителя должны быть изготовлены дроны. Ведь без беспилотников «сорок седьмой» вообще не нужен.

C момента победы F-35 над своим конкурентом до начала полноценного серийного производства потребовалось больше 15 лет при просто фантастическом превышении бюджета. А ведь «пингвин» — не настолько радикально новая машина, как F-47.

Поэтому можно смело говорить, что истребитель шестого поколения взлетит не раньше начала 2030-х годов, а его серийное производство вообще покрыто мраком.

ВПК

Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня