
Бронеавтомобили, созданные на основе обычных грузовиков, стали первым в истории классом бронетехники. Они появились еще на полях Первой мировой, причем раньше танков. После Второй мировой бронеавтомобили, вытесняемые БТР, использовались в двух ролях — разведывательных машин, вообще не предназначенных для перевозки пехоты, либо транспорта для полицейских и противопартизанских операций, а не для участия в классических войнах.
В 80-е гг. из БРМ появились БМТВ со 105-мм пушками, которые иногда неправильно классифицируются как колесные танки. Но это направление остается на данный момент весьма узким. Также продолжает сокращаться количество специализированных БРМ. Зато всё больше становится бронеавтомобилей, создающихся на шасси коммерческих джипов и грузовиков (т.е., по сути, происходит «возвращение к основам», с которых этот класс техники начинался больше ста лет назад). На такие машины могут устанавливаться пулеметы или автоматические гранатометы, иногда легкие пушки и ПТРК.
Отдельным направлением развития бронеавтомобилей являются модели класса MRAP (mine resistant ambush protected — защищенный от мин и атак из засад). Для защиты от мин эти машины имеют большой клиренс и V-образное днище, что снижает эффект действия взрывной волны. Они, как правило, тоже создаются на основе коммерческих грузовиков или джипов, не имеют встроенного вооружения (либо несут один пулемет).
За годы «борьбы с международным терроризмом» разнообразных бронеавтомобилей было изготовлено огромное количество. В частности, их стали массово выпускать такие страны, как Турция и ОАЭ. Американцы для войн в Ираке и Афганистане произвели почти 30 тыс. различных МRАРов. После окончания этих войн машины начали за ненадобностью раздавать всем подряд, чаще всего бесплатно. С 2022 г. одним из главных направлений поставок бронеавтомобилей (не только из США) стала, разумеется, Украина. Потому что, как и в случае с типовыми БТР, этих машин было очень много и они относительно дешевые. То, что создавались они не для классической войны, в данном случае значения не имело.
В СССР бронеавтомобили после Второй мировой не выпускались, если не считать таковыми БРДМ-½. Возродился этот класс техники уже в постсоветских странах.
На Украине это произошло в результате гражданской войны в Донбассе в 2014−15 гг. Машины выпускались на самых разных собственных (КрАЗ) и иностранных («Форд», «Тойота»
После этого с фронта они фактически исчезли, как и еще несколько типов украинских бронеавтомобилей, выпущенных малыми партиями («Кобра», «Шрек», «Богдан», «Барс», «Дозор» и др.). Более или менее массово выпускались «Козак» (свыше 300 машин), «Варта» (до 200), «Новатор» (минимум 50). В боях к настоящему времени уничтожены 244 «Козака», 20 «Варт» и 23 «Новатора», а 42 «Козака», 17 «Варт» и 5 «Новаторов» стали трофеями ВС РФ/ДНР/ЛНР.
Сейчас на вооружении ВСУ может оставаться до 350 бронеавтомобилей собственного производства, примерно столько же потеряно. Но эти числа теперь не идут в сравнение с количеством бронеавтомобилей зарубежного производства, которые оказались на Украине. Даже только их типы сложно перечислить, тем более что грань между бронеавтомобилями и просто автомобилями очень тонка. Поэтому речь пойдет только об основных типах машин.
Единственной БМТВ, которую получила Украина, стала французская АМХ-10RC в количестве 38 штук (иногда эту машинку называют танком, что является откровенным бредом). На данный момент уничтожены три таких БМТВ, еще одна стала российским трофеем.
Больше всего Украина получила американских МRАРов афганско-иракской эпохи: 674 МаххРrо, 55 М-АТV и 37 «Кугаров» в 2022−23 гг., еще до 1000 МаххРrо в 2024-м. К настоящему времени уничтожено 240 МаххРrо, 30 М-АТV, 13 «Кугаров». Трофеями ВС РФ стали 18 Махх, 2 М-АТV, 4 «Кугара». Английскими версиями американского «Кугара» являются МRАРы «Мастифф» и «Волфхаунд», коих Украина получила суммарно не менее 60. Из них уже уничтожены 34 «Мастиффа» и 5 «Волфхаундов», 3 «Мастиффа» были захвачены российскими войсками. Кроме того, Лондон передал Киеву неизвестное количество бронеавтомобилей «Хаски», из которых уничтожено 27 и захвачены 3. Самая далекая англосаксонская страна, Австралия, отдала Украине не менее 120 бронеавтомобилей «Бушмастер», из них уже уничтожены 46 и захвачены 2.
Весьма усердно помогает Киеву наш большой друг Реджеп Тайипович Эрдоган. В частности, украинская армия весьма активно использует турецкие бронеавтомобили «Кобра» (получено 50 единиц) и «Кирпи» (200). Из них на данный момент потеряны 84 «Кирпи» и 6 «Кобр», еще 14 «Кирпи» стали российскими трофеями.
По-видимому, Украина получила более 400 итальянских бронеавтомобилей LMV, причем основным их поставщиком стала не Италия, а Бельгия. Уничтожено уже 30 машин этого типа. 50 своих бронеавтомобилей «Динго-2» Украине подарила Германия, еще 5 добавила Норвегия, потеряно ровно 20% этого количества, т.е. 11 машин.
Всего на данный момент ВСУ могут иметь на вооружении до 3000 иностранных бронеавтомобилей, потеряно около 600.
Если суммировать все имеющиеся у Украины к настоящему времени «боевые такси» (БТР и бронеавтомобили), то их общее число может достигать 8000 единиц — притом, что еще не менее 2000 уже потеряно. Это, конечно, очень много, но только «боевыми такси» даже противопартизанскую войну выиграть проблематично, а классическую — заведомо невозможно. Но как братские могилы украинской пехоты эти машины подходят вполне.
Материалы по теме
БТР: техника, которой совсем не жалко
«Фронтовые такси» на Украине заканчиваются, а на Западе их вообще не осталось
Секреты танковой армады Киева. Крупнейшим поставщиком ВСУ стал Советский Союз