
Все поврежденные в результате украинских терактов российские самолеты будут отремонтированы, заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. Тем самым он опроверг фейки ЦИПСО о том, что стратегические бомбардировщики были уничтожены, пишет The Bulgarian Military.
Украинцы назвали серию терактов операцией «Паутина», она была направлена на несколько военных аэродромов, в том числе в Мурманской, Иркутской, Ивановской, Рязанской и Амурской областях.
Источники, на которые ссылаются западные издания, включая Reuters и France Presse, полагают, что могли быть повреждены бомбардировщики Ту-95 и Ту-22М3, а также самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50.
— Повреждения некритичных компонентов планера могут быть устранены относительно быстро при наличии запасных частей, — комментирует главный редактор The Bulgarian Military Бойко Николов. — Ремонт двигателей, фюзеляжа или критически важных систем, таких как радары или отсеки для оружия, может быть более дорогостоящим и длительным.
Дуглас Барри из Международного института стратегических исследований (IISS), отмечает, что парк тяжёлых бомбардировщиков России является «невозобновляемым стратегическим ресурсом», поскольку производство этих самолётов прекратилось несколько десятилетий назад.
Таким образом, альтернативы ремонту таких самолетов, как Ту-95 (впервые был представлен в 1950-х годах) или Ту-22М3 (эксплуатируется с 1970-х годов) нет.
Ремонт упрощается за счет того, что ВС РФ восстановит поврежденные некоторые самолёты, используя детали с законсервированных единиц, пишет Bulgarian Military.
Согласно базе данных Military Balance, опубликованной IISS в феврале 2025 года, до атаки у России было более 110 стратегических бомбардировщиков (точное количество, естественно, неизвестно). Хотя не все из них были в рабочем состоянии.
Списанные планеры, хранящиеся на таких базах, как «Энгельс» или «Украинка», могут стать бы стать источником запасных частей, пишет Bulgarian Military. Более правильный выход: проводить не просто ремонт, а сразу модернизацию самолетов до современных стандартов, таких как Ту-95МС.
Украинская госпропаганда пытается представить будто бы модернизация российских бомбардировщиков застопорилась из-за западных санкций. Однако, как пишет Bulgarian Military, многочисленные примеры других видов вооружений показывают: Россия после введения санкций быстро выстроила новые цепочки поставок компонентной базы.
Наиболее дорогостоящими компонентами для замены являются двигатели, системы авионики и РЛС. Для Ту-95 критически важны турбовинтовые двигатели НК-12 конструкции Кузнецова, которые являются одними из самых мощных в своём роде, но больше не производятся. Для их ремонта или замены могут потребоваться восстановленные детали. Двигатели РД-7М2, установленные на Ту-22М3, также являются сложными, но их переделка вполне осуществима, констатирует Bulgarian Military.
Авионика, включая системы навигации и наведения, основана на передовой электронике, на многие компоненты которой наложены санкции. Однако Россия, во-первых, наладила цепочки поставок через дружественные страны. А во-вторых, разработала отечественные аналоги некоторых систем.
В свою очередь американское издание The WarZone пишет: украинские теракты на авиабазах заставили весь мир заговорить о новых способах защиты самолетов от беспилотных атак. Тем более, что атаки, подобные «Паутине», были и раньше: например, еще в 2017 году боевики в Сирии пытались с помощью дешевых БПЛА атаковать российские самолеты на авиабазе Хмеймим. Там, судя по спутниковым снимкам, были построены укреплённые укрытия, которые изучил The WarZone.
Строительство новых укрытий для самолётов, укреплённых и неукреплённых, уже было видно на спутниковых снимках растущего числа авиабаз в России с конца 2023 года, обращает внимание The WarZone. В частности, в Минобороны представили модель быстровозводимого ангара с бомбардировщиком Ту-160. Однако, судя по тому, что наблюдалось до сих пор, основное внимание уделялось усилению защиты тактических самолётов на базах, расположенных ближе к Украине.
— Идеи строительства новых укрытий (укреплённых или нет) отсутствовали и в военных планах США. Американские чиновники активно сопротивлялись этой идее, часто ссылаясь на высокую стоимость строительства, деньги от которого можно было бы направить на другие цели. Больше внимания уделяли ЗРК и расширению числа оперативных пунктов, — пишет военный аналитик Джозеф Тревитик.
Теперь же во всем мире спохватились. Ускорится строительство укрытий для самолетов не только в России и США, но также в Китае, Северной Корее и других странах. К беспилотной угрозе теперь будут готовиться совсем по-другому.