
Авиация НАТО и Военно-морские силы Эстонии попытались захватить гражданское судно JAGUAR в нейтральных водах Финского залива, которое направлялось в Приморск под флагом Габона, и, по их мнению, перевозило подсанкционную российскую нефть.
Корабли ВМС Эстонии провели целую операцию, чтобы загнать танкер в территориальную акваторию республики, где прибалты могли бы его задержать и обыскать. Угрожали тараном, дважды предприняли попытку высадить десант с вертолета. В этих маневрах участвовали катер, корабль, вертолет и самолет Эстонии, а также польский МиГ-29.
Пыл нападавших угас, когда к месту инцидента вылетел российский истребитель Су-35.
После этого в эстонский МИД вызвали временного поверенного в делах России в Эстонии Ленара Салимуллина, ему была вручена ноту протеста в связи с нарушением воздушного пространства республики.
О причинах инцидента они, кончено же, умолчали. Видимо, рассчитывали на легкий захват коммерческого судна, не ожидая встретить отпор.
Реально хотели захватить или прощупывали границы возможного?
— Это вполне могло быть попыткой задержать судно, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Тем более что сейчас Эстония может чувствовать себя более уверенно в военно-политическом отношении, поскольку на ее территории с 5 по 23 мая проходят военные учения Siil 2025 («Еж 2025), где заявлено участие около 16 тыс. военнослужащих, в том числе, из США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Польши, Португалии, Латвии, скандинавских стран. Можно отметить, что на этих учениях присутствуют и наблюдатели от Украины.
Характерно, что ряд СМИ, выдвинувших версию о принадлежности этого судна к «теневому танкерному флоту», действующему в интересах России, сослались на данные украинской разведки.
«СП»: Цель — препятствование провозу российской нефти? Попытка запереть нас в Балтике? Или все сразу?
— Может быть несколько причин для таких действий представителей Эстонии — от намерения западных игроков подчеркнуть возможности по ограничению поставок российской нефти на внешние рынки и стремления продемонстрировать поддержку Киеву до еще одного повода напомнить внутренней аудитории (прежде всего, в странах НАТО, имеющих выход на Балтику) о необходимости больше средств направлять на развитие своих ВМФ и ВВС.
Показательно, например, что министр внутренних дел Эстонии Игорь Таро в связи с этим происшествием напомнил о необходимости «больших инвестиций и долгосрочного планирования», которые расширили бы возможности страны для реагирования в таких ситуациях «как с моря, так и с воздуха».
«СП»: По-вашему, эстонцы испугались российского истребителя?
— Вполне вероятно, что силовые структуры Эстонии и поддерживавшие их представители польских ВВС действительно решили не накалять обстановку дальше и избежать втягивания российских военных в эту ситуацию. Возможно, такими были изначально полученные ими инструкции по сценарию действий в таких случаях.
«СП»: Как далеко готовы зайти стороны в случае обострения?
— И страны НАТО (как имеющие собственный выход к Балтийскому морю, так и направляющие сюда свои подразделения ВМФ и ВВС), и Россия, скорее всего, постараются максимально избегать прямых столкновений между своими вооруженными силами. Но, как это часто наблюдается в ситуациях, когда военные вовлеченных сторон ожидают подобных инцидентов у своих границ, риски, что оружие может быть применено, возрастают.
Впрочем, если такие инциденты приведут к ситуативному применению оружия друг против друга (что возможно, но пока имеет ограниченную вероятность), и Москва, и страны альянса, скорее всего, постараются купировать такие всплески напряженности еще на ранних стадиях, чтобы они не переросли в более масштабный конфликт.
В любом случае, в ближайшее время может увеличиться число попыток задержаний на Балтике судов, которые силовые структуры европейских стран будут подозревать в принадлежности к «теневому флоту» Россию.
Кроме того, даже если бы между Москвой и странами НАТО с выходом на Балтику наступила относительная «оттепель», гонка вооружений в этом регионе, скорее всего, продолжилась бы — как минимум, по инерции, заданной в последние годы. А длительная «заморозка» конфликта вокруг Украины стала бы дополнительным аргументом для заметной части политиков из стран акватории Балтийского моря продолжить вложения в свою оборонную инфраструктуру и модернизацию армий.
Ведь высвобождение Россией дополнительных военных ресурсов при подобном сценарии усилило бы у руководства таких стран и так присутствующие у них опасения по поводу вероятности вооруженного конфликта с Москвой.
«СП»: Нынешнее обострение — это, по-вашему, инициатива эстонцев и поляков? Или всего НАТО, включая США? Понимают ли там риски?
— Как известно, приход к власти в США Дональда Трампа усилил разногласия внутри НАТО. Но это не значит, что они не могут согласовывать свои действия. Тем более, в условиях проведения совместных военных учений. Поэтому молчаливого одобрения действий силовых структур Эстонии в этой ситуации со стороны США (или, по крайней мере, части американских официальных лиц) нельзя исключать. К тому же, США не были вовлечены в эту ситуацию напрямую, то есть, сохраняли пространство для маневра. А в американской прессе не раз появлялись утечки о готовности Белого дома осложнить деятельность «российского теневого флота» — прежде всего, конечно, с помощью экономического давления. Но и подобные действия силовых структур европейских стран такой стратегии США не противоречат.
— Думаю, эстонцы прощупывали границы возможного, хотя они вполне могли и захватить танкер, — считает кандидат исторических наук Сергей Прокопенко.
— Им надо максимально создавать трудности как российскому торговому флоту, так и военному, поэтому это провокация в чистом виде.
«СП»: Там еще самолеты Польши участвовали. Кто был инициатором? Кто главный в этом тандеме?
— Полагаю, что у них координированный подход, но в целом такие мелкие провокации на Балтике характерны, в первую очередь, для наиболее яростных сторонников НАТО — прибалтов. Мне кажется, в этом инциденте Польша на вторых ролях, хотя в принципе не против подключиться к подобным провокациям.
«СП»: На что, по-вашему, они рассчитывали? Вмешательство российского самолета не предусмотрели?
— Я так полагаю, что они рассчитывали на испуг. Тут надо еще отдать должное капитану, который, видимо, был проинструктирован и, находясь в нейтральных водах, просто шел по своему курсу, не реагируя на провокацию. Противодействие команды было в рамках правил, ведь никаких полномочий задерживать суда в нейтральных водах у эстонцев нет. Расчет был на то, что капитан поддастся на это давление, испугается и предпочтет сдаться.
В будущем, если такая ситуация возникнет, российским вооруженным силам надо действовать, не боясь, потому что пока нет предпосылок к открытому вооруженному конфликту, во всяком случае, исходя, из этого инцидента
«СП»: Есть ли у НАТО тут «красные линии», за которые они не зайдут? Или возможно все?
— На данный момент, еще раз подчеркиваю, задача НАТО — это максимально испортить жизнь России. Полная блокада Балтийского моря в данной политической обстановке невозможна. На мой взгляд, еще нет такого монолитного единства сил НАТО.
В большей степени застрельщиками всех этих ситуаций на Балтике выступают силы европейских государств, я не думаю, что США открыто участвуют в планировании подобных инцидентов. Тут инициаторы очевидны: Великобритания и европейские государства, особенно те, которые расположены в регионе. «Красная линия» здесь — это вступление в вооруженное противостояние, на которое они пока не пойдут.