
Российские войска усиливают попытки закрепиться на правом берегу Днепра, пишет британское издание The Guardian. Эти действия направлены на расширение плацдарма для будущих мирных переговоров. Ранее Владимир Путин однозначно заявил: все четыре новых региона должны войти в состав России полной территорией, а ВСУ выведены с остающихся оккупированными частей ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.
The Guardian со ссылкой на украинские источники пишет, что российские военные пытаются прорваться в четырех ключевых местах: на болотистых островах в устье Днепра, на Антоновских мостах (автомобильном и железнодорожном) к востоку от Херсона и в селах Львово и Змеевка. Британское издание со ссылкой на украинские источники пишет, что российские войска собрали ударную флотилию минимум из 300 лодок для форсирования Днепра.
Херсонская область имеет стратегическое значение благодаря своему расположению в устье главной реки Украины, подчеркивает The Guardian. До начала СВО здесь проживало около 1 млн человек, сейчас на оккупированной ВСУ стороне Днепра осталось лишь около 155 тысяч человек.
Американский Институт изучения войны (ISW) также обращает внимание на то, что перед мирными переговорами выросла оперативная значимость еще одного региона — Николаевской области. Губернатор Херсонской области Владимир Сальдо подчеркнул, что контроль над выходом из николаевских портов осуществляется с Кинбурнской косы. Этот полуостров, расположенный между Днепровско-Бугским лиманом и Ягорлыцким заливом Черного моря, который сейчас является плацдармом для российских войск.
Сальдо отметил, что благодаря присутствию российских военных на Кинбурнской косе не только порты Николаевской области находятся под контролем, но и выход из обеих рек, Днепра и Южного Буга, в Днепровско-Бугский лиман и далее в Черное море. Это позволяет полностью заблокировать выход вражеских плавсредств.
Западные источники цитируют Сергея Братчука, пресс-секретаря добровольческой армии «Юг»: под российским контролем уже многие речные острова, закрепляются на Казачьем острове к северо-востоку от города, недалеко от Новой Каховки. Также количество российских военных подразделений (в том числе операторов дронов) на Кинбурнской косе увеличилось.
Сальдо также указал на то, что порты Херсона находятся под прямым огневым контролем, и в данный момент там нет ни торговых, ни транспортных судов. В ответ на заявление Сальдо глава Николаевской областной государственной администрации (работает на Киев) Виталий Ким заверил, что ВСУ ожидает возможного российского наступления. Он отметил, что украинские чиновники начали предупреждать о подготовке наступления еще с конца 2024 года.
Контроль над Днепром — это не единственное требование, которое выдвинет Россия на мирных переговорах.
Влиятельное в США консервативное издание The Conversation пишет, что киевский режим должен гарантировать постоянный нейтралитет, ограничить численность своих вооруженных сил и признать права русского языка на Украине.
The Conversation отмечает, что единственный способ заставить Киев согласиться на все эти условия — согласованное давление со стороны Запада. Тем не менее, западные страны разделены по этому вопросу: некоторые настаивают на том, что Украина должна продолжать борьбу до тех пор, пока не сможет вести переговоры «с позиции силы». США же, напротив, готовы согласиться на российские условия.
Риторика украинцев тоже полностью изменилась. После пика самоуверенности в начале 2023 года, когда Владимир Зеленский обещал, будто «2023 год станет годом нашей победы», надежды киевских военных таяли.
The Conversation подчеркивает, что решающее значение, как быстро Украина согласится на российские условия, зависит от экономических факторов. Например, прекращение судоходства по Днепру создает катастрофические проблемы для украинской экономики: Николаев является одним из ключевых морских портов страны, через который осуществляется значительная часть экспортных операций (особенно в аграрном секторе).
Кроме того, блокировка портов полностью парализует поставки боеприпасов для ВСУ в Херсонской, Николаевской, Днепропетровской и других областях.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».