
Иран и Азербайджан, по сообщению агентства IRNA, проводят совместные учения сил специального назначения «Арас-2025». Они проходят в Карабахском регионе, который был в центре недавней войны между Баку и Ереваном.
На встрече руководителей учений и других высокопоставленных представителей Азербайджана и Ирана рассказали о целях маневров, их сценарии и месте проведения, процессе подготовки, правилах безопасности, а также о задачах, которые предстоит выполнить на различных этапах.
Как заявил бригадный генерал пехотных сил Корпуса стражей иранской революции (КСИР) Вали Мадани, учения «являются ключевым этапом в укреплении безопасности границ и противодействии потенциальным угрозам». Правда, при этом не уточняется, о каких потенциальных угрозах для двух государств и со стороны кого идет речь.
Отметим ряд важных особенностей. Летом прошлого года Тегеран и Баку уже проводили совместные военные учения в Нахичевани и на территории Ирана.
Боевая техника, авиация и беспилотные летательные аппараты выполняли различные задачи «по защите стратегических объектов и коммуникационных линий от возможной диверсионно-подрывной деятельности».
Были и совместные военно-морские учения в Каспийском море. Тогда же азербайджанские власти поднимали вопрос о создании сухопутного коридора из западных районов республики в Нахичевань через территорию Ирана.
Кстати, это были первые в новейшей истории ирано-азербайджанских отношений совместные военные учения, но на территории Ирана и в нахичеванском анклаве.
У Азербайджана и Нахичевани сейчас нет общей границы. Согласно ст. 3 Московского российско-турецкого договора от 16 марта 1921 г., Нахичевань была включена в состав Азербайджанской ССР на правах автономной территории.
Напомним, что Тегеран и тогда, и сейчас поддерживает Ереван в вопросе экстерриториального Зангезурского коридора, который связал бы западные азербайджанские районы с Нахичеванью через Армению.
В то же время прежде именно в этом регионе часто проводились турецко-азербайджанские военные учения в контексте конкретной геополитической ситуации с обозначением конкретных потенциальных угроз, но со стороны Ирана и Армении.
Такие факты воспринимались как обыденные. Сейчас появился новый важный нюанс. Впервые на территории материкового Азербайджана находятся иранские, а не турецкие военные подразделения, и встает вопрос: к какой войне и с кем готовятся Баку и Тегеран.
Не происходит ли слом азербайджано-турецкой геополитической конструкции?
Поэтому нынешние азербайджано-иранские военные учения и их география воспринимаются с ощущением сенсационности, если иметь в виду их мотивационное обоснование.
Вообще после недавнего визита в Азербайджан президента Ирана Масуда Пезешкиана в отношения двух стран стало появляться новое качество и в других сферах.
Иран заговорил не о Зангезурском коридоре, а о создании новой международной транспортной коммуникации Иран-Азербайджан-Грузия, открывающей Ирану выход к Черному морю и рынкам Европы.
Азербайджан поддерживает такой проект, так как он позволяет увеличить объемы региональной торговли и способствует реализации транзитного потенциала.
По направлению Запад-Восток этот маршрут соединяет Азию и Европу, а по направлению Север-Юг — Россию и Скандинавию с Ближним Востоком, Южной Азией и другими государствами Глобального Юга.
Примечательно, что некоторое время назад обсуждался проект транзита через территорию Армении, но сейчас об этом молчат.
По факту Иран может доставлять свои грузы автотранспортом или мультимодально до Астары и до Миндживана, а оттуда по существующей сети железных дорог Азербайджана транспортировать эти грузы в Россию или до портов Чёрного моря.
Одним словом, Баку и Тегеран стали реагировать на смену геополитической декорации на Ближнем Востоке и на постсоветском пространстве.
Встречи глав Ирана и Азербайджана показывают: обе страны видят необходимость улучшения взаимоотношений, особенно сейчас, когда они сталкиваются с серьезными угрозами своей безопасности в силу своего особого стратегического местоположения.