
В мае текущего года американская военно-промышленная компания «Anduril Industries», специализирующаяся на разработке и производстве автономных боевых систем, искусственном интеллекте, робототехнических комплексах и кибербезопасности, анонсировала новую модификацию системы радиоэлектронной борьбы «Pulsar».
Эта компактная версия программно-определяемого глушителя, получившая индекс «Pulsar-L», функционально предназначена для обнаружения, оперативной идентификации, устойчивого отслеживания и эффективной нейтрализации воздушных целей, включая так называемые «беспилотные рои». Причем даже в условиях сложной радиоэлектронной обстановки.
Таким образом, американцы анонсировали эффективную миниатюризацию с максимальным сохранением функциональности. «Pulsar-L» или «Pulsar-Lite» имеет массу менее одиннадцати килограммов, а его габаритные размеры позволяют сравнить его с обувной коробкой.
Представлен производителем в двух конфигурациях: экспедиционной и воздушной. Первая позволяет использовать систему в мобильных наземных операциях, а вторая — на вертолетах и беспилотных летательных аппаратах.
Не менее ценны и еще два факта — для развертывания системы достаточно нескольких минут и процесс ее эксплуатации не требует специальной технической подготовки оператора.
Кстати, пытаясь заинтересовать потенциальных заказчиков в продукции компании, директор по стратегии «Anduril Industries» Крис Броуз заявил: «Попробуйте представить «Pulsar-Lite», но в еще меньшем форм-факторе.
Такое изделие существенно расширит возможности радиоэлектронного противодействия при установке системы на оружейные и тактические платформы".
А теперь об особенностях «Pulsar-L». В качестве ключевых следует отметить интеллектуальные возможности и способность к автономной работе.
Система самостоятельно (без участия оператора) производит анализ электромагнитного спектра, определяет уровень потенциальных угроз, принимает целесообразное решение при резком изменении боевой обстановки и минимизирует нагрузку на персонал.
Как заявил представитель «Anduril Industries», система «Pulsar-Lite» способна функционировать как с программным обеспечением «Anduril Lattice», разработанном специалистами компании, так и независимо.
Разработчик позиционирует ее в качестве актуальной альтернативы существующим более габаритным средствам РЭБ, названным в пресс-релизе «ручными, жесткими, громоздкими и к тому же ориентированными исключительно на конкретные угрозы».
По мнению генерального директора «Anduril Industries» по радиочастотным системам и системам РЭБ Сэма Эль-Аккада, комфортность использования «Pulsar-L» обеспечивается главным образом ее автономной технологией.
«Единственной задачей оператора является включение автономного режима, при активации которого происходит анализ спектра, детализация того, что в нем находится, определение угроз и наконец задействование своих боевых функций», — заявил на брифинге Эль-Аккада. Так сказать, все происходит как бы волшебным образом.
Успешной реализации данного проекта способствовали три составляющих:
1. Оперативная разработка плюс масштабируемое производство. Весь процесс создания «Pulsar-L» (от концепции до внедрения) занял всего восемь месяцев, чему в немалой степени способствовало использование общих программных и аппаратных платформ.
В настоящее время новая компактная версия уже применяется в реальных боевых операциях, хотя места ее развертывания ожидаемо держатся в секрете.
В рамках первого этапа, то есть до конца текущего года, планируется произвести порядка ста единиц таких систем. В среднесрочной перспективе годовой объем производства должен быть увеличен до нескольких тысяч «Pulsar-Lite».
2. Интеграция и перспективы развития. Наряду с автономным режимом работы «Pulsar-L» способен функционировать в тесной интеграции с другими системами.
Такими, например, как программная платформа «Lattice», имеющая модульную архитектуру, обеспечивающую в долгосрочной перспективе высокую эффективность и актуальность, а кроме того, позволяющую по мере появления новых технологий легко обновлять систему.
Что с учетом перманентно растущей угрозы со стороны БПЛА и возникающей, в связи с этим, необходимости применения гибких решений в сфере радиоэлектронного противодействия, «Pulsar-L» следует позиционировать в качестве значительного прорыва в обеспечении эффективности и безопасности современных армий.
3. Инвестиции и контракты. Контракт на поставку в рамках пакета мер по противодействию БПЛА систем «Pulsar» стоимостью $250 млн был заключен еще в октябре 2024 года. Кроме того, его условия предусматривали включение в номенклатурный перечень пятисот комплектов беспилотников-перехватчиков «Anduril Roadrunner».
Однако более интересен другой, 10-летний контракт с неопределенными объемом и сроками поставок — но на сумму до $1,0 млрд. В качестве заказчика выступило Командование специальных операций Соединенных Штатов, остро нуждающееся в оборудовании и программном обеспечении для эффективной борьбы с БПЛА.
В состав которого входят «Sentry Tower», «Lattice», перехватчик «Anvil» и, конечно, «Pulsar».
Подведем итоги. На примере данной разработки можно с уверенностью говорить о том, что и командование Североатлантического альянса, и представители западного военно-промышленного комплекса весьма активно и достаточно оперативно анализируют промежуточные результаты российско-украинского конфликта, стремясь с максимальной для себя пользой применять полученный на украинском театре военных действий опыт.
Особенно в отношении использования беспилотников и методов борьбы с ними. В развитие инновационных технологий этого перспективного направления инвестируются колоссальные суммы.
Причем не столько в «железо», сколько в программные разработки, включая элементы искусственного интеллекта. Сегодня как никогда верно утверждение, что «тот, кто хочет не отстать, должен бежать, а тот, кто стремится обогнать — должен лететь». От себя добавим — или срезать угол.
В настоящее время даже небольшие, но высокотехнологичные компании, обладающие свежестью взглядов и гибкостью мышления, способны на прорыв.
Естественно, при наличии соответствующего финансирования, свободного доступа к проведению эксплуатационных испытаний в реальных условиях и элементов технических решений крупных компаний, а также широких возможностей опытного производства.