
Короткий, но достаточно интенсивный военный конфликт между Индией и Пакистаном завершился. Каждая сторона уже сообщила, что именно она одержала победу в боях.
Нынешнее вооруженное столкновение между странами — далеко не первое. После 1971 года, когда завершилась третья полномасштабная индо-пакистанская война, стороны то и дело обмениваются ударами. В 1999-м даже вспыхнул локальный вооруженный конфликт в Каргиле.
Но все такие обострения происходили по одному «дежурному» сценарию. Боевики террористических организаций, которые действуют с пакистанской территории, проводили атаку на Индию. Нью-Дели отвечал авиаударами или рейдами спецназа. Стороны делали громкие заявления, грозились масштабными ответами
Но накал страстей длился короткое время. Стороны сразу начинали деэскалацию. И спустя две-три недели Нью-Дели и Исламабад возобновляли торговлю и открывали логистические маршруты.
Однако нынешний конфликт отличается от предыдущих. Впервые Индия пошла на беспрецедентный шаг. Перекрыв плотины, она отрезала основную водную артерию Пакистана реку Чинаб от притока. И в настоящее время ситуация близка к экологическому бедствию.
Водную блокаду несколько ослабило решение индийской стороны открыть один из шлюзов плотины. Но сделано это было не из гуманитарных соображений. После того, как створы были закрыты, избыток воды создал чрезмерное давление на конструкцию гидротехнического сооружения.
Поэтому во избежание необратимых последствий и было принято решение задействовать один из шлюзов. При этом поступающая в Пакистан вода не позволяет избежать тяжелых последствий от блокады.
Также Исламбад и Нью-Дели признаются, что о завершении конфликта пока говорить рано. У сторон возникли непреодолимые разногласия.
Попробуем разобраться, как прошел очередной вооруженный конфликт, какие планы были у сторон, удалось ли их реализовать и каковы перспективы индо-пакистанского противостояния.
Причины и следствия
В 2019 г. правительство Нарендры Моди начало активно наводить порядок на территории индийской части Джамму и Кашмира. Ранее это был штат с особым статусом и большим набором свобод, что закреплялось в конституции страны. Но шесть лет назад индийское правительство упразднило все эти положения.
Штат был разбит на две так называемые союзные территории: Джамму и Кашмир, а также Ладакх. Термин «союзная территория» означает, что регион управляется непосредственно из Нью-Дели. Органы местного самоуправления лишаются самостоятельности. Ряд свобод для жителей упразднялся.
Также Индия начала серьезно наращивать военную группировку на землях «союзных территорий». Помимо правоохранительных органов и контртеррористических подразделений, в Джамму и Кашмире, а также Ладакхе было развернуто большое количество общевойсковых частей и соединений. В настоящее время это один из самых милитаризированных регионов планеты.
От решения Нью-Дели серьезно пострадали в первую очередь мусульманские жители «союзных территорий». Последние начали активно формировать террористические организации, которые тут же поддержал Пакистан. Причем террористы теперь начали действовать не только в Джамму и Кашмире, но и нацелились на другие штаты Индии.
Планы сторон
Еще в начале 2010-х у Нью-Дели появился план ограниченной войны с Пакистаном. Часть страны, прилегающая к «союзным территориям», включает провинции Гилгит-Балтистан и Кашмир. Последняя — это узкий участок местности. Именно его и планировало занять индийское военно-политическое руководство.
Таким образом Нарендра Моди и его команда решали две ключевые задачи. Во-первых, понеся такое чувствительное поражение, Исламабад был бы вынужден пойти на болезненные уступки и серьезно сократить помощь террористическим организациям.
Во-вторых, Индия смогла бы занять крайне выгодную территорию, откуда она могла угрожать важнейшему китайско-пакистанскому проекту — транспортной артерии, идущей из Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В Гилгит-Балтистане от нее отделяется коридор, который соединяется с портом Карачи.
На суше удар должны были наносить несколько горно-пехотных бригад и дивизий сухопутных сил Индии. Но вести боевые действия в высокогорье крайне тяжело. Враг может зацепиться за возвышенности и сбить его почти невозможно.
Поэтому Нью-Дели сделал ставку на истребители-бомбардировщики, оснащенные корректируемыми авиабомбами. Изначально это были «Миражи-2000» с израильскими боеприпасами SPICE. Но позже им в помощь были закуплены «Рафали».
Важно отметить, что последние не предназначались для борьбы в воздухе. В ВВС Индии «французы» решают ударные задачи с использование крылатых ракет SCALP и ракето-бомб HAMMER.
По планам Нью-Дели, массированными ударами крылатых и баллистически ракет, а также сверхзвуковых BrahMos наносятся поражение пунктам управления ВВС и ПВО Пакистана.
Также уничтожаются самолеты, радиолокационные станции и позиции зенитных систем. Далее в работу вступают «Миражи» и «Рафали», которые высокоточными бомбами и ракетами пробивают дорогу индийским горным пехотинцам.
Но утаить свой замысел Индия не смогла. Пакистанцы его разгадали. И тут им на помощь пришел Китай.
Благодаря Поднебесной, Исламабад за несколько лет радикально нарастил возможности ПВО. Также Пекин пошел на беспрецедентный шаг и передал союзнику истребители J-10C в комплектации аналогичной той, что стоят на вооружении ВВС КНР.
План Пакистана был прост. С помощью ПВО отбить массированные ракетные удары. А J-10С с дальнобойными ракетами «воздух-воздух» собьют максимум индийских «Рафалей» и «Миражей». Таким образом наземная операция Индии будет сорвана.
При этом Исламбад стремительно нарастил арсенал баллистических ракет. Они должны были нанести неприемлемый ущерб Индии.
Попытка и провал
Сейчас уже можно однозначно утверждать, что в ходе нынешнего противостояния Нью-Дели попытался начать свою стратегическую операцию.
Причем приготовления были проведены скрытно, под прикрытием ответа на террористическую атаку. Надо понимать, что индийской стороне не надо создавать специальную ударную группировку. Она уже и так с начала 2020-х размещена на «союзных территориях».
В ночь с 6 на 7 мая произошел воздушный бой. На первом этапе Индия под предлогом ударов по террористам планировала выбить пункты управления ВВС и ПВО Пакистана, а также ударить по наземным РЛС дальнего обнаружения. На втором в работу вступали «Миражи» и «Рафали».
В налете применялись как баллистические ракеты, так и крылатые SCALP и сверхзвуковые BrahMos.
Стоит отметить крайне примитивное планирование ударов с индийской стороны. Ракеты шли по кратчайшему расстоянию и без учета позиции пакистанских зенитчиков.
В результате значительное количество средств поражения было перехвачено. В свою очередь пакистанские J-10C сбили Су-30МКИ — носитель BrahMOS.
Серьезно досталось ударным индийским машинам с высокоточным оружием на борту. Был сбит «Рафаль», «Мираж-2000», а также МиГ-29UPG, который их прикрывал.
В итоге Нью-Дели срочно свернул операцию. А с утра 7 мая стороны начали обмениваться ударами баллистически ракет. Индийская сторона рассчитывала все-таки выполнить первоначальный план. Тогда как Пакистан ожидал, что его средства поражения уничтожат индийские объекты и остановят противника.
Но ни одна из сторон свои задачи не выполнила. Индийские С-400 надежно прикрыли территорию страны от ударов Пакистана. Индийские же ракеты прилетали по пакистанским объектам гораздо чаще.
Но их количества и могущества боевых частей не хватило на то, чтобы выбить инфраструктуру пакистанских ПВО и ВВС. Стороны были вынуждены свернуть бои из-за высокого и во многом бесполезного расхода ракет и высокоточных боеприпасов.
Но Индия и Пакистан не планируют останавливаться. К сожалению, решение Нью-Дели, принятое в 2019-м, запустило таймер большой войны.