
6 апреля мировые агентства взорвала новость о том, что Иран готовится к войне. Аятолла Хаменеи привел вооруженные силы Ирана в состояние повышенной боготовности. Страна разослала Ираку, Кувейту, ОАЭ, Катару, Турции и Бахрейну уведомления: поддержка возможного нападения США будет рассматриваться как враждебный акт.
Со своей стороны, Израиль заявил, что для его государства война с Ираном выгодна как никогда. И причины этого очевидны. Дело в том, что уголовные дела и судебные преследования Нетаньяху в самом разгаре, поэтому война для него может стать спасением. Сам премьер-министр Израиля в прямом обращении к гражданам Ирана заявил, что их страна станет «окончательно свободна» гораздо раньше, чем принято считать.
Согласитесь: обращение к народу другой страны — довольно редкое явление. Тем более к стране, которую в Израиле возвели в ранг врага номер один. И состоялось это обращение на фоне военных кампаний на палестинских территориях и в Ливане, бомбежек Йемена, авианалетах на Сирию, прямых угроз нанести удар непосредственно по Ирану.
В этом конфликте всё сплелось в узел: союз США и Израиля, союз России и Ирана, которые подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, давнее противостояние Израиля и Ирана, имеющее религиозные корни.
В этот конфликт оказался втянут еще и Ирак. С начала 2025 года американские чиновники в частном порядке несколько раз предупредили правительство Ирака, что если иранские прокси в стране не разоружатся, то США нанесет по ним авиаудары.
В Корпусе стражей исламской революции, по информации Reuters, никаких решений своим прокси навязывать не будут. У Тегерана есть проблемы посерьезнее, поскольку косвенных признаков подготовки США и Израиля к военному конфликту с самим Ираном все больше.
Вопрос военных действий на Ближнем Востоке должен был решить визит израильского премьера Нетаньяху в Вашингтон и его переговоры с президентом США Трампом. Судя по тому, что совместная пресс-конференция Нетаньяху и Трампа была без объяснения причин отменена, а совместного коммюнике по итогам переговоров нет, что-то на этих переговорах пошло не так. Во всяком случае не так, как планировал премьер Израиля.
Примечательно другое: сразу после переговоров с израильским премьером Нетаньяху президент США Трамп объявил, что Иран и США договорились начать переговоры по ядерной программе. Они запланированы уже на эту субботу. По уверению Дональда Трампа, стоит ждать непосредственной встречи представителей двух стран. Однако министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи сказал, что переговоры будут вестись через посредника, которым выступит Оман. Но так или иначе, факт переговоров ни одна из сторон не опровергает.
Какие действия предпримет Израиль, оставшись фактически в одиночестве со своими воинственными планами? С таким вопросом мы обратились к руководителю Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, члену СПЧ при президенте Максиму Шевченко.
— Эта война нужна Нетаньяху как способ выживания. Это его единственное спасение, иначе его ждет уголовное преследование. За всю карьеру Нетаньяху велось несколько уголовных расследований, и некоторые из них продолжаются.
В частности, прокуратура официально предъявила Нетаньяху обвинения во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием. Еще в 2024 году Международный уголовный суд (МУС) собирался выдать ордер на арест Биньямина Нетаньяху и лидеров «Хамаса» за военные преступления. Премьер-министра Израиля подозревается в преступлениях против человечности.
В этих условиях война для премьера Израиля — единственный выход для спасения собственной жизни. Но эта война совершенно не нужна Трампу.
«СП»: Главная, а может, и единственная функция Израиля в регионе — силовое давление на окружающие исламские государства. США больше в этом не нуждаются?
— У Трампа в данном случае здравая логика: зачем тратиться на войну, если можно договориться? Тем более, что Иран — богатая страна, у нее есть нефть, полезные ископаемые, свои технологии в конце концов. В общем, Трамп подошел к решению проблемы как грамотный бизнесмен.
Когда Нетаньяху начал уговаривать президента США помочь ему в войне против Ирана, Трамп, говорят, ответил ему кратко: «Ты мне слишком дорого обходишься». Но главное в том, что мир изменился, и Трамп не хочет платить, если можно просто договориться.
«СП»: К тому же контакты Вашингтона и Тегерана начались еще раньше, насколько я понимаю, и Иран пошел на некоторые уступки…
— Всё так. Экс-лидера Сирии Башара Асада сдали по просьбе Вашингтона не без участия Ирана. Иран ушел из Сирии. Трамп доволен. И зачем ему платить за амбиции Нетаньяху, если можно получить прибыть от Ирана? — считает Максим Шевченко.
В данной ситуации Иран остался фактически без старых союзников. Выгодно ли это Тегерану, и как относиться к заявлению Хаменеи о том, что он привел вооруженные силы Ирана в состояние повышенной боевой готовности? Как теперь будут строиться отношения России и Ирана? С такими вопросами мы обратились к ведущему научному сотруднику Института США и Канады Владимиру Васильеву.
— Все эти заявления аятоллы Хаменеи — для «внутреннего пользования»: стремление показать свою силу соотечественникам. На самом деле Иран тем временем договорился с США не поддерживать йеменских хуситов, отказался от поддержки «Хезболлы» — военизированной ливанской шиитской организации, выступающей за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. Что касается угроз США в адрес Ирака — Вашингтон просто пытается обрубить все возможные силы, которые могут поддерживать Иран.
«СП»: Почему Иран согласился на все это? Он что-то получит взамен?
— Народ Ирана к этой войне не готов: за 25 лет под санкциями народ этой страны обнищал, и новая война может привести к расколу внутри страны. Думаю, Хаменеи это прекрасно понимает, и не даст втянуть свою страну в войну. Соединенным Штатам эта война не нужна от слова «совсем», потому что это будет удар по фондовым биржам, по экономике страны в целом, произойдет снижение зарплат и уровня жизни — все то, за что ругали Байдена и из-за чего он в конце концов лишился своего поста. Трамп все это понимает.
«СП»: Выходит, что в этом сложном конфликте Россия выступила на стороне США?
— США вышли из ядерной сделки и, судя по всему, настроены на серьезное сокращение военных расходов. То есть, говоря общими словами, США сейчас выступают за мирное решение всех проблем. И, по информации, которой я располагаю из дипломатических источников, в обмен на то, чтобы отговорить Иран от военных действий и начать переговоры с США, мы получили от Вашингтона гарантии того, что там в свою очередь «продавят» российские интересы в решении конфликта на Украине.
Так что наши дипломаты поступили в данном случае вполне прагматично, исходя в первую очередь из национальных интересов своей страны.