Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

The War Zone: Русские в Крыму ускоренно строят два огромных УДК на смену «Адмиралу Кузнецову». Это опасно

Одновременно в США фактически подстрекают Киев ракетным ударом прямо на верфи уничтожить перспективных «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко»

9640
На фото: президент РФ Владимир Путин в ходе церемонии закладки боевых кораблей Военно-Морского Флота на судостроительном заводе «Залив» в городе Керчь, Республика Крым.
На фото: президент РФ Владимир Путин в ходе церемонии закладки боевых кораблей Военно-Морского Флота на судостроительном заводе «Залив» в городе Керчь, Республика Крым. (Фото: kremlin.ru/сайт президента РФ)

Удивительная и до крайности бодрящая по нынешним временам новость о российском ВМФ донеслась из-за океана.

В США на днях опубликованы свежие космические разведывательные снимки судостроительного завода «Залив» в крымской Керчи.

На основе их анализа и при сравнении с другими аналогичными изображениями той же территории, датированными 28 ноября 2023 года и 17 ноября 2024 года, американские военные эксперты сделали вывод, что «Залив» не просто продолжает строительство заложенных пять лет назад двух огромных универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900. Работы в Крыму, вопреки сомнениям многих, ведутся самым активным образом.

Корпус головного из перспективных УДК, названного при закладке в 2020 году «Иваном Роговым», еще далек от завершения. Нет пока ни полетной палубы, ни так называемого «острова» — главной корабельной настройки, с которой на любом авианесущем корабле мира осуществляется управление как им самим, так полетами самолетов или вертолетов.

Читайте также
«Дакийская весна 25»: НАТО проклинает и Румынию, и румынские дороги – деньги разворовали, учения сорвались «Дакийская весна 25»: НАТО проклинает и Румынию, и румынские дороги — деньги разворовали, учения сорвались Бухарест должен был подготовить коммуникации, чтобы альянс потренировался поближе к Крыму, но развел руками — не получилось

Зато эксперты штатовского издания The War Zone разглядели «два больших прямоугольных зазора, которые могут быть предназначены для лифтов для перемещения самолетов и другого имущества между полетной палубой и подпалубными ангарами».

Меньше известно о процессе создания УДК «Митрофан Москаленко» (того же проекта 23900), который на «Заливе» был заложен одновременно с «Иваном Роговым». Но надо полагать, что нешуточная производственная активность керчан нынче наблюдается и на нем.

Лично для меня все эти новости совершенно неожиданны. Потому что с самого начала СВО на Украине сложилось стойкое впечатление, что наш ВМФ с той поры финансируется по остаточному принципу.

Во всяком случае, давно ничего не слышно о спуске на воду в России новых боевых надводных кораблей. Хотя бы тех же сравнительно небольших и несложных МРК типа «Каракурт» или «Буян-М», которых мы все же научились в последние годы клепать как горячие пирожки.

Исходя из этого казалось: основные деньги из оборонного бюджета РФ (что совершенно логично!) идут Сухопутным войскам и ВКС. Действия которых, главным образом, и определяют сегодня ход боевых событий в четвертый год продолжающейся битве.

Американские разведфото завода «Залив» убеждают, что это не совсем так. Кое-что, к счастью, дальновидно перепадает и флоту.

Чтобы представить грандиозность поставленной перед кораблестроителями «Залива» и Зеленодольского проектно-конструкторского бюро задачи достаточно учесть, считаю, всего несколько обстоятельств.

Первое: за все постсоветские десятилетия самыми крупными боевыми надводными кораблями, построенным в России и уже сданными флоту, доселе остаются три многоцелевых ракетных фрегата проекта 22350 - «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко». Но полное водоизмещение каждого из них всего 5200 тонн. В то время как тот же показатель у любого из будущих наших УДК запланирован примерно в восемь раз больше — аж 44 тысячи тонн.

Все это делается потому, что перспективные наши морские гиганты, сравнимые по размерам с американскими УДК класса America, китайскими Type 075 и французским атомным авианосцем «Шарль де Голль», должны быть в состоянии брать на борт по усиленному полку морской пехоты, до 75 единиц боевой техники, до 20 вертолетов различного назначения и до шести десантных катеров в доковой камере.

Что, как считают создатели наших УДК, позволит вернуть резко ослабевшему в последние десятилетия ВМФ РФ способности реального и эффективного проецирования силы в любом уголке Мирового океана.

Рассуждая на эту тему, американское интернет-издание Military Watch тоже делает акцент на огромных по любым меркам размерах строящихся в Керчи УДК. И приходит к выводу, что, скорее всего, Россия не намерена в будущем ограничиваться размещением на них одних только боевых, противолодочных и транспортных вертолетов.

«Размер кораблей ставит под сомнение: действительно ли Россия намерена эксплуатировать их исключительно как вертолетоносцы и десантные корабли? Или же, как и ВМС США, она планирует размещать на своих палубах и самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП)?», — резонно размышляет Military Watch.

Напоминая при этом, что для работы с УДК типа America, а также некоторых других, в США создан малозаметный многофункциональный истребитель пятого поколения F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL).

КНР, судя по некоторым сообщениям, тоже прилагает значительные усилия в той же сфере. Во всяком случае, еще в 2023 году китайское Национальное управление интеллектуальной собственности CNIPA опубликовало патент на модель сверхзвукового малозаметного истребителя вертикального (укороченного) взлета и посадки, разработанную группой инженеров авиационного проектно-исследовательского института Чэнду (CADI), который входит в состав авиастроительной компании Чэнду (CAC).

А еще раньше, в октябре 2021 года, в Шэньяне начались летные испытания разработанного самими китайцами палубного истребителя пятого поколения J-35. Как утверждают — модернизированного в вариант СВВП. Если это подтвердится, станет понятно, что в этом деле конструкторы КНР проделали тот же путь, что и американцы с превращением «обычного» F-35 в палубный вариант F-35B.

Читайте также
The Eurasian Times: Российский "Убийца Хаймарсов" обнулил все потуги Сырского The Eurasian Times: Российский «Убийца Хаймарсов» обнулил все потуги Сырского В контрбатарейной борьбе против ВСУ открыта новая страница

Заокеанские эксперты считают, что создание в России чего-то подобного еще как возможно. Причем — в сравнительно короткие сроки. Особенно с учетом того обстоятельства, что к началу 1990-х годов наша страна была абсолютным мировым лидером в деле проектирования любых СВВП. Практически завершив программу создание палубного сверхзвукового многофункционального Як-141.

Первый полет один из четырех прототипов которого совершил еще в 1987 году. Но затем эта программа была не просто позабыта-позаброшена Москвой. А в пору начавшегося форменного разграбления всеми желающими за смешные деньги советского военно-технического наследия стала ценнейшим научно-техническим «трофеем» для американской компании продукции Lockheed Martin.

Которая, не стесняясь, но с вынужденного согласия резко обнищавших после развала СССР «яковлевцев», «позаимствовала» у них некоторые критически важные технологии. С так пока и не родившегося толком пока нашего Як-141 для своего уже вовсю летающего F-35B.

Но, задаются вопросом за океаном, что мешает русским снять с архивных полок старые чертежи, стряхнуть с них пыль и запустить в производство собственный палубный истребитель для «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко»? Самолет, который, казалось бы, должен был прийти к конструктивному финишу первым в мире. Но не пришел, увы, до сих пор.

Если бы такое случилось, то, вероятно, российский флот через несколько лет получил бы достойную замену бесконечно устаревшему и крайне неудачливому нашему единственному авианосцу «Адмирал Кузнецов». Спущенному на воду в 1985 году.

Но с той поры проведшему в бесконечных ремонтах и модернизациях куда больше времени, чем в дальних океанских походах. И продолжающему без особого толка уныло сжигать уйму бюджетных денег на свое содержание у всем надоевшей заводской стенки.

Вот только случится ли подобная замена?

Сомнения на сей счет, в частности, высказывает уже упомянутая The War Zone. И прямо-таки подстрекает наших врагов с Украины к массированному ракетному удару по «Заливу»: «Несколько странно, что украинцы до сих пор не нацелились на недостроенный корабль класса „Иван Рогов“ … Даже простое замедление работ по этому кораблю имело бы печальные последствия для российского флота. А также принесло бы пользу в плане пропаганды и повышения морального духа для Украины».

Читайте также
Шаланда, полная фекалий: «Принц Уэльский» стал позором Королевского ВМФ Шаланда, полная фекалий: «Принц Уэльский» стал позором Королевского ВМФ Британский авианосец, призванный вселить ужас во флот Поднебесной, спасовал перед «парнями в шлепках»

К несчастью, события последних лет показывают, что такого рода планы для Киева не столь уж и фантастичны. Потому что однажды украинцы уже достаточно результативно били по «Заливу».

Конкретно — 4 ноября 2023 года. В тот день вражескими крылатыми ракетами типа Storm Shadow/SCALP-EG прямо у достроечной стенки в Керчи был серьезно поврежден почти уже готовый к передаче Черноморскому флоту малый ракетный корабль «Аскольд» проекта 22800 «Каракурт». Он остался на плаву. Однако, судя по опубликованным фотоснимкам, огромная пробоина зияла в надстройке с РЛС и центральной части корпуса «Аскольда».

Ренат Мистахов, глава судостроительной корпорации «Ак Барс», по проекту которой и строятся наши «Каракурты», в июне 2024 года заверил, что повреждения на «Аскольде» удастся устранить. И его пусть с большим опозданием, но получится ввести в боевой состав ВМФ.

Только ничего действительно обнадеживающего с той поры про этот МРК в публичном информационном пространстве так и не появилось. Отсюда вопрос: если противник сумел такое проделать с крохотным по сравнению с УДК проекта 23900 «Аскольдом», что помешает ему попытаться нанести точно такой же удар и по огромному и сумасшедшей стоимости «Ивану Рогову»?

Хочется надеяться, что с осени 2023-го ПВО завода «Залив» нашими дополнительно и основательно укреплена. Но достаточно ли наверняка принятых Москвой мер? Правдивый ответ на это не в состоянии дать никто, кроме нашего собственного фронтового опыта.

На фото: малые ракетные корабли «Аскольд» и «Циклон» проекта 22800 «Каракурт».
На фото: малые ракетные корабли «Аскольд» и «Циклон» проекта 22800 «Каракурт». (Фото: kremlin.ru/сайт президента РФ)

Хотя в любом случае, предполагаю, многие в России уже не раз пожалели, что в 2020 году разместили важнейший госзаказ на оба УДК именно в Керчи. Куда спокойней и надежней было доводить их до ума в Питере или Северодвинске. На худой конец — на Дальнем Востоке.

Но кто ж пять лет назад мог предположить, что битва за Украину и в этом деле все поставит с ног на голову?

Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня