
Дело бывшего командующего 58-й армией Ивана Попова вызвало в обществе большой резонанс, его обсуждают не только в военных кругах. Напомним: за мошенничество и служебный подлог решением Тамбовского гарнизонного военного суда Иван Попов был лишен воинского звания генерал-майор, ему назначено наказание в пять лет колонии.
Для военачальника столь высокого уровня лишение звания — случай беспрецедентный. Означает ли это ужесточение требований к командному составу? Отразится ли решение суда на настроениях в армии, где Иван Попов пользовался большим авторитетом? На эти вопросы в программе «Мнение» «СП ТВ» ответил генерал-полковник в отставке, доктор исторических наук Леонид Ивашов.
«СП ТВ»: Вы поддерживаете тесные связи с людьми, которые находятся непосредственно в зоне специальной военной операции. Бывший командующий 58-й армии Иван Попов, действительно, пользовался большим авторитетом?
— Я не слышал ни одного слова осуждения в адрес Ивана Ивановича Попова ни от офицеров среднего звена, ни от генералов. Наоборот, все подчеркивают, что он выражал мнение многих командиров. В интернете и соцсетях я также не встречал ни одного слова осуждения в его адрес от солдат и офицеров 58-й армии. Не зря его звали «батя» и «Спартак». Понятие «батя» — самая высокая оценка командира. Он был не просто командиром — он был для солдат и офицеров старшим товарищем, почти отцом. Лично я питаю к нему большое уважение.
СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО
Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube
Смотрите все передачи СП-ТВ
«СП ТВ»: Некоторые источники сообщали, что Иван Попов направил из СИЗО письмо президенту с просьбой восстановить его в армии и отправить по контракту на СВО. Защита генерала заявляла, что договорилась с Минобороны о назначении Попова командиром штурмового отряда «Шторм Z». Но потом появилась информация, что вакансий нет, зато нашлось место в колонии…
— Я был категорически против того, чтобы Иван Попов шел командовать штурмовым отрядом, потому что в этом случае вероятность его гибели была достаточно высока. Попав в колонию, он по крайней мере останется жив.
К тому же срок может быть сокращен, его могут выпустить по УДО, либо президент примет решение о помиловании. Такими людьми нельзя разбрасываться.
Военнослужащих командного состава такого уровня подготовки и с такими моральными принципами не так много в армии. А военные — одна из высших ценностей России, особенно в настоящее время.
Я не уверен, что президенту доложили. Либо ему могли доложить нечто другое, и в результате он не поддержал прошение экс-командующего 58-й армией. Хотя вопросы лишения звания генерала должны находиться в ведении президента.
«СП ТВ»: Как такие вопросы решались в СССР?
— Тогда делами такого уровня занималась Военная коллегия Верховного суда СССР. «Генеральские дела» рассматривались именно там, без широкой огласки, разбирались глубоко.
Ивана Попова, по сути, наказали дважды. Ему не только назначили 5 лет колонии, но лишили воинского звания. Это перечеркивает всю его судьбу.
«СП ТВ»: Напомню, что по версии следствия, Ивану Попову вменяют хищение более 1700 тонн изделий металлопроката на сумму свыше 105 миллионов рублей. При этом за свои «услуги» он якобы получил около миллиона рублей и китайский автомобиль. Известно, что у военных в зоне спецоперации, особенно у командного состава, достаточно высокие зарплаты, и Иван Попов мог бы эти деньги просто заработать…
— По моему мнению, причина такого отношения к Попову — не коррупционная составляющая. Я знаю, сколько зарабатывает офицер-контрактник на СВО. Командующий армией получает, по моим данным, 400−500 тысяч рублей в месяц. Иван Попов, находясь в звании командарма, мог достаточно быстро заработать большие деньги.
Судя по характеристикам, которые ему дают сослуживцы, Иван Иванович Попов жил достаточно скромно. Посмотрите на его имущественное положение: никакой роскоши. К тому же есть версия, что металлоконструкции, которые Попов, по версии следствия, похитил, он на самом деле использовал на строительство укреплений.
«СП ТВ»: Про экс-командующего 58-й армией говорили, что он проявлял чрезмерную инициативу, не боялся высказывать свое мнение. Но ведь в армии действует принцип единоначалия, строгое подчинение приказам вышестоящего командования. Здесь генерал Попов ничего не нарушил?
— Не могу ответить однозначно. Нас, советских офицеров, учили так: пока идет процесс принятия решений, можно высказывать свое мнение. Но когда решение принято, отдан боевой приказ, это обсуждению не подлежит. Это был железный принцип.
Иван Попов, рассказывают, обсуждал приказы среди своего коллектива, высказывал свое мнение в соцсетях. С этой точки зрения к нему можно предъявлять претензии. Но ведь он пытался донести свое мнение и до Минобороны, и до Генштаба, но услышан не был.
Кстати, «подельник» Ивана Попова генерал-лейтенант Олег Цоков стал Героем России, но, к сожалению, посмертно. Он погиб в бою.
«СП ТВ»: Есть вообще в армии место инициативе? Или она наказуема?
— Получить ответ на этот вопрос можно, посмотрев и сравнив два фильма: «Живые и мертвые» по Симонову и «В бой идут одни старики». В «Живых и мертвых» Анатолий Папанов играет роль генерала, который прошел лагеря. Перед ним, как и перед Иваном Поповым, стоит дилемма: сберечь людей, вывести их из грозящего окружения или выполнять приказы сверху.
Известно, что в 1941-м году Сталин, беседуя с начальником Генштаба Шапошниковым, задал вопрос: «Скажите, почему наши командиры проигрывают?» И Шапошников рассказал, что командиры находятся под постоянным давлением — и вышестоящего командования, и комиссаров, и СМЕРШа.
После этого Сталин дал командирам больше свободы и инициативы, и это сразу сказалось на обстановке в армии и на фронте. И в фильме «В бой идут одни старики» показан уже совсем другой командир — инициативный, мыслящий. Без инициативы в армии, в боях мы рискуем всё проиграть.
«СП ТВ»: Каков ваш прогноз по поводу сроков СВО. Закончится в этом году или затянется?
— Сейчас говорят о перемирии, но я не склонен надеяться, что спецоперация на этом закончится. Нынешнее руководство Украины заинтересовано в продолжении военных действий. И временное прекращение огня не будет означать полного мира.