
21 марта Дональд Трамп объявил, что в США идет разработка самолета шестого поколения, который получил индекс F-47. Его секретные испытания, оказывается, начались пять лет назад. Машина, по словам главы Белого дома, станет самой смертоносной в истории. Выпускать F-47 будет авиастроительная корпорация «Боинг».
Отметим, что Трамп — не первый глава Белого дома, который лично презентует разработку новейших боевых самолетов. 29 февраля 1964 г. тогдашний президентом Линдон Джонсон заявил, что в США разработан уникальный сверхзвуковой истребитель А-11. Он разгоняется свыше трех Махов и «намного превосходит любой другой самолет в мире сегодня».
Позже стало известно, что спичрайтеры американского президента перепутали цифры. Новинка носила индекс А-12. Это был сверхзвуковой самолет-разведчик, сконструированный специально для ЦРУ. В дальнейшем на его базе будет создан легендарный «Черный дрозд» SR-71.
Нынешняя презентация F-47, как представление А-11 40 лет назад, стала, по большему счету, шоу. С его помощью администрация Трампа пытается набрать политические дивиденды.
Между тем, проект истребителя шестого поколения существует в США давно. До недавнего времени он был одной из самых спорных и дорогостоящих военных программ Пентагона. Администрация Джо Байдена даже приостановила работы. И до сих пор нет единого мнения, насколько такой самолет нужен ВВС США.
Ребус в Овальном кабинете
Трамп сообщил о создании истребителя шестого поколения во время встречи в Овальном кабинете с министром обороны Питером Хегсетом. На заднем плане был хорошо виден стенд с фотографией «сорок седьмого-Ф». Картинку нельзя назвать информативной. Но кое-какие подробности разглядеть удалось.
Самолет запечатлен с носовой проекции. При этом весь задний фон был черным. Фото сделано во время некой презентации. Поэтому вокруг F-47 клубы дыма, а сверху американский флаг. Четко можно различить только нос, переднее горизонтальное оперение (ПГО), частично кромку крыла и носовую стойку шасси будущего истребителя шестого поколения.
Хотя пиарщики Белого дома постарались придать новинке максимальную загадочность, на фотографии сразу угадывается самолет-прототип, который разрабатывался по программе NGAD- Next Generation Air Dominance, что дословно переводится, как «Воздушное господство следующего поколения».
Официально эта программа оставалась максимально секретной. Но факты о ней постоянно утекали в американские СМИ.
Публиковались компьютерные рисунки бывших конкурентов F-47 — самолетов-прототипов, выпущенных корпорациями «Локхид-Мартин» и «Нортроп-Грумман». Хотя «Боинг» смог сохранить свое изделие в секрете до самого конца, информация о его внешнем виде и предполагаемых тактико-технических характеристиках (ТТХ) всплывала в профильных авиационных СМИ и на интернет-ресурсах.
Сомнительное господство
Проект NGAD стартовал в начале 2010-х. На тот момент он еще не носил такого названия, а был научно-исследовательскими поисковыми работами, которые проводились по запросу DARPA — Управления перспективных исследовательских проектов Пентагона. Их задачей было сформулировать, как в будущем может выглядеть война в воздухе и какие для победы в ней потребуются самолеты.
Результатом НИРов стал проект «Платформа проникающего противовоздушного оружия» (Penetrating Counter-Air platform/PCA). В данном случае слово «проникающее» следует трактовать как способное преодолевать заслоны ПВО и истребительной авиации вероятного противника, а также его зоны наблюдения и обнаружения.
В 2015 г. в рамках PCA был разработан некий экспериментальный самолет, на котором была проверена концепция. Работы признали успешными, и с этого момента программа уже получила название NGAD. Причем планировалось создать самолет шестого поколения не только для ВВС США, но и для морской авиации.
В проекте приняли участие основные американские авиастроительные корпорации «Боинг», «Локхид-Мартин» и «Нортроп-Грумман». К 2020 г. у всех трех участников были готовы самолеты-демонстраторы.
Что это такое? Демонстратор — не опытная машина и не прототип, как часто пишут в российских СМИ и в телеграмм-каналах. Демонстратор должен показать заказчику технологии, которые предлагают авиастроители, а также доказать, что они работают.
С этого момента у NGAD начинаются серьезные проблемы. Полеты самолетов-демонстраторов не убедили Пентагон в необходимости создавать машины по новой концепции. Военные склонялись к тому, чтобы создавать боевые машины будущего на базе уже существующих проектов, в том числе F-35 и F-22. Более того, даже появились планы модернизации старых F-15.
В результате финансирование проекта начало проседать. До 2022 г. деньги на разработку истребителей шестого поколения выделялись исправно и в больших объемах.
В 2023-м бюджет урезали. А в 2024-м администрация Байдена вообще поставила все работы на паузу.
Постепенно из NGAD начали выходить авиастроители. Так, проект «Локхид-Матин» был исключен из конкурса на перспективный истребитель шестого поколения для ВМС США.
Правда, согласно утечкам в СМИ, корпорация особо и не стремилась добиться успеха. «Локхиды» и так загружены многочисленными проектами, среди которых F-35, модернизированные F-16, а также загадочный гиперзвуковой SR-72.
Чуть позже из NGAD полностью ушла «Нортроп-Грумман». Корпорация выиграла конкурс на новый стратегический бомбардировщик В-21 «Райдер».
И у нее не было возможностей заниматься достаточно сомнительным, с точки зрения Пентагона и всего авиасообщества, проектом.
А вот «Боинг» вложился в проект истребителя шестого поколения, как говорится, по максимуму. На самом деле у руководства корпорации просто не было другого выхода.
Начались сложности с военными заказами — истребители F-18 «Хорнет», которые долгое время кормили «боингов», перестали быть популярными. В американском флоте и у морпехов их заменяли более современные F-35. «Пингвины» серьезно подвинули «шершней» и на мировом рынке вооружения.
Про проблемы с поставками гражданских самолетов и о сложностях с космическими аппаратами лучше и не вспоминать. Дело дошло до того, что «Боинг» сорвал все сроки по выпуску VC-25B — обновленных самолетов для президентов США. Хотя работы стартовали еще в 2020-м и были рассчитаны на четыре года, первый «борт № 1» будет передан заказчику не раньше 2027-го.
В результате, «Боинг» оказался единственным участником в проекте NGAD. Причем корпорация выиграла заказа и на флотские истребители, и на машины для ВВС. А конкуренты аккуратно покинули сомнительную гонку.
Распил бюджета в шестом поколении
Так что же за самолет F-47 и какие задачи он должен решать? В первую очередь — это платформа для управления ударными беспилотниками. Поэтому в проекте NGAD вместе с самими истребителями разрабатывались и варианты дронов: разведчиков, бомбардировщиков и истребителей.
«Сорок седьмой» должен не просто прорывать противовоздушную оборону — его задача длительное время патрулировать над территорией противника, избегая обнаружения и поражения.
При этом машина должна сочетать высокую скорость полета с максимальной незаметностью для радаров. В то же время F-47 — это фактически летающий узел связи и управления, дальнобойный радар, а также станция радиотехнической разведки. И все это в одном корпусе.
Поэтому проект истребителя шестого поколения получился крайне футуристичным — в нем реализованы самые современные тенденции в авиастроении. В частности, на картинке из Овального кабинета, хорошо видно, что у истребителя крылья выполнены на высоких углах.
Не исключено, что новинка также имеет опущенные вниз законцовки несущих плоскостей. Все это сделано для того, чтобы даже при выполнении сложных маневров и полетов на высоких скоростях не прерывать работу систем связи, которые размещаются в фюзеляже.
Когда можно ожидать новинку? Сразу после выступления Дональда Трампа начальник главного штаба ВВС США генерал Дэвид Элвин заявил, что самолет поставят на крыло до конца нынешнего президентского срока — то есть в 2028—2029 году. Но выглядит это, мягко скажем, нереалистично.
Пока что проект «Боинга» — только самолет-демонстратор. Это даже не прототип. По заявлениям Пентагона, ведомство выделило 20 млрд долларов на «финансирование этапа разработки и производства, который включает в себя доводку, интеграцию и тестирование всех аспектов F-47».
Если по-простому — только сейчас и стартовали полноценные работы, т.е. сначала построят прототип, потом опытные машины и только после этого уже можно будет говорить о серии. И не надо забывать, что помимо самого истребителя должны быть изготовлены дроны. Ведь без беспилотников «сорок седьмой» вообще не нужен.
C момента победы F-35 над своим конкурентом до начала полноценного серийного производства потребовалось больше 15 лет при просто фантастическом превышении бюджета. А ведь «пингвин» — не настолько радикально новая машина, как F-47.
Поэтому можно смело говорить, что истребитель шестого поколения взлетит не раньше начала 2030-х годов, а его серийное производство вообще покрыто мраком.