
Специализированные БТР появились во время Второй Мировой и сразу после нее. Их броня была достаточно слабой, она защищала пехоту лишь от пуль, задачей было доставить солдат к полю боя. Поэтому на Западе этот класс техники и получил название combat taxi.
США развивали линию гусеничных БТР — сначала машинами времен Второй Мировой, а затем знаменитым М113. СССР же взял за основу трофейные немецкие машины и стал развивать линию колесных БТР — сначала производные от трофеев (БТР-40/152), а затем полностью собственные БТР-60/70/80, это семейство продолжает развиваться и в современной России.
Точное количество доставшихся Украине БТР установить сложно, поскольку они имелись не только в Советской армии, но и в ВВ МВД и других силовых структурах. Очевидно, что их было значительно больше 3 тыс. и еще несколько тысяч МТЛБ (которые «не совсем БТР»), кроме того, 8 БТР-80 в 2009 г. Киев получил из Венгрии.
При этом Украина занялась производством и собственных БТР. В середине 90-х на базе БТР-80 специально для Иордании был произведен 51 БТР-94. В 2001 г. началось производство БТР-3 (многие источники утверждают, что эти машины производились из корпусов имевшихся БТР-70), изначально — только на экспорт.
Всего было продано за рубеж 323 БТР-3. В 2008 г. в производство поступил БТР-4, изначально также только на экспорт, всего было продано 104 машины.
Убыль доставшихся от СССР БТР и родственных машин за период до 2022 г. (экспорт из наличия, раздел ЧФ, война в Донбассе) составила 34 БТР-50, 51 БТР-60, 322 БТР-70, 338 БТР-80, 7 БТР-4, 2 БТР-3, 6 БТР-Д, 125 МТЛБ. Кроме того, возможно, несколько сотен старых машин было утилизировано.
За три года СВО, с точки зрения западного OSINTа, украинская армия захватила более 200 российских БТР-82А, которые, как известно, являются модернизацией БТР-80 (в первую очередь — за счет гораздо более мощного вооружения). В этом случае украинцы, в основном, на них бы и воевали, соответственно, их бы и теряли.
В реальности они потеряли 6 трофейных БТР-82А. Предположительно, в ВСУ имеется еще примерно столько же аналогичных машин, а «более 200», как и все прочие соответствующие западные цифры российских потерь, относятся к области антинаучной фантастики.
Кроме того, украинцы потеряли еще 5 трофейных МТЛБ и 1 БТР-80, больше о трофеях в классе «БТР и им подобные» ничего неизвестно. С поставками советских БТР из-за рубежа всё тоже плохо.
БТР-80 имеются только у Венгрии, которая сегодня не даст Украине даже ржавого УАЗика. БТР-70, стоявшие на вооружении ННА ГДР, как-то давно «растворились в пространстве». БТР-60 наши бывшие «союзники», в основном, успели порезать. Лишь в прошлом году 100 БТР-60 Украина получила от болгарских «братушек» (вовек бы их не видеть).
Достоверно уничтожено в боях на данный момент 28 украинских БТР-60, 42 БТР-70 и их модернизированного варианта БТР-7, 101 БТР-80 (в т.ч. 1 трофейный), 120 МТЛБ (в т.ч. 5 трофейных), 5 БТР-Д. Трофеями ВС РФ/ДНР/ЛНР стали 12 БТР-60, 26 БТР-70/7, 29 БТР-80, 17 МТЛБ, из них уже нами потеряно по одному БТР-70 и МТЛБ.
На вооружении ВСУ еще может оставаться до 180 БТР-60, до 550 БТР-70/7, более 120 БТР-80, 30−40 БТР-Д, до 1900 МТЛБ в разных вариантах.
Впрочем, если украинские БТР-3 на самом деле изготавливались на корпусах БТР-70, то таковых осталось едва ли более сотни.
Поступление в украинскую армию БТР собственных проектов началось в 2014 г. с конфискованных БТР-3 из заказа Таиланда и с БТР-4, от которых отказался Ирак. Сколько машин этих двух типов получила украинская армия — невозможно понять даже из аутентичных самостийных источников.
Видимо, максимальное число БТР-4 может достигать 200 (с учетом вспомогательных машин, типа КШМ и медицинских), БТР-3 — немногим более сотни. В боях 2022−25 гг. достоверно уничтожено 102 БТР-4 и 46 БТР-3, 21 БТР-4 и 10 БТР-3 стали трофеями ВС РФ/ДНР/ЛНР. В строю может оставаться примерно 60 БТР-4 (вкл. КШМ и медицинские) и до 50 БТР-3.
Таким образом, всего собственных и советских БТР у ВСУ может оставаться в строю около тысячи (и еще много МТЛБ) при потере примерно 400 машин (и полутора сотен МТЛБ и БТР-Д).
Что касается поставок западной техники, то необходимо отметить, что БТР относительно дешевы и крайне многочисленны. Причем именно после окончания предыдущей Холодной войны они стали доминировать в западных армиях для «борьбы с международным терроризмом». Соответственно, именно БТР (и бронеавтомобили) полились на Украину наиболее широким потоком.
Особенно популярным ожидаемо стал самый массовый в мире БТР — американский М113, пошедший в серию еще в 1960 г. Киев получает эти машины не только из США, а из многих стран (вплоть до Австралии), общее их количество уже, видимо, превысило 2000 единиц и еще 232 их голландских производных YPR-765.
На данный момент из этого семейства достоверно уничтожено 270 «собственно БТР» М113, 32 машины его базе (4 самоходных миномета М1064, 19 КШМ М577, 9 итальянских 25-мм ЗСУ SIDAM) и 105 YPR-765. Трофеями ВС РФ стали 42 М113, 2 М577, 3 SIDAM и 15 YPR-765.
Дальним родственником М113 можно считать шведский БТР Pbv-302. Стокгольм отдал Киеву все свои машины данного типа. Сколько этих «всех» пока неясно, но, видимо, от 200 до 300, из которых потеряно 10.
Также от США Украина получила до 400 почти таких же старых, как М113, БТР М1117, которые, по сути, являются полицейскими броневиками. Для классической войны они подходят плохо, поэтому используются на фронте крайне ограниченно. Потери составляют 11 машин, еще одна стала российским трофеем.
Наиболее же серьезными американскими БТР, поставленными Украине, стали машины семейства «Страйкер», имеющие швейцарско-канадское происхождение. В 2023 г. Киев получил 103 «собственно БТР» М1126, 8 БРМ М1127, 28 КШМ М1130, 40 инженерных машин М1132.
Из них к настоящему времени уничтожено 50 М1126, 2 М1127, 14 М1132, еще 7 М1126 стали российскими трофеями. Впрочем, в 2024 г. на Украину поступило еще более 200 «Страйкеров», разделение их по модификациям сейчас неизвестно. Ближайшими «родственниками» (фактически — предками) «Страйкеров» являются канадские БТР серии LAV. В 2022 г.
Украина получила 39 наиболее современных машин этого семейства LAV-6/ACSV (они предназначались для собственной армии, но канадцы отдали их прямо с завода), из которых потеряна одна. Возможно, в 2024 г. прибыло еще 10 таких БТР.
Великобритания передала Украине (как из наличия своей армии, так и уже ранее проданных частным компаниям) огромное количество устаревших БТР — до 400 машин семейства CVR (T) и до полутора сотен FV430 разных модификаций.
Из первых к настоящему времени уничтожены 26 БТР FV103 «Спартан» и 1 КШМ FV105 «Султан», из вторых — 6 БТР FV432. Трофеями российских войск стали 1 FV103, 1 медицинская машина FV104 «Самаритан», 2 FV432.
Из Франции на Украину поступило от 250 до 400 БТР VAB, из которых к настоящему времени уничтожено 51, еще 4 стали российскими трофеями.
Количество поставленных на Украину из Финляндии БТР ХА-180 неизвестно, при этом уничтожено 15 и захвачен один. Из Польши поступило до 90 производимых в этой стране по финской лицензии БТР «Росомаха», из которых потеряно 6.
Таким образом, сейчас ВС Украины могут иметь на вооружении примерно 3500 БТР западного производства, еще до 700 машин потеряно. В отличие от танков и БМП, в этом классе бронетехники западные машины в рядах украинской армии в количественном отношении уже уверенно обошли советские и постсоветские.