Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Дакийская весна 25»: НАТО проклинает и Румынию, и румынские дороги — деньги разворовали, учения сорвались

Бухарест должен был подготовить коммуникации, чтобы альянс потренировался поближе к Крыму, но развел руками — не получилось

8942
«Дакийская весна 25»: НАТО проклинает и Румынию, и румынские дороги – деньги разворовали, учения сорвались
Фото: Министерство обороны Литвы

Брюссель перенес важнейшие военные учения на осень, поскольку оказалось, что транспортная инфраструктура Восточной Европы к войне с Россией совершенно не готова.

При знакомстве с этой новостью на ум невольно приходит шуточная строка известного поэта-песенника Сергея Трофимова: «У нас кладут асфальт местами и немного. Чтоб всякий оккупант на подступах застрял».

Когда Трофимов писал такое, определенно имел в виду нашу страну с ее хрестоматийными бедами — «дураки да дороги». А оказалось — ситуация в некоторых странах-членах НАТО если и отличается от российской, то несильно.

А как еще оценить известие о том, что в Румынии из-за застарелых проблем с военной логистикой отменены намеченные было на май многонациональные учения 15-тысячного контингента войск Североатлантического альянса, названные Брюсселем Dacian Spring 25 («Дакийская весна 25»)?

Читайте также
Шаланда, полная фекалий: «Принц Уэльский» стал позором Королевского ВМФ Шаланда, полная фекалий: «Принц Уэльский» стал позором Королевского ВМФ Британский авианосец, призванный вселить ужас во флот Поднебесной, спасовал перед «парнями в шлепках»

Считалось, что в ходе маневров, намечавшихся было на 5−26 мая 2025 года, одна только Франция в течение 10 суток через едва ли не всю южную Европу, автомобильным и железнодорожным транспортом переместит на территорию Румынии порядка 4 тысяч своих солдат и офицеров с полным вооружением.

А уж оказавшись вблизи российского Крыма те, дескать, займутся «тактическими перемещениями, учебными стрельбами, форсированием водных потоков, налаживанием шифрованной связи».

Так заранее анонсировало запланированное действо оборонное ведомство Румынии. И вот теперь стало известно, что ничего этого не случится. Говорят, учения Брюссель перенес на предстоящую осень. Надо думать — с соответствующим изменением их названия на упоминание традиционно дождливого времени года.

Официальная причина — предстоящие через месяц в стране-хозяйке президентские выборы. Потому что, мол, одновременное прибытие в Румынию крупных эшелонов в иностранными войсками не лучшая иллюстрация для столь серьезной политической компании.

Которая к тому же обещает стать на редкость скандальной из-за заблаговременного снятия с гонки ангажированным Западом судом самого популярного из участвовавших в ней политиков — Кэлина Джорджеску. Выступавшего, кстати, категорически против членства своей страны и в НАТО, и в ЕС.

Только кто же поверит в подобное официальное объяснение отмены натовских учений? Про выборы в Румынии нового главы государства в мае в Европе не слыхал, кажется, только самый далекий от политики человек.

Что мешало штаб-квартире НАТО с учетом этого обстоятельства заранее переименовать «Дакийскую весну», скажем, в «Дакийскую осень»?

Куда вероятней другая версия отмены учений, выдвинутая местным изданием Libertatea. Оказывается, Бухаресту для приема иностранных гостей, собиравшихся навестить Румынию верхом на танках, давным-давно поручено было альянсом модернизировать всего пять дорог, ведущих к полигонам. В том числе — две грунтовые. А еще пару автомобильных и пешеходных мостов.

Работа у румын кипела целых десять месяцев. И окончилась, похоже, фактическим пшиком.

Стало ясно, что до учебных танковых директрис и артиллерийских позиций союзникам в мае не добраться.

Поэтому на продолжение дорожных работ хозяевам учений Брюсселю пришлось выделись еще полгода.

К этой истории можно было бы отнестись как к сугубо внутренней учебно-боевой неудаче НАТО, если бы не одно, но важное обстоятельство. Нешуточные проблемы с военной логистикой по всей Восточной Европе у НАТО существуют уже не одно десятилетие. Брюссель это знает, борется. Но получается плохо.

Дело в том, что возглавляемые СССР страны бывшего Варшавского договора (к каковым, если помните, относилась и Румыния) к большой войне в Европе готовились вовсе не так, как западные союзники. По совершенно иным техническим правилам и законам.

Вот как это в свое время комментировал безусловно авторитетный эксперт в этой области генерал-лейтенант в отставке Николай Топилин, председатель Совета ветеранов Инженерных войск ВС РФ. По его словам, европейские коммуникации для оперативной переброски войск в принципе не предназначены. А их модернизация для ведения масштабных боевых действий теперь требует от НАТО очень много времени и денег.

Самое слабое место в транспортной инфраструктуре Европы, по его словам, — это мосты и туннели, не рассчитанные на тяжелую военную технику и не соответствующие нужным габаритам.

Необходимо их укреплять или перестраивать. Железнодорожная сеть развита намного слабее российской. Многие аэропорты — даже международные — не располагают взлетно-посадочными полосами, подходящими для военных самолетов.

Та же история с морскими портами — они не предназначены для захода крупнотоннажных военных кораблей с большой осадкой. Дно надо углублять, причалы укреплять.

Легендарные европейские автодороги, даже знаменитые немецкие автобаны, построенные еще при Гитлере, для военных целей тоже годятся не все. Они многослойные, очень надежные и долговечные, но по ним не может передвигаться гусеничная техника.

Чтобы дорога не разрушалась, на гусеницы танков и бронемашин приходится надевать специальные резиновые накладки. На которых далеко не уедешь.

«Основная стратегическая проблема Европы в том, что все коммуникационные сети там развивались хаотично. В зависимости от потребностей коммерческой логистики, но без учета оборонных интересов. Тогда как в России (и в бывших странах Варшавского договора — „СП“) строительство любого транспортного объекта, который может иметь оперативно-тактическое значение, традиционно велось с соблюдением норм, предписанных военными. Поэтому в них мосты и туннели обладают строго определенными характеристиками, пути сообщения могут использоваться как фронтальные или рокадные дороги», — пояснил генерал.

Читайте также
План "Б": На Украину отправят уже два военных контингента - с Востока и с Запада План «Б»: На Украину отправят уже два военных контингента — с Востока и с Запада La Repubblica: Мифические миротворцы возьмут армию Зеленского в окружение

Почему же в таком случае по той же Румынии воинским колоннам НАТО теперь, как говорится, ни пройти ни проехать? Потому что наши строительные нормативы были рассчитаны на пропуск по будущим магистралям нашей же боевой и вспомогательной военной техники.

Взять те же танки. Масса советско-российского Т-72 или Т-90 различных модификаций порядка 40 тонн. А, допустим, американского M1A2SEP Abrams в полтора раза больше — 63,1 тонны. Немногим меньше боевой вес у французского Leclerc Série XXI — 56,1 тонны.

Та же история и с общими высотами корпусов этих танков по крыши башен. У нашего Т-90 — 2,23 метра. У «Абрамса» — 2,42 метра. У «Леклерка» — 2,53 метра. Это означает, что «американец» с «французом» на трейлерах проедут не под всяком мостом и не по всякому туннелю, которые наша боевая машина на таком же транспорте минует, даже не притормозив.

Поэтому еще в июне 2018 года The Washington Post опубликовала большую статью, начинавшуюся так: «Американские генералы обеспокоены: если им придется противостоять России, то самые мощные в мире войска могут застрять в пробках».

В материале приводился пример: подразделения армии США, возвращавшиеся в Германию с учений в Грузии, вместо двух запланированных недель ждали свои бронемашины четыре месяца. Столько времени на самом деле заняла их переброска.

На румынско-венгерской границе всю технику пришлось по новой крепить на железнодорожных платформах — венгерским пограничникам показалось, что она недостаточно надежно зафиксирована.

Потом из-за отлучки одного из инспекторов литерный состав не вписался в созданное для него окно в расписании. И вынужден был тащиться по всей Германии, пропуская пассажирские и грузовые поезда.

Читайте также
Трамп объявил санкции своей стране. Путину завидует? Трамп объявил санкции своей стране. Путину завидует? Цели США и России во многом совпадают — мы должны развиваться с опорой на собственные силы

Перед лицом этой очень масштабной беды военные инженеры из Пентагона еще семь лет назад закончили комплексное исследование всей транспортной сети Восточной Европы.

Их вывод: в случае необходимости оперативно перебросить войска НАТО к границам России в серьезных масштабах просто не получится. Не те дороги, не те мосты, не те порты и аэродромы.

В прессу просочился секретный доклад Североатлантического альянса о серьезных трудностях с логистикой, не позволяющих оперативно отреагировать «на нападение с Востока». «После окончания холодной войны атрофировалась способность НАТО осуществлять быстрое логистическое усиление на существенно увеличившейся территории», — отмечалось в документе.

Брюссель и Вашингтон тогда же потребовали от европейских правительств всерьез заняться переоборудованием их логистической инфраструктуры с прицелом на будущую большую войну с нашей страной. Естественно, это требовало от европейских союзников американцев миллиардных вложений в дорожное строительство.

Судя по всему, дело с этим у западных союзников не заладилось с самого начала. Свидетельством чего история с отменой учений НАТО Dacian Spring 25 на территории Румынии, как представляется, и оказалась.

Не потому ли, что, несмотря на многолетние стенания Брюсселя и Вашингтона, европейцы на самом деле не слишком-то верят в реальность для них «русской угрозы»?

Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня